14 февраля 2019
Обновлено 14.02.2019

Doom Patrol — вспоминаем историю одной из самых необычных команд в комиксах DC

15 февраля на стриминговом сервисе DC Universe выходит первая серия Doom Patrol — второго сериала этой платформы и спин-оффа «Титанов». У Doom Patrol длинная и необычная история, со своими взлетами и падениями. Общепринято считать, что для серии «золотой век» наступил с приходом Гранта Моррисона, но мы попытаемся взглянуть на историю этой команды чуть шире.
15 февраля на стриминговом сервисе DC Universe выходит первая серия Doom Patrol — второго сериала этой платформы и спин-оффа «Титанов». У Doom Patrol длинная и необычная история, со своими взлетами и падениями. Общепринято считать, что для серии «золотой век» наступил с приходом Гранта Моррисона, но мы попытаемся взглянуть на историю этой команды чуть шире.

Патруль дебютировал в _My Greatest Adventure #80 _— еще одной научно-фантастической антологии DC, которые были популярны в 60-х. Создателями команды стали Арнольд Дрейк, Боб Хэйни и Бруно Премиани — два сценариста и художник соответственно. Из них троих наиболее популярным был Арнольд Дрейк, который, помимо Патруля, создал еще несколько персонажей — например, Мертвеца (Deadman) — и команд, таких как Стражи Галактики.

С Патрулем связано два интересных обстоятельства. Первое — команда так быстро стала популярной, что спустя пять выпусков серия была переименована в Doom Patrol и Патруль стал ее единственной звездой. Первоначально в команде было всего три участника, помимо ее основателя: Роботмен, Эластичная девушка и Негативный человек. Они же, кстати, вошли в состав сериальной команды. Их собрал Найлз Колдер — прикованный к инвалидной коляске гениальный ученый для того, чтобы спасать мир от всего странного и непонятного.

Роботмен, он же Клифф Стил, был всемирно известным автогонщиком. После аварии на трассе уцелел только его мозг, который Колдер поместил в тело робота.

Рита Фарр, она же Эластичная девушка — бывшая киноактриса, которая под воздействием загадочных паров получила способность удлиняться.

Ларри Трейнор, он же Негативный человек — бывший пилот ВВС США, который после катастрофы получил летальную доза радиации, но остался жив. Он вынужден носить на теле специальные бинты, дабы сдерживать ее уровень.

Что характерно — все три инцидента подстроены самим Колдером, о чем новообразованный Патруль до определенного времени не знал.

Второе обстоятельство — дебют команды состоялся на три месяца раньше, чем у Marvel появились Люди Икс.

Некоторая схожесть между ними — команда отверженных, странных одиночек, во главе с интеллектуалом в инвалидной коляске — создала богатую почву для спекуляций.

Арнольд Дрейк был уверен, что Стэн Ли просто украл у него идею. Правда, под конец жизни он занял более компромиссную позицию, говоря, что Ли мог и сам дойти до похожей концепции. Тут вообще можно долго рассуждать, кто что у кого украл (желтый и неразрушимый Роботмен, растягиващаяся Эластичная девушка и объятый пламенем и летающий Негативный человек тоже напоминают одну фантастически известную команду), но сейчас речь не об этом.

Переименованная серия просуществовала еще около сорока выпусков, в которых команда занималась всякими странными делами и боролась с не менее странными противниками — что важно, странными для нас сегодня, по меркам конца 60-х это было вполне нормально. Как вам, например, Животно-растительно-минеральный человек?

Отличало серию то, что у всех членов команды были личные проблемы и переживания, а ведь именно этим подкупали своих читателей конкуренты в лице Marvel.

К слову — в 99-м выпуске появился Бистбой — неспроста в телевизионных «Титанах» он жил в особняке Патруля.

Тем не менее, популярность серии угасала, и в 121-м выпуске всех членов команды убили — просто и без затей. На девять лет Патруль пропал со страниц комиксов, вплоть до 1977 года, и его возвращение также имело интересные особенности.

За реанимацию команды взялся сценарист Пол Капперберг — давний фанат Патруля, — и художник Джо Стейтон, и одновременно с Патрулем вернули к жизни и серию Showcase — 94-й выпуск, в котором вернулся Патруль, стал первым комиксом в этой серии за последние семь лет.Showcase вообще серия легендарная, на ее страницах появилось приличное количество персонажей, среди которых, на секундочку, Барри Аллен и Зеленый фонарь Хэл Джордан. Капперберг был вдохновлен тем, как Лен Уэйн и Дэйв Кокрам за два года до этого успешно перезапустили Людей Икс (да, серия тоже в течение нескольких лет была на перерыве. Совпадение?).

Сам Капперберг потом говорил, что совершил одну большую ошибку — вместо группы странных и непонятных персонажей он превратил Патруль в «еще одну» команду супергероев, в то время как Люди Икс гораздо успешнее работали с концептом «отвергнутых фриков».

Вышло всего три выпуска и команде не дали зеленый свет. Патруль кочевал из серии в серию, заходя в гости то к Супермену, то к Супергерл, то к Юным титанам.

Кстати, именно к Юным титанам ушел Бистбой, и именно в Титанах появился Киборг (четвертый член сериального Патруля).

Тем не менее, после Crisis on Infinite Earths и перезагрузки вселенной DC Пол решил попробовать еще раз — и серии дали зеленый свет. В 1987 году вышел первый выпуск второго тома серии Doom Patrol. Патруль пополнился новыми персонажами, такими как Рея Джонс, девушка-силач; Карма, любая атака в сторону которого заведомо обречена на провал; Скотт Фишер, выпускающий из рук лучи энергии; также к команде присоединился Джошуа Клэй, который дебютировал еще в Showcase #94.

Ииии… это была обычная супергероика. Да, персонажи выглядели странновато и сражались с не совсем обычными врагами (это было время, когда антагонисты все больше становились «серьезными и реалистичными»), но это было не то. Продажи стремительно падали вниз, и Пола сместили с поста сценариста. Тут было два варианта — либо закрывать серию, либо отдать ее кому-то другому. И тут, как вы можете догадаться, на сцену выходит Грант Моррисон.

Тут неизбежно придется сделать краткое отступление, поскольку и здесь есть несколько интересных обстоятельств. К тому моменту уже вышел Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth — комикс, который вместе с _Dark Knight Returns _Фрэнка Миллера пересмотрел образ Бэтмена. А еще к тому моменту Моррисон уже писал комикс Animal Man — свою дебютную работу в DC, которая задумывалась как мини-серия из четырех выпусков, а в итоге переросла в полноценную серию. То есть для индустрии он, равно как Мур и Гейман, был «британским открытием», который вмиг получил огромную популярность и признание.

Удивительно, но судьба Патруля довольно сильно перекликается с судьбой «Болотной твари», которую за несколько лет до этого оживил Алан Мур.

Некогда популярный герой/команда потерял читательский интерес, скатился в третий эшелон; поскольку терять нечего, издательство отдало серию другому автору (и тут, и там британцу), которому дали карт-бланш — и в итоге получилась классика, «золотой век» персонажа/команды и тому подобное.

Моррисон подошел к делу обстоятельно — по его просьбе Капперберг избавился от «неугодных» Гранту персонажей. Новый сценарист отправил Рею Джонс в кому, чтобы потом с размахом ее использовать, и ввел Безумную Джейн — девушку, в голове которой живет несколько десятков личностей (пятый член сериальной команды, заметно напоминающий Легиона из комиксов о Людях Икс). Также он изменил Негативного человека, смешав его личность Ларри Трейнора с Элеанор Пул — в итоге получилась дуалистичная сущность, что называла себя Ребис, ни мужчина, ни женщина.

Этим Моррисон с ходу заявил, что ему интересно описывать и исследовать — человеческий разум в теле машины, дуализм и слияние мужского и женского начал, и личность, что распадается на десятки других личностей. Джошуа остался с командой, но только в качестве врача. Впоследствии он ввел еще нескольких персонажей, таких как Дороти Спиннер — странноватого вида девушка с уникальной способностью придавать физическую форму своим воображаемым друзьям, далеко не все из которых приятные и дружелюбные; и, пожалуй, самого странного персонажа всей серии — Дэнни-улицу. Да, это разумная улица, которая может перемещаться в пространстве вместе со всем, что на ней расположено. И ее зовут Дэнни.

Но самое главное, что сделал Моррисон — он сместил акценты, в чем ему здорово помог новый художник Ричард Кейз, для которого работа над Патрулем стала магнум опусом в комиксах. Странноватый сюжет, напичканный философскими, литературными и прочими отсылками Кейз обрамляет в еще более странную, угловатую, одновременно простую и глубокую форму, добавляя множество баллов к итоговой атмосфере. Посмотрите сами.

Моррисон писал Патруль долго, 44 выпуска — с 19 по 63-й. На первый взгляд, у них нет ярко выраженного стройного, сквозного сюжета — есть набор отдельных историй, которые могут занимать один выпуск, а могут и четыре, что так или иначе подвязаны друг с другом.

У каждой истории своя тематика и свой объект для исследования, будь то взаимодействие видов искусства, «тело или разум», психология и внутренние демоны подсознания, дадаизм, загадочные и непостижимые существа, что питаются телефонными разговорами и возвращают оболочки людей к жизни, которые в свою очередь использует правительство; наконец, концепции «мир — это текст; без слов не может быть мира», которые очень уж в духе философа постмодерна Жака Дерриды…

Doom Patrol — вспоминаем историю одной из самых необычных команд в комиксах DC - фото 1

Одна из лучших шуток во всей серии: «У этого места нет сердца. Чего еще ждать от фотореалистичной картины?».

Doom Patrol — вспоминаем историю одной из самых необычных команд в комиксах DC - фото 2

Или вот, для любителей классики и запаха напалма по утрам.

Не переживайте — как бы это не было соблазнительно, я не стану тут разбирать отсылки и философские учения, которые использует Моррисон.

Главное достоинство всего этого состоит в том, что вам не обязательно «считывать» все эти отсылки и разбираться в тонкостях обсуждаемых предметов — как в любом хорошем постмодерновом произведении, здесь есть два уровня; и если вы не понимаете всех тонких отсылок, то вам остается атмосфера, рисунок, специфический британский юмор и общее гипнотическо-мистическое ощущение от прочтения.

Как по мне, это с лихвой все окупает. Более того, Роботмен здесь выступает идеальным «спасательным кругом» для читателя — он, как и мы, тоже зачастую не понимает, что происходит, и вместо нас говорит заветное

Doom Patrol — вспоминаем историю одной из самых необычных команд в комиксах DC - фото 3

Или

Doom Patrol — вспоминаем историю одной из самых необычных команд в комиксах DC - фото 4

Отчасти похожую функцию выполняет и Джошуа, но он появляется заметно реже.

И раз уж мы заговорили о постмодерне — эта серия содержит в себе один из лучших оммажей в истории человечества (по моему скромному мнению). Снова сделаю небольшое отступление.

30 октября 1892 года в городка Акри, в Италии, родился Чарльз Атлас (настоящее имя Анджело Сицилиано).

В 11 лет мальчик эмигрировал в Америку и трудился на кожаном производстве. С самых юных лет Анджело был одержим идеей накачать мускулы и перепробовал, по его словам, множество методик, общался с силачами из заезжих цирков, читал журналы — все без толку.

Согласно его версии, он как-то пришел в зоопарк, увидел льва и подумал — как он поддерживает форму, ведь у него нет ни тренажеров, ни тренеров. И тут его осенило — зверь просто сокращает мышцы! Чарльз быстро разработал свой собственный курс упражнений, который стал безумно популярен — достаточно сказать, что по нему занимались такие боксеры, как Макс Баер, Рокки Марчиано (прототип Рокки Бальбоа) и Джо Луис.

А подлинным толчком к тому, чтобы начать заниматься собой, стал знаменитый случай, который Чарльз рассказывал тысячи раз: как-то раз он был на пляже и пробегавший мимо хулиган осыпал его песком, после чего стал насмехаться над Чарльзом на глазах его подруги. Это обстоятельство так разозлило и расстроило Чарльза, который в ту пору весил всего 44 килограмма, что он решил… Стоп, знакомый сюжет, не правда ли?

Если вы читали старые комиксы и не слишком быстро пролистывали рекламу, то вы **_знаете _**эту историю. Она легла в основу знаменитого стрипа/рекламы под названием The Insult that Made a Man out of Mac.

К чему это я? В 35-м выпуске Патруля появился некий Флекс Менталло, человек с туманным прошлым, которое мы узнали только в 42-м выпуске. И оно что-то смутно напоминает:

В моем личном топе эта реклама занимает первое место, как вы уже могли понять.

Но все, что имеет начало, имеет и конец, и Моррисон покинул серию. Но это не был конец для Патруля — на смену Гранту пришла американская писательница Рэйчел Поллак. Она подхватила знамя и в последующих 23 выпусках раскрывала такие темы, как менструация, транссексуальность, самоопределение, человечность и тому подобное, что также было для комиксов настоящей диковинкой. И снова интересная особенность — выпуски с 64 по 87-й переехали в импринт Vertigo, который на протяжении 90-х годов только и делал, что шокировал читателей и поднимал темы, которые до этого никто не озвучивал.

Тем не менее, читательский интерес угасал, и в течение года продажи упали с 40-45 тысяч копий в месяц то 10-15 тысяч. На 87-м выпуске серия была закрыта, вновь уйдя в тень на шесть долгих лет. И можно с твердой уверенностью сказать, что «золотой век» Патруля действительно прошел и начались неопределенные времена.

Третий том приключений Патруля стартовал в 2001 году. За перезапуск взялся сценарист Джон Аркади, вернув Патруль в основную вселенную DC. Он решил пойти по тому же пути, что и Моррисон, убив почти всех членов прошлой команды руками Дороти — уцелел только Роботмэн; точнее, его новая версия, которую Дороти создала, будучи в коме.

Этот Патруль был, ко всем прочему, корпоративной собственностью компании Jost Enterprises — иными словами, от старого Патруля не осталось ни следа.

К сожалению, это была довольно стандартная супергероика, и после 22-х выпусков серия была закрыта.

Еще одну попытку возродить Патруль предпринял Джон Бёрн в 2004-м году. Он был еще более радикальным — Бёрн просто-напросто обнулил и выбросил все прошлые приключения Патруля. Фанаты сразу восприняли это в штыки — еще бы, на Моррисона руку подняли. Да и в целом попытка получилась довольно слабоватой — не было там «того самого» налета таинственности и общего безумия. На 18-м выпуске серия была закрыта. После Infinite Crisis хронология была восстановлена и события периода Моррисона были возвращены.

Еще раз серию постарались возродить уже в 2009-м году, за что взялся ветеран индустрии Кит Гиффен, по словам которого это было его давней мечтой. Иии… 22 выпуска и закрытие.

Причем сама по себе серия была в целом неплохой — все-таки Гиффен умеет писать. Просто она снова была «не такой, как у Моррисона».

Во вселенной New 52 так вообще Патруль засветился совсем коротко и выступил буквально шайкой громил, что схлестнулись с Лигой справедливости, и потом так же пропал без следа. Тут не было даже намеков на таинственность — лобовое использование и драки.

Последнюю попытку вернуть серии былую славу предпринял Джерард Уэй. Патруль переехал в его личный импринт Young Animals и… снова мимо. Вышло всего 12 выпусков, причем с огромными задержками, но основной проблемой лично для меня стал очень высокий порог вхождения. На момент знакомства с серией я «Патруль» Моррисона не читал, и большая часть происходящего просто-напросто ускользнула от меня.

Перечитав эти выпуски для статьи, я понял, что Уэй не хотел идти по пути своих предшественников, что «упрощали» Патруль, и решил сделать строго наоборот — в итоге он «перемудрил» так сильно, что даже подготовленному читателю трудновато понять, что вообще происходит.

Моррисон тоже этим грешил, но тут получилось довольно грустно. Судьба Патруля вновь неясна.

Так в чем дело? Неужели причина лишь в гении Гранта, а остальные просто не дотягивают до его величия? Или это, наоборот, виноваты читатели — псевдоинтеллектуалы, которым необходимы философские учения и школы, а если этого нет, то тут и говорить не о чем? Лично мне кажется, что истина тут где-то по середине.

Моррисон, безусловно, автор талантливый, весьма образованный и нестандартно мыслящий. Он смог «накачать» серию всем тем, что знал сам, и чего раньше в комиксах не было. Дав волю своей фантазии, он создавал существ и ситуации, необычность которых равнялась их же метафоричности. И все это, о чем многие забывают, подкреплялось шикарным рисунком Ричарда Кейза — так Патруль не рисовал никто ни до, ни после.

Ко всему прочему, конец 80-х был эпохой перемен — тогда было нормой то, что авторы поднимают необычные и незнакомые темы, от гуманизма до сексуальности, от правительственных заговоров до путешествий по снам. И концепция Патруля идеально легла на этот тренд и лишь усилила его.

Опять же, Патруль Моррисона был идеальным постмодерновым произведением с той точки зрения, что он подходит как искушенному читателю, так и новичку — даже если ты не считываешь большинство отсылок и рассуждений, атмосфера и временами настоящий саспенс увлекут тебя. Там есть странноватый юмор, простые и доступные истины, проблемы и переживания персонажей. Этим серия и подкупает, и именно их не хватает более поздним воплощениям Патруля.

Я искренне надеюсь, что сериальный Патруль будет выдержан в духе той самой серии «Титанов», где он дебютировал. Исполнительница роли Безумной Джейн заявила, что сериал очень много почерпнул из «Патруля» Моррисона, а недавно вышел тизер, в котором показали Мистера Никто — одного из самых оригинальных злодеев всей серии. Самое главное, что нужно помнить, так это то, что Патруль, в первую очередь, это сборище изгоев и фриков с адовым количеством тараканов в голове, понятных любому читателю или зрителю. И если это удастся передать, то больше ничего и не нужно.

Doom Patrol — вспоминаем историю одной из самых необычных команд в комиксах DC - фото 5
Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Герман Рябых
Герман Рябых

Серия Моррисона - это, конечно, топище. Наряду с Animal Man два моих любимых его произведения