Добрая Смерть и длиннейшие диалоги: как выглядит «Песочный человек» для того, кто не читал комиксы
Два десятка лет разные студии пытались запустить в производство экранизацию «Песочного человека» (The Sandman) — серии комиксов Нила Геймана 1989–1996 годов. Дело не клеилось: то Гейман отвергал все наработки, то студиям не удавалось найти и скоординировать хорошую команду. Сериал на Netflix появился спустя целый 31 год после того, как об адаптации заговорили впервые.
Автор «Канобу» Алексей Егоров не знал о «Песочном человеке» практически ничего — комикс успешно прошёл мимо него. Разбираемся, насколько удачным вышло шоу для тех, кто тоже ни разу не открывал оригинал Нила Геймана.
О чём это шоу
«Песочный человек» (The Sandman) — экранизация первых двух (из десяти) томов одноимённого комикса Нила Геймана. Главным героем выступает повелитель царства Снов — Морфей (Том Стёрридж), он же мифический Песочный человек из западноевропейских сказаний.
Однажды Морфей попадает в ловушку английского волшебника Родерика Бёрджесса. Глава тайного магического ордена хотел поймать Смерть и потребовать у неё вернуть его сына, погибшего в полях Первой Мировой войны, но ошибся. Лишённый своих способностей и заточённый в подвале особняка Бёрджесса, Морфей всё-таки ухитряется сбежать. Но для исполнения своих обязанностей ему нужны три артефакта, которые у него когда-то забрал Бёрджесс — мешочек с песком, шлем и волшебный рубин.
В сериале десять серий, он разбит на две арки: в одной Морфей занимается поисками своих артефактов, во второй пытается не допустить гибели своего царства и всей Земли от рук наделённой невероятными силами девушки. Арки сильно отличаются по настроению и по темпу, и при просмотре это слегка сбивает с толку.
«Песочный человек» очень неспешный и размеренный
Экранизации обычно страдают от того, что их авторы стараются как можно плотнее «утрамбовать» оригинальный текст, сжимая события и вырезая различные мелкие сюжетные линии. История часто начинает лететь вперёд со скоростью локомотива. С «Песочным человеком», судя по всему, получилось иначе. Шоу называют чуть ли не дословной, «удивительно достоверной» экранизацией, где персонажи могут просто несколько минут стоять и разговаривать буквально ни о чём.
В какой-то момент темп повествования в «Песочнике» начинает напоминать позавчерашние макароны с сыром, которые вы поставили в холодильник. Они всё ещё вкусные, разумеется, но тянутся и тянутся — прямо как некоторые сцены в сериале.
Там, где другое шоу показало бы лишь самое важное, экранизация «Песочного человека» не ограничивается просто выжимкой из комикса. Если в оригинале был длинный и важный диалог, авторы перенесут его в сериал без изменений. Проблема в том, что вам придётся по несколько минут смотреть практически статичные сцены. Из-за такого повсеместного растягивания хронометража создаётся ощущение, что в сериале ничего толком и не происходит.
У подобных сцен есть главный плюс — авторы позволяют вдоволь полюбоваться на декорации сериала. «Песочный человек» вышел чертовски красивым и эффектным, здесь очень много запоминающихся и необычных локаций. Некоторым отводится слишком мало времени — но что-то мне подсказывает, что в оригинале Морфей и его ворон Мэттью тоже не задерживались в Аду надолго.
Кастинг хорош — но образ Морфея сбивает с толку
К касту «Песочного человека» у читателей были вопросы: например, к тому, что Смерть здесь не бледная и холодная красавица, а чёрнокожая девушка. Возможно, если бы я читал оригинал, то присоединился бы к недовольному ворчанию. Но в итоге британская актриса Кирби Хауэлл-Баптист («Почему женщины убивают») оказалась очень удачным выбором.
В сериале Смерть появляется только в одной серии и присутствует там где-то двадцать минут, но в итоге следить за ней очень интересно. У Кирби вышла двоякая героиня, в которой отлично виден контраст между её непростой работой и характером — на экране она показана как весёлая, добрая девушка, которая с пониманием относится ко всем своим «клиентам». Без спойлеров можно сказать, что её двадцать минут на экране весьма запоминаются.
Сам Песочный человек в исполнении Тома Старриджа вышел… неоднозначным. Почти всю первую половину сериала герой отыгрывает кирпич, ходит с абсолютно безэмоциональным лицом. Абсолютно однородный, холодный голос, отрешённость — Старриджу хорошо удается показать «нечеловеческую» сущность его персонажа. А редкие проявления эмоций только усиливают этот образ, хотя иногда от них становится очень смешно. Так и тянуло рассмеяться на сцене, где Морфей с лицом брутального и бессердечного воплощения неотвратимости сидит на скамейке и кормит голубей.
И вот вроде бы герой и должен быть таким — холодным и отрешенным. Но каждую вторую сцену меня так и тянуло спросить: «Чувак, ау, где эмоции? Ты что, под анестезией?». Понятно, что в нарочитой безэмоциональности и кроется фишка Морфея, но первые несколько серий это очень сильно бьёт по восприятию.
Из эпизодических образов отдельно хочется отметить Гилберта в исполнении Стивена Фрая, а также Люцифера Светоносного, которого сыграла Гвендолин Кристи. Роли у них небольшие, однако отыгрывают их по максимуму: в моменты их появления от сериала очень сложно оторваться.
Нельзя не упомянуть Джоанну Константин (Дженна Коулман) — у неё в сериале тоже весьма эпизодическая роль, но очень насыщенная. Серия с участием девушки успевает пройти путь от комедии до трагедии всего за сорок минут, выдав при этом несколько отличных и мощных сцен (в соборе и под дождём, например). Ну и если вы вдруг боялись, что смена пола Константина вдруг сделает его совсем другим героем, можете расслабиться.
Отдельный приз создателям за ворона Мэттью, который служит Морфею спутником, а зрителям — эдаким проводником в мир сериала, а заодно и закадровым голосом. Роль у ворона небольшая, но представить это шоу без него уже невозможно.
Сериал Геймена не пестрит экшеном
Если словосочетание «экранизация комикса» у вас вызывает ассоциацию с лентами Marvel или DC, «Песочный человек» вряд ли вам приглянется. Дело в том, что этот сериал практически лишён экшен-сцен. Есть пятый эпизод, который посвящен желанию одного антагониста «показать истинную натуру людей». Но даже там жестоких, серьезных или ультра-динамичных сцен не так много: о происходящем снаружи вы узнаете из закадрового телевизионного репортажа.
Основа «Песочного человека» — диалоги, причем практически в любой ситуации. Особенно показателен визит в Ад в пятом эпизоде — его легко сравнить, например, с аналогичными сценами из «Константина» с Киану Ривзом.
Прибавьте к отсутствию экшена тот факт, что авторы вообще никуда не спешат, и вы получите очень спокойную, размеренную и созерцательную экранизацию. Причем она остаётся такой даже в те моменты, когда создатели демонстрируют вам чьи-то вырванные глазные яблоки — что поделать, у одного из антагонистов тут такое хобби!. Сцены жестокости и насилия подаются так, что ужасаться не выходит. «Ну, глаза и глаза, дальше-то что?», думаете вы, вспоминая о том, как одного из второстепенных персонажей уже во второй серии дважды убили из-за пустякового спора.
Итог
«Песочный человек» — хорошее шоу, и, вероятно, достойная экранизация одноимённого графического романа. Человеку, который оригинала в глаза не видел, сериал определенно может показаться очень медленным и слишком фиксирующимся на диалогах — но в этом его фишка. Создатели «Песочника» берут не взрывами на пол-экрана, не битвами огромных воинств и не дорогой CGI-графикой, которая воплощает на экране безумных чудовищ. Они удерживают зрителя проработанными, обстоятельными диалогами и отличными персонажами.
Самая, пожалуй, серьезная претензия к шоу — это то, что создатели очень неохотно раскрывают устройство мира Геймана. Они засыпают зрителей незнакомыми терминами, показывают различные миры и царства, но как именно это все работает практически не объясняют. Это не смертельно, и итоговые впечатления от шоу не портит, но отметить для новых зрителей важно.
Если вы смотрели сериал «Благие знамения» (Good Omens), снятый по одноимённому роману Нила Геймана и Терри Пратчетта, то стиль и подача вам могут показаться знакомыми. Оба сериала вышли очень театральными, в них во главу угла поставлены именно герои и их взаимодействие. Так что фанатам «Знамений» определённо стоит обратить внимание и на «Песочного человека». А если в кинокомиксах вы цените в первую очередь спецэффекты, взрывы в пол-экрана и безмерное количество пафоса — то лучше пересмотрите «Мстителей» или что-то похожее.