«Dota как бейсбол. Будущее за играми, которых пока нет». Дизайнер стиля Virtus.pro разнес киберспорт

Вячеслав Опахин
Если хотите объяснить кому-то, что киберспорт — это серьезно, назовите одну цифру: $15,5 млн. Это призовые для команды OG, разбомбившей всех на The International. Сумма круче, чем во многих традиционных видах спорта. Мужская сборная России по волейболу выиграла Лигу наций и получила – $1,2 млн. Киберспортивные клубы пока привыкают к высокому статусу и учатся работать с фанатами. Один из лидеров в этом — российская Virus.pro. Перед поездкой на TI9 команда представила обновленный стиль, чтобы зашло китайским болельщикам. Вячеслав Опахин поговорил с одним из авторов проекта дизайнером Андреем Горбуновым. Дальше — 10 минут бодрейшего разговора про спортивный и не очень дизайн.

«Дизайн всего киберспортивного из начала нулевых»

— Перед The International много обсуждался редизайн Virtus.pro. Команда приехала в Китай с новыми цветами и измененным лого. Почему панда и красно-черная гамма?

— Блогер Маша Ермолина приходила к нам в студию снимать влог, и мы кека ради сказали, что паттерн родился, потому что мы вдохновлялись рыбой. Лулзы, конечно. Это сухая аналитика. Работу мы начали с национальных символов. Взяли именно Китай, а не Шанхай, потому что Инт для всей страны — событие. Родился традиционный убранистический узор, мы нашли классное сочетание VP в иероглифах. И нужен был суперяркий образ. Панда лучше всего подошла. Ее все любят, ну и если в Китае выступать с лого панды, это плюс поддержка. Ну и знак уважения стране.

— Сколько денег можно срубить на китайской аудитории с таким подходом?

— Вопрос к [генеральному менеджеру] Роману Дворянкину. Мухи отдельно, котлеты — отдельно. Жаль только, что ни заряд тапок от Красавы (блогер Евгений Савин — «Канобу»), ни наша магия для формы не помогли. Фавориты должны были проходить RNG. Жаль, что зубов после группового этапа не осталось.

— Есть мнение, что студии дизайна — это творческий хаос, где ребята ловят вдохновение 90% времени, а потом перед дедлайном все шустро делают. Это миф?

— Вдохновение вообще не нужно. Дизайн — прежде всего процесс, в котором важен результат. Нужно понять, что хочет клиент: редизайн, новый стиль или просто шрифты. Хоккейная, футбольная или киберспортивная команды — без разницы. Нужно понять, что конкретную команду отличает, в чем ее уникальная сторона, и вытащить это на первый план. А вдохновение на фиг.

— А как же мемы про глупость заказчика, который ничего не понимает и просит «поиграть со шрифтами»?

— Такое бывает, но решают правильно заданные вопросы. Иногда человек сам не понимает, что ему нужно, и ты направляешь его. Тот же Virtus.pro — что нужно было сделать при редизайне? Основное: выделить их в таблицах, лого должно сразу видно на мобильных устройствах. Чтобы он был масштабируемый, были саб-элементы, и мерч можно делать разнообразный.

Интервью с дизайнером Андреем Горбуновым | Канобу - Изображение 0

Андрей Горбунов, сооснователь дизайн-студии Quberten.

— Ваша студия делала основной редизайн VP. Что плохого было в оранжево-черном лого?

— Кусок пиццы, медведь, внизу надпись Virtus.pro, чтобы все точно-точно поняли, что это Virtus.pro, и пожуханный оранжевый цвет.

В 2003-04-м годах я был студентом, мы ходили в клубы играть в «контру» на ящик пива. И дизайн всего околокомпьютерного был таким же, как сейчас в киберспорте: рубленые линии, как у «Хищников», абстракции, всякие шипы. Или у Na.Vi на форме фирменная галочка — чисто из тех времен. Все это как эмо-стиль – он умер, так и тут морально устарело.

Интервью с дизайнером Андреем Горбуновым | Канобу - Изображение 0

— Старый лого Virtus.pro с серебряным медведем на щите тоже про начало нулевых?

— Посмотри, до фига элементов. Плохо разбирается на составные части. Голова медведя, может, и прикольно, но сейчас в моде минимализм, чтобы легко нанести на мерч. Все эти детальки, отблески, градиенты – не нанесешь. Элементов и суеты много: щит, медведь, царапины, шипы, какие-то крылья. Зато месседжа нет, лого ничего зрителю не говорит.

— Какой месседж у нового логотипа?

— Буква «V», в первую очередь. Пока киберкоманд не так много, и эту букву никто не занял. А мы это сделали. Теперь «V» отрабатывает за команду в таблице.

Интервью с дизайнером Андреем Горбуновым | Канобу - Изображение 0

Состав Ninjas in Pyjamas.

«В футболе все атлеты. Не в обиду ребятам, в киберспорте — разные»

— Чем киберспортивная форма отличается от другого спорта? Кроме того, что надо везде налепить спонсоров.

— Отрабатывает верхняя часть. Еще важный момент: в футболе все атлеты, с хорошей мускулатурой. Не в обиду ребятам, в киберспорте попадаются разные. Есть худые, толстячки, сутулые, да какие угодно. И по хорошему, должна быть целая линейка — кому как удобно. Хочешь выйти в худи — пожалуйста, короткие рукава — вперед. Вот RodjER любит длинные. Дизайн должен быть адаптивным к фасону. Плюс ткани в футболе абсолютно другие: большие нагрузки, люди потеют, футболки дышащие.

— Джерси в киберспорте часто выглядят по качеству как старые майки для футбика с рынка. Жуткая такая синтетика.

— Для меня тоже загадка. По идее, производители уже должны прикинуть версии для киберкоманд. «Дышащие подмышки», я не знаю. Человек волнуется, и ему в синтетике тупо неприятно. Недавно появились кроссовки для геймеров с вентиляцией. Тут тоже что-то изменится, наверное.

— Многие жалуются, что в киберспорте вообще сложно найти качественный мерч. Сплошной Китай, и где покупать?

— Мне сложно ответить. У VP еще все не так плохо, как у остальных команд.

— Как вариант: киберспорт — раздутая история, не так уж он популярен. Нет спроса – мерч и не делают.

— Возможно, так оно и есть. Другое дело, комьюнити наращивается. Я вот сам не втыкаю в Dota 2: кто-то кого-то убил, блин, что?! Зато в Counter-Strike все понятно. Так же и у большинства людей, которые вообще не осознают, почему человек фигней за компом занимается и получает миллион баксов.

Киберспорту нужны более понятные обывателю дисциплины, но с большим размахом и зрелищностью – свои футбол или хоккей. Dota 2 — это как бейсбол, его понимают адепты. Будущее за играми, которых пока нет. Сейчас миллион исследований провели, все болевые точки поняли, есть рецептура, так что такая игра появится.

— На какой традиционный спорт киберспорту стоит равняться?

— Виды не стоит сравнивать. Киберспорт еще не понял свое направление. Слишком много хаотичных экспериментов. Много дисциплин, где различаются коммьюнити и восприятие. «Контра» это резкий дизайн, Dota — другое.

Можно ориентироваться на «ПСЖ» в футболе, они главные модники. Главное — мерч, а киберспортивные команды пока даже не догадываются, что этим надо заниматься. Надо продавать более носибельные вещи. Тонкие символы, качество, чтобы в футболке с лого не было стыдно на встречу прийти. Полноценный кэшл.

— Три лучших лого в киберспорте, исключая Virtus.pro?

— Astralis — геометрично, узнаваемо и ничего лишнего. «Ликвиды» раньше бесили страшно: ну какой конь с ирокезом?! И что-то привык, неплохо выглядит. Na.Vi тоже нравится, но и они отстают.

— Давай сейчас сделаем экспресс-дизайн для Na.Vi.

— Как быстро?

— Минута. Как у Лебедева, только круче.

— Ох, — Андрей берет лист А4 и ручку. — Есть надпись Na.Vi, снизу еще подпись, какой-то круглый элемент «печать». Надо оставить параллелепипед — он узнаваемый. Я бы убрал плашку, все лишнее, чуть подправил толщину. И вместо линий — какие-то легкие градиентики. Получилась бы цельная надпись. Без процесса обдумывания — так. С тебя сто тысяч.

Интервью с дизайнером Андреем Горбуновым | Канобу - Изображение 0

«Чтобы случилась революция, надо учитывать изменение мира, а не толпы»

— В интервью Design Mate ты говорил, что в российском спорте с дизайном особо не заморачиваются. Почему так?

— Экономия. Потратить 25 млн евро на игрока — ок, а отдать жалкие копейки на дизайн — не ок. Это как купить «Бэнтли», покрасить масляной краской, нацепить убогие диски и кататься. В тех же футболе, хоккее клубы убыточные. Зачем им задумываться: как продать мерч? Зачем делать шоу? Почему важен имидж?

Это только-только приходит, и то в большие клубы. У футбольного «Зенита» есть, у хоккейного ЦСКА — нет. Они победили в прошлом году [в чемпионате], взяли Кубок Гагарина, а сделать чемпионскую линейку не догадались. И фан-шоп закрыли летом на каникулы.

— Представь, что я руководитель условного хоккейного клуба. Как убедить меня этим заняться?

— Это же взрослые люди со своей позицией. Тебе лет шестьдесят, ты родился в СССР и не понимаешь, что мир куда-то движется. Как бы я тебя убедил? Показал бы статью доходов успешного клуба от продажи мерча. В России это получается офигенно у «Краснодара», «Зенита», неплохо — у «Спартака» и «Локомотива».

— Многие считают, что в России люди просто не будут тратить деньги на мерч.

— Так нужно сделать его таким, чтобы они захотели. Не просто сделать фотки на айфон, как у «Крыльев Советов». Заходишь в магазин, и слезы текут. Шарф за 200 рублей из самой дальней провинции Китая. Конечно, его никто покупать не хочет.

Даже для VP мы сделали форму, и люди сразу начали спрашивать: «Где купить?!». Хайп пошел. Можно подсуетиться и линейку какую-то организовать.

— Студия Quberten часто делает полный редизайн для спортивных команд, а болельщики трепетно относятся к традициям. Как быть с протестами?

— Десять лет назад я сделал логотип хоккейному клубу «Атлант». Куча новых идей, которых в российском хоккее не было. Большинству понравилось, но в любой ветке на форуме начинался жесткач: «Надо разбить щи этому чуваку». Теперь мы поступаем просто: не читаем комментарии. Их реакция на изменение внешнего мира — их реакция, которая не касается нас или клуб.

— Негативная реакция может быть в любой стране. Попробуй в Англии радикально сменить клубу логотип.

— Там традиции, а у нас они не такие глубокие. Понятно, не придет в голову «спартаковский» ромбик в кружочек переделать. Большинство клубов с короткими корнями, которые можно корректировать или рубить, если «растет» не туда.

— «Мы просто забиваем на мнение болельщиков» — звучит так себе.

— Мир меняется. Появился айфон, и началась новая эпоха потребления контента. Появились соцсеточки. Нужно было реагировать: кто-то смог, а кто-то не осознает важность соцсетей до сих пор. Ну и у Генри Форда есть высказывание: «Если бы я спрашивал у людей, что им нужно, то делал бы быстрых лошадей». Он предложил принципиально новое решение. Чтобы случилась революция, надо учитывать изменение мира, а не толпы.

— Три российских футбольных клуба, которым нужно менять эмблему?

— «Тамбов»! Просто надо уничтожать и переделывать. Это несовременно, за него просто не хочется болеть. «Урал», «Уфа» и «Оренбург» — вместе на доработку. «Уфу» надо пересобирать, сделать современнее.

— А ЦСКА, «Краснодар»…

— И ЦСКА. Боюсь, просто фанаты меня неправильно поймут. У «Краснодара» общий стиль классный, потому что им занимается студия Лебедева. Сам логотип — есть элементы самодостаточные: бык, надпись, шашечки. Вытащил, и они работают.

— Российские футбольные клубы тоже идут в киберспорт. Давай разберем их логотипы?

— «Спартак» при всей хорошей графике — мимо. Слишком нагроможденный, все в лоб. Если бы наши дизайнеры делали такую работу, этот вариант заруинился бы. «Торпедо» — футбольная эмблема и есть, это старый образ футбольного клуба.

У «Локомотива» самая четенькая, он классный. Но опять-таки надо посмотреть, как будет выглядеть на форме, как все складывается.

— Есть ощущение, что иногда люди просто не понимают, что такое киберспорт.

— Так и есть. Часто спускается сверху: «О, у „ПСЖ“ есть киберклуб, давайте тоже сделаем». Формальная работа с формальными результатами. Было бы круто, если бы коммьюнити снизу выросло. Если бы условный «Зенит» начал помогать клубу, уже достигшему результатов.

«Гоша Рубчинский — о ситуации сейчас»

— В хоккее популярна тема ретро. Почему в других видах этого нет?

— Сейчас эпоха стагнации во всем мире, и популярны 80-е и 90-е. В России еще примешивается ностальгия по «совку». Людям хочется откатиться назад, когда солнце было ярче, жизнь проще. На этом фоне ретро-стиль неплохо заходит. Это дух времени, возможно, пятилетки.

— Дизайн в «совке» — ок?

— «Совок» в хорошем смысле. И дизайн был сильный. Есть мнение, что Красная армия победила не только физически, их плакаты были просто круче, чем у белогвардейцев. Образ был более убедительным, свежим и мощным для людей. Дизайн помог большевикам занять Россию.

— У СССР был свой стиль. Почему в России не рождается свой стиль?

— В начале было круто: эйфория, Родченко, эксперименты. Авангард популярен во всем мире, и он именно русский. С приходом Сталина и Хрущева позже все «чикалось». Художников уничтожали физически и психологически. Все делали по ГОСТу. Стиль замер, и к 80-м был полный отстой. Если фильмы еще были, архитектура поникла, случилась стагнация. Мы дети 70-80-х, и чтобы что-то выросла, нужна более благодатная почва. Новое поколение уже потихоньку появляется — наше, русское, крутое. Хотя бы в музыке.

— В музыке?!

— Новая волна рэпа внутри России заходит многим. Оно свежее, новое, наперекор. Поэзия, тексты в рэпе — имена называть не буду, чтобы не палиться.

А так за 20 лет, это большой срок, Россия не родила нового стиля в архитектуре. Одни и те же дома плодятся везде. Новые свежие стили создают иностранцы.

— Может, дело в экономике? Людям некогда заниматься творческими изысканиями, потому что хочется есть.

— Начну снова издалека. После Первой мировой войны в Германии была жопа, упадок нации. И появился Баухаус — затем легенда архитектуры. До войны «Сделано в Германии» было клеймом, а после движения баухаус — брендом качества. Идеи могут быть непонятными, но нужно ими заниматься, рисковать. Баухаус возник, когда в Германии вообще не было денег.

— Кириллица и гоп-стиль «под 90-е» могут стать для Запада новым русским стилем?

— Нет, это маленький тренд, который моментально уйдет. Гоша [Рубчинский] — о ситуации «сейчас». Еще пять лет назад люди ходили в брендовых шмотках: Kenzo, Gucci. Сейчас актуальный шмот невидимый. Поэтому эпоха коллабов, чтобы хоть как-то стимулировать продажи. Люди устали от ярлычков и бренд-аватаров. «Ты не Kenzo, ты — это ты». Рубчинский не про это.

Пришли соцсети, потом айфон, и жизнь начала очень быстро меняться. Вместо недостатка информации интернет принес нам ее чрезмерное количество. Сейчас случится отток, люди начнут потреблять гораздо меньше информации. Пока у нас эпоха информационного фаст-фуда: быстро, сразу и не думая.

— Почему ностальгия именно по 80-90-м?

— Эпоха тотальных экспериментов. Девяностые вообще безумные: экспериментировали все со всем. Почему бы не носить лосины и свитер? Побежали! Ирокез — лучшая прическа! Процесс ломания доставлял удовольствие. Сам процесс классный, но что-то с этим надо делать. И это задача нашего поколения.

Последние статьи