29 марта 2014Игры
Обновлено 24.02.2016

Духовные скрепы: «Канобу» строит Великую Россию в играх

Россия стала на один Крым больше, и говорить о Великой Державе снова модно. Пока диванные эксперты рассуждают, что присоединять дальше – Восточную Украину или все же Аляску, – «Канобу» решил поддержать тренд и попытался построить Великую Россию в пяти разных играх. Где-то нам не досталось даже Крыма, где-то под Россию прогнулся весь мир, а где-то драматичной развязки было не избежать.
Россия стала на один Крым больше, и говорить о Великой Державе снова модно. Пока диванные эксперты рассуждают, что присоединять дальше – Восточную Украину или все же Аляску, – «Канобу» решил поддержать тренд и попытался построить Великую Россию в пяти разных играх. Где-то нам не досталось даже Крыма, где-то под Россию прогнулся весь мир, а где-то драматичной развязки было не избежать.

4000 лет до н.э. – 1444 н.э. (Civilization 5)

Духовные скрепы: «Канобу» строит Великую Россию в играх - фото 1

С исторической правдой Sid Meier’s Civilization V обходится примерно так же, как эксперты с канала «Рен-ТВ». Россией на протяжении всей игры правит Екатерина II; Москва оказывается в лучшем случае где-то в районе Уральских гор, в худшем (если начинать партию на случайно сгенерированной карте) – сбоку от бескрайней пустыни, так что приходится экстренно колонизировать ближайшие острова. Строить державу в таких условиях еще интереснее, хоть и понятно, что воевать вместе с Америкой против Брюсселя русские на заре времен по разным причинам не могли.

На склонах Фудзи распустился Оренбург, среди степей Монголии поселенцы заложили Якутск

Несколько тысяч лет наша Россия копила знания, строила акведуки и первой открывала маленькие города-государства – за что получала золото и строила новые акведуки. Вокруг жили варвары. Иногда они набегали на пограничные территории, жгли поля и угрожали городам – пришлось перевести экономику в военное русло, построить ударные отряды копейщиков, изучить арбалет и провести карательный набег – как оказалось, не последний. Варвары приходили издалека, часто строили укрепления на территориях, с которых их уже выгоняли, и даже поход на крайний север, где диких людей в шкурах было больше всего, мало что изменил.

Великая Россия не вела войн, хотя первой изобрела порох. Зачем драться с соседями, когда на востоке есть нетронутая Сибирь, а на берегу Тихого океана появился Ростов и можно прибрать к рукам ничейные Хонсю и Хоккайдо? На склонах Фудзи распустился Оренбург, среди степей Монголии поселенцы заложили Якутск. Середину пятнадцатого века Россия встретила первооткрывателем: корабли Ее Высочества прошли до Южного полюса, а Москва начала снаряжать поселенцев для освоения дикой Австралии.

Как было на самом деле:

Хотя поселения на территории будущей России существовали еще 50 000 лет назад, славянский этнос образовался из индоевропейского кочевого народа только в начале нашей эры. Там, где сейчас находится Венгрия, жили народы, которых византийцы называли «анты», а древнерусские летописцы – «поляне». Основные племена восточных славян (уличи, северяне, вятичи и другие) сложились в период между VI и VIII веками. Объединившись, племена выбрали себе правителя – варяга Рюрика, с правления которого началось распространение власти Руси на соседние территории. На рубеже тысячелетий было принято христианство. В XII веке на Руси началась феодальная раздробленность, после набежали татаро-монголы, победить которых удалось только объединившись и только к середине XV века.

1444 – 1820 гг. (Europa Universalis 4)

Духовные скрепы: «Канобу» строит Великую Россию в играх - фото 2

Имя «Россия» в Europa Universalis 4 нужно заслужить. В начале игры нам досталась Московия – кучка провинций с парой союзных княжеств и врагами со всех сторон: на севере – Новгород, на юге – загнивающая Орда и казанское ханство. Чтобы стать Россией, Московии нужно владеть провинциями, которых у нее пока нет. Проблема в том, что вести войны в Europa Universalis – бесконечно подставлять себя под удар. Как только мы решили покорить Новгород, на южные рубежи напала Казань. Затяжная война на два фронта не привела ни к чему: мусульмане отступили, а на северные земли пришли шведы. Новгород начал свою войну, и наша Московия под шумок увела себе часть провинций.

Невыгодный мир отнял у России часть провинций на юге, но это было даже к лучшему: там жили в основном мусульмане, которые часто бунтовали против насаждаемой государством православной веры

В состав страны один за другим вошли союзные княжества, а с юга пришел новый враг – Османская империя. Турки были сильны, богаты, лучше подготовлены, и, попав на чужую территорию, тут же рассыпались на миллион отрядов: через пару месяцев после начала первой войны сокрушившие Константинополь солдаты подошли к Москве. Невыгодный мир отнял у России часть провинций на юге, но это было даже к лучшему: там жили в основном мусульмане, которые часто бунтовали против насаждаемой государством православной веры. Столкнувшись с Турцией еще пару раз, мы поняли, что ловить на юге пока нечего, и обратили внимание на Сибирь. За короткий отрезок времени Москва перебила всех дикарей и получила Урал.

Старый Свет вел свою игру. Франция воевала с Англией, Англия воевала с Португалией, иногда все объединялись, чтобы немного побить зарвавшихся шведов. Проблемы европейских господ России едва ли касались – общих границ с большими державами у страны почти не было. Окно в Европу в итоге пришлось рубить чужими руками: по договору с Ливонским орденом страна получила пусть и не прямой, но выход к морю.

В XVII веке Московия – где-то войной, но чаще дипломатией, – объединила нужные провинции и стала Россией. Страна крепчала, но по-прежнему не могла воевать на равных с Турцией и Швецией, мешавшим экспансии на север, к Балтийскому морю, и юг, к берегам Черного. Под боком растущей державы появилась Украина, но ее тут же завоевали. Сперва Россия, затем Турция. Турки позже вернули стране независимость, и три крохотных провинции решили, что теперь будут дружить с Москвой. Пришлось отвечать тем же: в Europa Universalis легче приобрести союзника и поглотить его территории, чем пытаться кого-то завоевать. Украина, однако, стала особым случаем. Страна с армией в десять крестьян постоянно ввязывалась в глобальные войны и приглашала Россию. В результате десять крестьян падали в первом бою, и основной удар ожидаемо получала Москва – чаще всего от Турции. После двух таких войн Киев из союза выгнали, не помог даже дипломатический брак. Объединенная Россия закончила с покорением Сибири и наконец разбила Казань. До Аляски, правда, дойти не удалось – не пускала игра.

Как было на самом деле:

Объединенная Русь сбросила иго и вскоре сама начала экспансию: Казанское, Астраханское ханства, северные земли и Западная Сибирь довольно легко перешли в руки грозного царства. Начало XVII века ознаменовалось польской смутой, которая едва не развалила страну – выручили Минин, Пожарский и немного Сусанин. На престол вскоре сел Михаил Романов, и покорение Сибири продолжилось: к середине XVII века России принадлежали Чукотка и Дальний Восток. Здесь русские встретились с китайцами, которые драться не захотели. Зато захотели поляки, но в войне лишь уступили Русскому царству свои восточные территории. В начале XVIII века Россия получила Петра, а с его помощью – выход к Балтике (от шведов) и азовское побережье (от крымских татар). Последовавшая череда дворцовых переворотов не способствовала построению Великой Империи, но при Екатерине II все встало на круги своя: турки и поляки вежливо уступили Крым, Причерноморье, Белоруссию и Литву, а экспедиции начали осваивать Аляску. Вскоре стало не до Аляски – пришлось отбиваться от известного француза с планами мирового господства.

1836 – 1936 гг. (Victoria 2)

Духовные скрепы: «Канобу» строит Великую Россию в играх - фото 3

Victoria 2 Россия начинает в статусе великой державы, с мнением которой считаются, например, во время международных кризисов. Достаточно вступиться за условную Австрию на дипломатическом уровне, чтобы Англия и Франция хорошенько задумались над тем, какую сторону им принять. Исход половины войн в результате решается в кабинетах, но даже если переговоры зайдут в тупик, России есть чем ответить – только за первые несколько лет игры нам удалось построить армию, которая могла бы пройти маршем по всей Европе, будь это выгодно.

Только что сформированный Олимпийский комитет предлагает принять первые Игры, сразу после них – вторые. Путину и не снилось

Ввязываться в войну с колониальными владельцами, Англией и Францией, на самом деле не хотелось. Покорить Британию было бы относительно легко, а вот месяцами топать по Африке или Индии, то и дело сталкиваясь со злыми поселенцами – сомнительное удовольствие, которое может опустошить казну. Сэкономленные на войне деньги Россия тратит на технологии, спонсирует философские труды, вкладывается в образование. Одновременно с этим строятся заводы и железные дороги, начинаются инвестиции в предприятия западных стран. К концу XIX века наша Россия – большая, уважаемая, предельно развитая страна. Только что сформированный Олимпийский комитет предлагает принять первые Игры, сразу после них – вторые. Путину и не снилось. Империя развивала колонии на Аляске (расширить владения не получилось из-за подсуетившихся англичан) и даже получила свой клочок в Африке.

В двадцатый век мир вошел без конфликтов, но внутри страны появились странные движения. Поднимали голову коммунисты, но больше беспокоила растущая от года в год партия фашистов (в итоге, правда, так и не набравшая большинство). Намерений менять что-то во внутренней политике у нас не было, и мелкие бунты тотчас давились армией. Мировое сообщество таких действий не одобряло, но во внутренние дела не лезло. В лигу выдающихся стран, тем временем, ворвалась Япония, за пару десятков лет отгрохавшая заводов и армий больше, чем вся Австрия. Интересов России жители островов не задевали, но пару раз пытались расшатать мировой порядок, вступаясь то за Турцию, то за Индию, которую предлагали освободить от британского гнета. Европейские страны тем временем объединились и отлупили Германию – Первой мировой в результате не случилось вовсе, а Российская империя получила Кенигсберг и, решив не останавливаться, отомстила Турции за Europa Universalis 4.

К периоду революций мы подходили с трепетом. В большинстве провинций стояли войска, и даже когда страна всколыхнулась от поступи коммунистов, с бунтовщиками расправились за месяц. Красные знамена после этого возвращались не раз, но Россия была готова. К концу игры Империя подошла единой.

Как было на самом деле:

Расправившись с декабристами, Николай I душит польское восстание. Россия ведет войны с Ираном (успешно), Грузией (бессмысленно) и против всех в Крыму (более чем провально). К 1856 году к стране присоединились Чечня, Осетия, Черкесия, Грузия, Дагестан. Не удалось поделить Турцию, за которую некстати вступились Англия и Франция – пришлось отдать Бессарабию туркам. После Кавказской войны (главный приз – Абхазия) взгляд Александра II пал на Среднюю Азию, и к империи (не без боя) присоединились Кокандское ханство (Узбекистан), Илийский султанат, Туркестан. В начале XX века по стране прокатилась череда волнений – случилось несколько революций, началась гражданская война. Все более-менее улеглось только в 20-х, но из потрясений Россия вышла совсем другой страной.

1936 – 1948 гг. (Hearts of Iron 3)

Духовные скрепы: «Канобу» строит Великую Россию в играх - фото 4

При игре в Hearts of Iron за Советский Союз главное – ударить Гитлера до того, как Гитлер ударит тебя, и самому превратиться в Гитлера. Наступление немцев неизбежно, но попытка предотвратить его чаще всего приводит к тому, что весь мир объединяется против другого врага – СССР. Так случилось и в этот раз.

Советский солдат помыл сапоги в Индийском океане, и когда Азия стала красной, настала пора обратить в коммунизм оплот мировой демократии

Объявлять войны всем подряд в этой игре нельзя – по крайней мере, поначалу. Для первого нападения нужно проводить тонкую дипломатическую работу: портить образ вероятного противника с помощью шпионов и пускать по стране агрессивную пропаганду. Чем больше воюет страна, тем легче ей начинать новые войны. Следовательно, для того, чтобы объявить войну Германии, нужно самому стать Германией, по возможности завоевав все, что лежит между вами. Полностью разогнав старую армию и построив новую (на это ушло несколько лет, но поступившие дивизии были лучше готовы), Советский Союз напал на Финляндию и покорил страну суоми в кратчайшие сроки. В этом отчасти помогла механика Hearts of Iron – для аннексии государства достаточно захватить его ключевые провинции.

Затем пала вся Скандинавия. Часть войск осталась в северных краях, чтобы давить маленькие восстания, остальные передвинулись на европейский фронт, который должен был открыться вот-вот. Когда отборные дивизии встали на границу Румынии, заводы по всей стране штамповали новые танки – для покорения Балкан. Маленькие государства сдавались почти без боя: мотострелковые дивизии проезжали их насквозь и быстро занимали важные города. Очень скоро границы СССР подошли к Германии с двух сторон. Немцы до конца делали вид, что все в порядке, и даже предложили подписать пакт Риббентропа-Молотова: так страна без боев получила Прибалтику. Мнение Лиги Наций советских вождей не волновало.

Дальше был красный каток, павший Берлин, затяжные бои на границе с Францией, но дни разрозненной Европы были сочтены. Почти как в Red Alert, середину 40-х мир встретил наполовину советским, а в недрах государственных НИИ под неусыпным взором портретов вождей вовсю изучались ядерные и ракетные технологии. Советский солдат помыл сапоги в Индийском океане, и когда Азия стала красной, настала пора обратить в коммунизм оплот мировой демократии. Видел бы нас Владимир Ильич.

Как было на самом деле:

Немного погрустив из-за того, что Европа никак не хотела становиться коммунистической, СССР понес учение Ильича в Азию. В 1936 году был заключен договор с Монгольской Народной республикой, что очень возмутило японцев, в столкновениях с которыми началась полководческая карьера Жукова.

В 1939 Союз напал на Финляндию, но потерял много солдат и был исключен из Лиги Наций – те заклеймили страну агрессором. В то же время крепла Германия, и для отсрочки войны был подписан пакт Молотова-Риббентропа. Благодаря нему в состав СССР вошли Балтика и часть Польши. Дальше, как всем известно, без объявления войны Гитлер напал на Сталина.

Первые два года войны состояли преимущественно из неудач, отступлений и экстренным переносом промышленности. В Европе Гитлеру уже принадлежала Чехословакия, Австрия, часть Польши; Муссолини терроризировал Балканы. Франция сдалась без боя, Великобритания страдала от бомбежек, зато проводила довольно бессмысленные операции в Северной Африке. Вспомнив про духовные скрепы, СССР выдал битву под Сталинградом, потом Курскую дугу и убрал угрозу от Москвы. Европа наконец провела конференцию в Тегеране, где союзники договорились о высадке в Нормандии. После нее немцам оставалось только отступать, чем они усердно занимались вплоть до 8 мая 1945, когда советские танки вошли в Берлин.

На Ялтинской конференции Россия пообещала вступить в войну с Японией – та в итоге капитулировала 2 сентября. После того, как пыль улеглась, Европа решила, что мировые войны – занятие недостойное, и создала ООН. Появились просоветский и прозападный блок (будущие ОВД и НАТО соответственно), начались гонка вооружений и холодная война.

1985 – 1991 гг. (Crisis in the Kremlin)

Духовные скрепы: «Канобу» строит Великую Россию в играх - фото 5

Crisis in the Kremlin – игра про агонию. Советский Союз здесь разваливается в любом случае, вы можете только отсрочить конец. Для этого нужно читать письма от мамы (к имени игрока там обязательно добавляется ласковый суффикс «–chick»), иногда звонить в МИД и принимать непопулярные меры – например, дружить с американцами или сокращать ядерный арсенал.

Поставленные на охрану продовольственных складов солдаты сами принялись воровать хлеб, родная мать в письмах рассказывала, как у соседки увели всех кур, и слезно просила «уговорить тех министров посадить как можно больше капусты»

В начале игры мы попытались решить проблему голода – дали добро на постройку частных ферм и попросили помощи у США. Такой поступок воодушевил народ, но не был принят в Политбюро. Партия вежливо намекнула, что настолько устоявшийся строй менять нельзя. Затем случился Чернобыль (глобальных событий в Crisis in the Kremlin избежать нельзя), аварию предали огласке, и только-только поднявшаяся с колен страна снова рухнула в грязь. Зрели бунты – в том числе голодные, – поставленные на охрану продовольственных складов солдаты сами принялись воровать хлеб, родная мать в письмах рассказывала, как у соседки своровали всех кур, и слезно просила «уговорить тех министров посадить как можно больше капусты». Денег на реформы почти не было – пришлось подписать договор об уничтожении ядерных ракет (его также можно подписать, но не выполнить) и вывести войска из Афганистана. Стало легче, но главные проблемы ждали страну впереди.

В июне 1987 в кремлевском кабинете раздался звонок. Какие-то люди сообщили нашему Президенту, что держат под контролем всю армию, так что не мешало бы мирно сложить полномочия и съехать куда-нибудь в Ростов. Бросать страну не хотелось, и мы попросили помощи в Политбюро. С бунтовщиками быстро разобрались, но к тому времени из состава Союза захотели выйти несколько прибалтийских республик. Попытки договориться только оттянули распад – к концу года СССР стал немного меньше. Пакет реформ (свободная пресса, рынок и джинсы – почти как на Западе), которые должны были спасти всех, фактически убил страну. Через месяц после его принятия советский народ сверг нашу власть. Прости, мама, но эту страну мы потеряли.

Как было на самом деле:

Горбачев пришел к власти в стране затхлого коммунизма. Брежневский застой и дом престарелых вместо партии не пошли государству на пользу – равно как и бессмысленная война в Афганистане, которая всерьез подкосила советскую экономику. Авария на Чернобыле только подчеркнула проблемы с административно-командной системой, и правительство взяло курс на перестройку. У населения забрали весь алкоголь и объявили, что теперь жить придется при демократическом социализме и рыночной экономике.

СССР начал разоружаться в одностороннем порядке – денег на поддержание армии и новые бомбы уже не хватало. Это смягчило отношение соседей к Советам, но одновременно уменьшило влияние страны даже в своем регионе. На востоке усиливался Китай, и СССР очень хотелось возобновить дружбу с братьями-коммунистами. Этому мешали три вещи: советские войска на советско-китайской границе и в Монголии, советские войска в Афганистане и вьетнамские войска в Кампучии (Камбодже). Подумав, СССР решил вывести войска, но решение вновь повлияло на статус и авторитет государства.

Начались центробежные процессы. Произошел межнациональный конфликт в Нагорном Карабахе (окончательно не решенный до сих пор), получили независимость страны Балтии, в оставшихся случилась череда антикоммунистических революций. Вскоре Польша, Венгрия, Чехословакия, Румыния и Болгария послали СССР к черту, а в ГДР вдобавок ко всему сломали стену. Из останков страны в 1990 году выделилась РСФСР, и хотя по итогам референдума было решено сохранить Союз в полуразложившемся виде, Украина и Беларусь вскоре вышли из его состава. Большую страну распустили окончательно.

Текст: Сергей Колокольников

Комментарии 44
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Cantrust
Cantrust
А как же @Crusader Kings 2? Если уж речь зашла о задротстве в игры от парадоксов. И вообще, нужно было захватывать мировое господство за Рюку.
Shoogo
Shoogo
Так... а где Spore?