DOOM 4 — заочно лучшая игра в мире
Но вот в чем парадокс: проблемы Doom (2016) как игры для массовой аудитории начинаются не в тот момент, когда герой буквально разрывает на части несчастного демона, а когда обнаруживаешь, что это все, на что игра претендует. То есть на роль веселого тира с эпическим уровнем жестокости, который сегодня редко увидишь в индустрии. Чувствуется, что авторы игры буквально ловят наркотический кайф от каждого финишера (добивания врага).
Все люди, окружающие меня, в восторге. Интернет, кажется, тоже. А я пытаюсь понять, насколько этот восторг массовое явление, и не является ли он частью банального «мы так долго тебя ждали». То есть какое количество людей верит в шутеры «старой школы», где кишки наружу, в трахею загоняют ствол дробовика, а голову элегантно «срезают» пилой.
Doom 3 продалась неплохо для своего времени: в 2008 году разработчики говорили, что по миру разошлось 3.5 млн копий. Но за прошедшие одиннадцать лет индустрия изменилась кардинальным образом, игры стали массовым продуктом. Появились так называемые борцы за «эволюцию», которые хотят, чтобы игровая индустрия работала примерно по тем же правилам, что и кино. То есть снимать «Человеческую многоножку» можно, но в широкий прокат допускать ее не нужно, ограничиваясь несколькими залами «для соответствующей аудитории». Самое интересное, что AAA-индустрия уже сейчас работает по этому принципу, поэтому DOOM 4 кажется чужеродным для нее элементом.
Все эти годы индустрия «игр за 60 баксов» двигалась от «механики» к «истории». То есть нам упорно доказывали: игры — это не только про новые фишки, но и про миры. Это не только «смотри какая у меня пушка, я буду ею сейчас вершить правосудие», но и «послушай мою историю, она может быть интереснее, чем собственно игровой процесс».
Far Cry от Crytek запомнился разве что графикой и перестрелками. Far Cry 4 — это уже сложная история с массой второстепенных персонажей. Crash Bandicoot от Naughty Dog — торжество механики, а The Last of Us — сюжета.
Посмотрите на все современные AAA-шутеры: везде сюжет играет не второстепенную, а главенствующую роль. Call of Duty: Advanced Warfare — Кевин Спейси; Tom Clancy’s Rainbow Six: Siege — Анджела Бассетт. И хотя оба шутера «про пострелять», их создатели все равно пытаются рассказать истории, пусть и не всегда это получается.
То есть пока индустрия высокобюджетных игр делает все, чтобы казаться более глубокой в глазах «прогрессивного общества» («Мы не про насилие, мы просто рассказываем истории, все эти убийства — ее составляющие»), Doom 4 предлагает одно — мясо. В очередной раз (наверное, в десятый) пересматривая презентацию, я понял, что вижу только одно: убийства, трупы, кровь. Про сюжет никто не вспоминает, все заточено под одну цель — показать еще один извращенный, крутой способ убийства демона.
Поэтому я понимаю, почему некоторые «прогрессивные женщины» (а ближе к релизу подключатся и определенного склада ума журналисты) негодуют: «Здесь же невыносимый уровень жестокости. Индустрия должна повзрослеть!» И теперь меня интересует только одно: сколько на самом деле ценителей «чистого мяса» найдется в современной индустрии. Будет любопытно посмотреть на цифры продажи игры.
Ну а я жду Doom 4 так, как, наверное, не ждал ни одну игру за последние годы. Просто потому, что я уже истосковался по шутеру, который ставит перед собой только одну задачу — дать мне крутые стволы, крутых врагов и запустить в ангар, где я смогу вырезать демонов пачками. Разве нужно что-то еще для счастья?