Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

До «Содержанок» и «Измен»: как «Краткий курс счастливой жизни» изменил сериалы про женщин

В 2012 году на «Первом канале» вышел сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» о жизни четырёх современных женщин, мечтающих о настоящей любви. Автор «Канобу» Мариам Григорян вспоминает, как проект, который часто называют отечественной версией «Секса в большом городе», проложил дорогу «Сладкой жизни», «Изменам» и «Содержанкам».
В 2012 году на «Первом канале» вышел сериал Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» о жизни четырёх современных женщин, мечтающих о настоящей любви. Автор «Канобу» Мариам Григорян вспоминает, как проект, который часто называют отечественной версией «Секса в большом городе», проложил дорогу «Сладкой жизни», «Изменам» и «Содержанкам».

Главные женские шаблоны из российских сериалов нулевых

С нулевых на российском ТВ преобладают три типа сериала. Первый – костюмированные драмы наподобие «Института благородных девиц», «Кармелиты» и самого известного примера – «Бедной Насти» (2004) от СТС. События разворачивались во времена правления Николая I. В центре сюжета была крепостная девушка Анна, за сердце которой боролись два кавалера. Позже его много раз повторяли на ТВ и показали в 34 странах.

Второй — адаптация идей из популярных зарубежных сериалов. Так появился ремейк колумбийского сериала «Дурнушка Бетти» – «Не родись красивой» (2005) с Нелли Уваровой. История о непривлекательной секретарше Кате, влюблённой в своего начальника, подняла рейтинги СТС в три раза. Помимо этого были «Моя прекрасная Няня» (2004-2009) по мотивам американского ситкома «Няня», «Универ» (2008-2011), списанный с «Университета», «Саша + Маша» (2002-2005) по лекалам французского сериала «Парень и девушка», и так далее.

До «Содержанок» и «Измен»: как «Краткий курс счастливой жизни» изменил сериалы про женщин

Классическая подборка сериалов 2000-х годов. / ivi.ru

Третий – драмы об обиженных судьбой женщинах, которые пытались найти или вернуть своё счастье, поэтому вся их жизнь сводилась к погоне за мужчиной. «Канобу» уже упоминал об этой проблеме в тексте о сериале «Настя, соберись!». На экране появлялись истории провинциальных Золушек, приезжающих в столицу, как в «Доярке из Хацапетовки», «Всегда говори “всегда”»; двух женщин, которые борются за одного одного мужчину («Татьянин день»); девушек, насильно разлучённых с любимыми или переживших обман («Райские яблочки», «Рыжая»).

У такого формата даже появилось название – ТЖД, тяжёлая женская доля. Он описывает истории одиноких женщин с неудавшейся личной жизнью. В 2015 году сценарист российских сериалов (на условиях анонимности) признался, что у его героинь всегда был очень ограниченный список действий: они страдали от неразделенной любви, безуспешно строили карьеру, ждали мужа из тюрьмы либо, что еще лучше, садились в тюрьму за них. Иначе продюсеры отказывались покупать сериалы для ТВ, уверял герой публикации. Но 10 лет назад генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст решился на принципиально новый формат.

Как появился «Краткий курс счастливой жизни»

Как рассказывал продюсер «Краткого курса счастливой жизни» Денис Евстигнеев, в 2011 году Эрнст захотел поработать со скандально известной писательницей Анной Козловой. За книги «Превед победителю» и «Всё, что вы хотели, но боялись поджечь» её прозвали «лидером ультрашоковой литературы» – за насилие и жестокость в текстах. Эрнст и Козлова решили снять историю о четырёх современных женщинах, которые знают, «чего хотят от жизни». В идее несложно узнать «Секс в большом городе», который успешно шёл по американскому ТВ с 1998 года. Российской версии у сериала на тот момент не было, не считая несмелой попытки адаптации в виде «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…». Которая, впрочем, вышла довольно мизогинной комедией, осуждающей своих героинь и бесконечно далекой от уровня оригинала.

Снимать новый сериал предложили молодому режиссёру Валерии Гай Германике. К тому моменту она успела выпустить несколько документальных фильмов, получить награду «Золотая камера» в Каннах за художественный фильм о школьницах «Все умрут, а я останусь» и снять скандальный сериал «Школа».

До «Содержанок» и «Измен»: как «Краткий курс счастливой жизни» изменил сериалы про женщин

Козлова назвала манеру работы Германики «потоком сознания»: гиперреалистичная съёмка, иногда напоминающая ролики, заснятые на телефон, но в хорошем качестве, минимум монтажа, длинные сцены. Такой метод как раз подходил для истории «Краткого курса». На главную роль пригласили актрису Светлану Ходченкову, музу режиссёра Станислава Говорухина, которую заметили после фильма «Любовь в большом городе» (2009), а в 2011 году уже пригласили в Голливуд. Ходченкова, к слову, так вспоминает своё первое знакомство с проектом: «[Прочитав сценарий], я пришла к Валерии Александровне и сказала — извините, я не буду даже пробоваться». В конце концов актриса доверилась Гай Германике, а та в процессе съёмок всегда прислушивалась к её желаниям.

Остальной актёрский состав привела Валерия Гай Германика: бывшую балерину, дочь актёра Геннадия Хазанова Алису (на роль Любы), исполнительницу роли Тигрёнка из «Ночного дозора» Анну Слю (Аня) и актрису театра Джигарханяна Ксению Громову (Катя). Благодаря Гай Германике в сериале также появились и селебрити, включая фронтмена группы «Звери» Рому Зверя, Ксению Собчак, политика Ирину Хакамаду, телеведущую Леру Кудрявцеву, даже участника «Битвы экстрасенсов» Влада Кадони. В сериале звучала преимущественно музыка от русскоязычных групп и исполнителей – упомянутых «Зверей», «Гостей из Будущего», «Винтаж», DJ Smash, Noize MC, «Аукциона», Brainstorm и «Бумбокс».

Чем уникален «Краткий курс счастливой жизни»

Тот путь, который на экране проходят героини Козловой и Гай Германики, авторы сериала называют честно, дерзко и в то же время иронично – краткий курс счастливой жизни. Проводником героинь становится вымышленный коуч Вера Родинка (Ирина Хакамада), книги, аудиотренинги и мастер-классы которой невероятно популярны.

Каждая серия «Краткого курса» начинается с повторяющегося вступительного слова от Веры Родинки: «Ты добрая, милая, отзывчивая и ужасно одинокая. Ты годами ждёшь предложения руки и сердца от мужчины или годами надеешься познакомиться с тем, кто это предложение сделает. Но всё в пустую! Это означает лишь одно — твоя программа не работает. И поэтому я тебе предлагаю мой курс, который помог сотням тысяч женщин по всей России — краткий курс счастливой жизни». С помощью этой мантры авторы сериала обнуляют все правила и шаблоны, по которым женские персонажи российских сериалов строили свою жизнь до этого.

Четырёх героинь «Краткого курса счастливой жизни» объединяет их место работы – рекрутинговое агентство. Саша (Светлана Ходченкова) в первой серии устраивается в него переводчиком. И тут обнаруживает, что незнакомец из бара, с которым она переспала накануне, теперь её начальник – Пётр Алексеевич (Кирилл Сафонов). В офисе Саша знакомится с тремя коллегами. Катя (Ксения Громова) внешне вроде бы любит двоих детей и мужа, но ловит себя на мысли, что её семейная жизнь свернула не туда. Люба (Алиса Хазанова) очень хочет ребёнка, постоянно бегает по врачам и содержит мужа – бездельника и алкоголика. Самая молодая женщина в их компании, Аня (Анна Слю), в отличие от своих подруг, не страдает от бытовых проблем, но отчаяннее всех пытается найти единственную любовь, и постоянно выбирает не тех мужчин.

До «Содержанок» и «Измен»: как «Краткий курс счастливой жизни» изменил сериалы про женщин

Единственный минус «Краткого курса» — некоторая оторванность от реальности. В сериале детально разбирают отношения, но совсем не показана, например, работа героинь; это легко объясняется тем, что у них нет амбиций. За пределами отношений с мужчинами и поисков личного счастья нет никаких интересов — только быт и скучная работа. За весь сериал Саша выполняет одно служебное задание, проявляя в нём сообразительность и хитрость, но даже в этой ситуации её мотивация – ревность. Она переживаает, что новая клиентка агентства соблазнит её Петю. Формула той самой «счастливой жизни» ограничивается сексом, любовью, заботой и вниманием мужчины, а все остальное остаётся за кадром или показано условно.

Этой оторванность от реальности «Курс» немного похож и на популярный «Секс в большом городе», в котором четыре подруги, живущие на широкую ногу в Нью-Йорке, уделяют работе минимум времени (за исключением владелицы собственного PR-агентства Саманты) и постоянно обсуждают свои проблемы в отношениях посреди рабочего дня.

Ещё у героинь «Курса» минимум домашних обязанностей, хотя у двоих из них есть дети (и только Саше помогают бабушка и мама). Отсутствие денег становится проблемой только тогда, когда нужно купить новую сумку, сделать блефаропластику или вылечить собаку – и по большей части героини занимают деньги у мужчин. В остальное время им хватает и на жизнь, и на походы по клубам и ресторанам, и на неплохие квартиры. Правда, Саша живёт вместе с мамой, бабушкой и маленьким сыном, а Люба признаётся, что жильё ей досталось от дедушки. Но быт секретарши Ани порой это выглядит так же нереалистично, как бесчисленные богатые наряды Кэрри Брэдшоу из «Секса».

Но у сериала Гай Германики было несколько важных отличий от телесериалов прошлых лет. Первое – изображение женской дружбы. Как и в «Сексе в большом городе», героини выслушивают друг друга, поддерживают и не осуждают даже за откровенно дурацкие решения. Саша приезжает на помощь к подругам в любой ситуации, даже когда мужчины, коллеги и родные отказываются это делать. А когда её раз за разом обижает женатый любовник, остальные женщины остаются на её стороне. Это было ново для российского телевидения, где даже сериал с названием «Женская дружба» рассказывал о странных отношениях жены и любовницы одного мужчины.

Авторы «Краткого курса» показывали не только женщин с недостатками, проблемами и ошибками, Катя несколько месяцев обманывала мужа, Люба завела роман и забеременела от человека, который фактически изнасиловал её, а Саша никак не могла отказаться от интриги с женатым начальником. Но ни сценаристка Анна Козлова, ни Гай Германика их за это не порицают, никак не оценивают их поведение, не «наказывают» тюрьмой или семейными несчастьями, как это было в сериалах нулевых.

Авторы сериала наоборот ведут своих героинь к тому, чтобы они открыто обсуждали свою жизнь. Например, далеко не идеальное материнство, бессилие в некоторых вопросах – невозможность повлиять на решение детей начать заниматься сексом в 14 лет. Секс, измены, неравные отношения обсуждались и показывались в сериале буднично, как часть жизни любого обычного человека. Гай Германика как будто заглянула за кулисы других отечественных сериалов — с идеальными, верными и терпеливыми женщинами — и вытащила на поверхность всё, что им раньше нельзя было делать в кадре, в чём нельзя было признаваться. «А я ведь с мужем даже не кончала ни разу», – говорит одна из героинь, выпивая с незнакомцем.

Наследие «Краткого курса счастливой жизни»

До «Содержанок» и «Измен»: как «Краткий курс счастливой жизни» изменил сериалы про женщин

Последовавший за «Кратким курсом» сериал «Сладкая жизнь» (2014-2016) рассказывает о шестерых москвичах, жизни которых переплетаются очень странно, тесно, в необычных, порой стыдных обстоятельствах. Его главную героиню тоже зовут Сашей, и своим бойким характером она похожа на персонажа Ходченковой. Женщин в «Сладкой жизни» не назовёшь шаблонными: «хорошая девочка» Юля оказывается жёсткой, мстительной и никогда не даёт себя в обиду; примерная жена Наташа, устав от измен и неудовлетворённости, предлагает мужу открытые отношения. В отличие от «Краткого курса», с первой же серии встают вопросы зарабатывания денег, статуса, карьеры, самореализации. В сериале «Озабоченные» (2015) от Семена Слепакова тоже рассказывается о нескольких нетипичных героинях, которые мечтают переехать в Москву; в нём довольно откровенно показан секс и измены.

О супружеской неверности даже сняли отдельный сериал – «Измены» (2015) о женщине Асе, которая находится в отношениях одновременно с четырьмя мужчинами. Это не только интригующий сюжет, но и размышление, как люди строят отношения и почему изменяют друг другу. Сериал деконструирует идею брака: по сюжету это совсем не хэппи-энд, к которому, по мнению авторов сериалов нулевых, всегда стремится любая женщина. И именно так заканчивалось большинство сериалов 2000-х годов.

Апогеем стали «Содержанки» Константина Богомолова, где есть героини абсолютно на любой вкус: от замужних женщин с серьёзной карьерой (следователь Лена) до совсем молодых и ветреных девушек (например, художница Даша). Эти героини непорочные, неверные, циничные, расчётливые, терпеливые женщины, они способны на предательства, преступления и хитрые схемы ради выгоды. Все серии «Содержанок» в совокупности собрали 55 миллионов просмотров, права на показ за рубежом купил Amazon Prime, а в 2019 году вышли спецвыпуски с актрисами сериала (не хуже, чем у «Друзей»).

К чему привёл «Краткий курс счастливой жизни»

Российские сериалы всегда меняются с оглядкой на западный опыт: по следам «Декстера» появился детективный «Метод», по американским медицинским шоу сделаны «Склифосовский» и «Интерны», образ сексолога Джин Милберн из «Сексуального просвещение» легко угадывается в «Клинике счастья». Но «Краткий курс счастливой жизни» для индустрии был толчком изнутри.

Сценаристка Анна Козлова и режиссёр Валерия Гай Германика отказались от привычного образа терпеливой, доброй героини. Они показали женщин с другой стороны – неприглядной, но реалистичной, честной. Это был только первый шаг к полноценному образу современной женщины, с амбициями, интересами вне мужского внимания и любовных отношений, но шаг значительный. Благодаря героиням «Краткого курса» женщина из российского сериала наконец-то начала трансформироваться.Их примеру последовали не только авторы «Измен», «Содержанок», «Сладкой жизни». «Бывшие» (2016-…) показали героинь с алкогольной и наркотической зависимостью, «Чики» (2020) откровенно заговорили о жизни секс-работниц. Этим разнообразием сюжетов, характеров, бэкграундов российские сериалы отчасти обязаны именно «Краткому курсу», который в 2013 году признавали лучшим сериалом своего времени.

Обложка и фото в материале: скриншоты «Канобу»