Драконы и големы: как поживает Age of Wonders 4 спустя полгода после релиза
Известный факт — игры Paradox Interactive давным-давно превратились в огромный полигон для самых разных безумных тестов. Причём экспериментируют как сами разработчики тех или иных игр, так и фанаты со своими модами. Превратить Hearts of Iron IV из исторической игры в стратегию по мотивам Fallout? Перенести партию в Crusader Kings 3 на поля Тамриэля или Вестероса? Воссоздать Империум Человечества в Stellaris? Раз плюнуть!
Age of Wonders 4 в этом плане пока что слегка отстаёт от коллег по цеху, но тут нет ничего удивительного: она вышла совсем недавно, в мае. Игра получилась хорошей даже в базе, но нам сейчас интересно другое — дополнения к ней. Triumph Studios успела выпустить уже два DLC: Dragon Dawn и Empires and Ashes, одно небольшое, второе покрупнее. И нет, они не то чтобы сильно преображают игру. Но контента при этом добавляется немало, а ещё — и это самое главное! — вам наконец-то дают поиграть не только обычным героем-гуманоидом, но и залезть в драконью шкуру. Ну как тут устоять?
Драконий вопрос
Нет, правда: какая ещё фэнтезийная игра даст вам возможность не просто сражаться с драконами или нанимать их на свою сторону, но и самому отыграть роль одного из них? Жадного до золота и власти, или, может быть, благородного защитника своих подданных — это уже, конечно, зависит от вас.
Драконы-герои в Age of Wonders 4 занятны не только в этом смысле. Во-первых, у них совершенно иная механика работы инвентаря. Мечи и арбалеты могучие ящеры не жалуют, броня на такую тушу вряд ли налезет, а на ездовое животное лучше даже не пытаться садиться — раздавит. В итоге такие правители довольствуются только бижутерией да всякими вспомогательными артефактами, а ещё полагаются на собственные крепость чешуи да отменное здоровье. Ну, и ещё рядом чисто драконьих умений: огненным дыханием, возможностью от души махнуть хвостом, а также козырной способностью просто сожрать неугодного. Любовь, как говорится, приходит и уходит, а вот кушать хочется всегда.
Дракона, разумеется, разрешается всячески кастомизировать, как и прочих героев. Выражение морды, габариты, цвет — почти всё, что пожелаете. А потом ещё и во время партии можно добавлять деталей по вкусу. Скажем, пошедший во время прокачки по пути природы ящер обрастёт лианами и цветами, вместо огня будет дышать ядом — ну, и так далее.
Самое, пожалуй, важное — разработчики не поленились и прописали кучу событий чисто под такого вот крылатого правителя. Дракона, даже доброго паиньку, будут бояться и уважать, кто-то — открыто ненавидеть, а кто-то попытается понять ваши мотивы. Причём вы всегда сможете показать своё драконье высокомерие, и на очередное предложение игры побыть тише воды, ниже травы ради установления с кем-нибудь союзнических отношений вы всегда можете просто пыхнуть огнём. Пусть знают, во что ввязались.
Что ещё, помимо нового типа героев, предлагает Dragon Dawn? На удивление немного. Новую расу людоящеров, новый сценарий с уникальными условиями — накостылять сразу шестерым драконам-правителям! — а также две новых магических книги, ключевую особенность всей Age of Wonders 4. Книги полезные (особенно та, что отвечает за призыв драконов), однако для тех игроков, которые хотели побольше проработанных сценарных миссий, они вряд ли будут интересны.
Свистать всех наверх!
Для таких вот больше подойдёт второе DLC: Empires and Ashes. Здесь Triumph дали ещё больше контента, хотя кто-то может сказать, что после «драконьего» обновления это всё кажется мелочью.
И действительно — введение в игру расы антропоморфных птиц после людоящеров и драконов может показаться шуткой. Кому, мол, нужны двуногие курицы, когда у нас есть огромный летучий апокалипсис? AoW 4, впрочем, позволяет кастомизировать свои фракции буквально как душа пожелает, поэтому сделать целую расу пернатых воинов под предводительством того же дракона вполне себе реально. Можно даже оторваться по полной, сделав из своих подопечных сборище настоящих головорезов-корсаров, которые спят и видят, как устроить очередной набег и прибрать к своим рукам чужие сокровища.
Пираты — это новая особенность, которую добавляет второе DLC, и эта самая особенность поставляется с рядом своих уникальных фишек. Они, как и другие фракции-материалисты, могут накапливать «военные трофеи», которые можно тратить на всякое. Запугивания, угрозы — или, внезапно, создание продвинутой машинерии. Боевые дредноуты, огромные пушки, воины с мушкетами: фэнтезийный мир Age of Wonders снова познаёт технический прогресс, и горе всякому, кому он покажется смешным.
Жаль только, что героям-материалистам не дали особых перков конкретно под огнестрел. Заиметь собственного персонажа-снайпера в магической вселенной — звучит, согласитесь, как минимум забавно!
Empires of Ashes, если так подумать, вообще отлично подходит для последователей концепции материализма. Что DLC, что вышедший вместе с ним патч под говорящим названием «Голем» фокусируются на неодушевлённых, но практичных и полезных вещах. Например, сразу две из четырёх книг магии в этом обновлении посвящены созданию различных конструктов. А ненужные артефакты, которыми никто не пользуется, теперь можно пустить в переплавку и создать из них что-нибудь действительно полезное. Вышедший с дополнением патч привнёс в игру в крафт, который смотрится в пошаговой стратегии неожиданно органично. Главное, конечно не увлечься, и случайно не разобрать весь свой арсенал….
Что ещё улучшили с выходом Empires and Ashes?
Ну, например, довели до ума прибрежные зоны и слегка улучшили сражения на воде. Добавили новые боевые карты, сделали города у океанов и морей более полезными. Улучшили взаимодействия с AI-подчинёнными, в особенности с вассалами, а также поменяли ряд вещей в кастомизации фракций (и добавили в редактор новых особенностей).
Те игроки, которые купили дополнение, также получат доступ к новому виду победы — захвату и удержанию особых контрольных точек. Ничего, в общем-то, особенного: захватил точку, стоишь, ждёшь пока «накапает» достаточное количество очков, потихоньку сражаешься с постоянно наседающими врагами, несогласными отдавать победу просто так. Немного напоминает «магическую» победу, которая уже была раньше — только с той разницей, что вам теперь нет необходимости строить три особых здания.
Ну и на закуску — две новых сюжетных миссии. Больших и довольно разнообразных. Уже в первой вас ждёт дилемма: пойти лёгким путём и просто всех перебить? Или же выслушать стороны конфликта, поддержать одну из них и разгромить другую? При достаточном упорстве и желании творить добрые дела можно вообще решить всё бескровно, но это потребует времени и сил, а таковых может и не найтись. Особенно если вы всё-таки ухитрились ввязаться в конфликт, а не решить свои проблемы с помощью дипломатии.
Вердикт
Подводя итог, можно сделать такой вывод: поживает Age of Wonders 4 хорошо. Оба вышедших дополнения с лёгкостью можно назвать как минимум неплохими (ну, возможно, во мне просто говорит любитель пиратов и драконов, поди разберись!), да и различные балансные и QoL-улучшения тоже иначе как «приятными» не назовёшь. Пожалуй, сильнее всего хочется поворчать на масштаб вышедших добавок: что Dragon Dawn, что Empires and Ashes — дополнения относительно небольшие, поэтому вряд ли смогут надолго вернуть ваш интерес к AoW 4, если вы уже наигрались.
А если вы активно играете, приобрести их действительно есть смысл. Всё-таки улучшения культур, шесть новых магических книг, новый тип лидера и всё остальное — это весьма недурный бонус. Остаётся ждать, что будет дальше — лично я надеюсь, что у Triumph Studios в будущем будут выходить только добротные DLC.