Diablo III. Руководство по Монаху
Время прокачки до максимального уровня позволит вам привыкнуть к классу - кажется, монах нуждается в таком привыкании больше других. Как и с другими героями Diablo III, я бы рекомендовал на пути к шестидесятому уровню вкладывать все доступные ресурсы в увеличение урона: больше фокусируйтесь на ловкости, шансе критического удара и прочих повышающих урон характеристиках, меньше уделяйте внимание живучести и броне. Конечно, в какой-то момент вам понадобится поднять уровень своих защитных параметров, но все равно усердствовать в этом направлении не нужно. К тому же, стоимость починки до 60 уровня не сильно скажется на вашем кошельке.
Основным умением для первых трех уровней сложности будет Волна увечий с рунами “калечение” (в случаях, когда вы не слишком боитесь умереть) или “контузия” (когда лишние -20% урона от монстров не помешают, ближе к концу прокачки). Впрочем, и другие основные атаки вроде Кулаков грома или Касания смерти не стоит обходить стороной, опыт обращения с ними еще очень пригодится. Также рекомендуется освоится с мантрами, каждая из которых имеет свою нишу для использования.
Лучшим советом, как вы можете догадаться, остается накопление некоторой суммы золота и покупка оружия со свойством “Требуемый уровень снижен на Х” (а для монаха это могут быть и два оружия: по кастету в каждую руку).
Познав все приемы кун-фу и одолев силы зла трижды, вы и ваш монах попадете на четвертый уровень сложности, для которого, собственно, и предназначены нижеследующие подсказки.
Стиль игры за монаха серьезно отличается от другого класса ближнего боя в игре - варвара. Вы будете больше полагаться на активное использование всех доступных способностей, планирование пути отхода, группировке монстров с помощью, например, того же Удара ногой с разворота, а также чаще, чем варвар, “кайтить” противников (благо для этого полно инструментов вроде Касания смерти).
Также стоит заметить, что монаху, в отличие от варвара, нужно просто больше кликать - выбирать разные цели из группы оппозиционно настроенных тварей для каждого удара гораздо эффективнее фокусировки на одном противнике.
Большинство классовых умений, к тому же, имеют довольно короткое время действия своего эффекта, что сильно сказывается на сложности управления - монах не тот класс, который я бы посоветовал для вашего первого героя. Впрочем, как и все сложности в Diablo III, эта преодолевается простым повышением защитных характеристик.
Также важным отличием от варвара надо считать большую ориентацию монаха на игру внесколькером - просто потому, что в обычном сравнении видно: у варвара гораздо больше способностей, которые прямо наносят урон, тогда как у монаха больше защитных, лечащих и других полезных умений для использования в группе.
Стоит рассказать еще и выборе между двуручным и одноручным оружием. На данный момент двуручное оружие (даже специальное классовое) не выглядит особенно привлекательным для монаха из-за большой зависимости от скорости атаки, которая у двуручного оружия ниже, так что лучше выбрать два одноручных кастета (и получить при этом дополнительные 15% скорости атаки), или, для более спокойной игры, одноручное оружие со щитом.
Поразмыслив над общими положениями, перейдем к характеристикам, которые полезны для монаха.
Для классов дальнего боя я в первую очередь советовал обращать внимание на скорость бега, тогда как для варвара эту характеристику я не рассматривал. В случае с монахом это довольно полезная (учитывая, что кайтить придется точно), но не настолько критическая характеристика. Вряд ли можно дать точную рекомендацию, так что просто попробуйте поиграть и с дополнительными +12% скорости на обуви, и без, а затем уж решите что для вас удобнее. Ясное дело, я говорю о тех случаях, когда вместо скорости бега вы приобретаете больше других характеристик. Также у монаха есть пассивное умение Легкий шаг, которое дает целых 10% скорости бега - но при этом занимает целый слот в наборе умений, куда можно было бы поставить что-нибудь более полезное.
Далее по порядку:
Ловкость - ваша главная характеристика, которую, в идеале, вы захотите видеть на каждой части экипировки. Каждая последующая единица увеличивает урон на 1%, а также добавляет шансов увернуться от любой атаки. Чтобы это не привело к читерским ста процентам уворота, влияние ловкости на уворот устроено следующим образом: при 1-100 ловкости каждая единица дает 0.1% шанса увернуться, при 101-500 ловкости этот процент снижается сразу до 0.025%, при 501-1000 ловкости - уже только 0.02%, а каждая единица ловкости, набранная свыше тысячи, даст всего 0.01% шанс увернуться. В общем, как полезную защитную характеристику не стоит рассматривать, если у вас ее уже больше тысячи.
Живучесть - каждая единица повышает ваше здоровье на 35 единиц. Монахам я бы не рекомендовал, в сравнении с варварами, набирать 50 тысяч единиц здоровья и выше: гораздо лучшим вариантом будет повысить урон, при этом сохраняя достаточное количество здоровья для того, чтобы не умереть от одного-двух серьезных ударов.
Сопротивления - незаменимая характеристика, которая поможет поддерживать максимальное здоровье на небольшом уровне путем предотвращения большей части направленного в вашу сторону урона. В арсенале у монаха есть очень интересное пассивное умение - Абсолютная гармония. Оно весьма и весьма рекомендуется к использованию на первоначальных этапах (да и вообще в большинстве случаев), при этом вам нужно будет особым образом подбирать броню, чтобы наиболее высоко поднять один из показателей сопротивления. Разные комбинации свойств “+ ко всем сопротивлениям” и “+ к сопротивлению Х” стоят на аукционе разных денег, так что выберите ту комбинацию, которая вам кажется наиболее выгодной, и используйте только вещи, которые имеют эти два свойства.
Броня - та же история, что и с варваром. Конечно, у вас не будет такой толстой кожи, но при подборе экипировки многие забывают о броне, а ведь каждая ее единица полезна не меньше предыдущей, в отличие от той же ловкости. Похожим образом дело обстоит и с шансом и величиной блока, если вы используете щит.
Интеллект и Сила - те характеристики, на которые монаху пристального внимания обращать не стоит. Однако лишние единицы сопротивлений (по 1 за каждые 10 единиц интеллекта) и брони (по 1 за единицу силы) конечно же не будут лишними.
Как уже было сказано выше, монахи очень сильно зависят от скорости атаки - для воинов света это далеко не только просто увеличение урона. Все дело в синергии этой характеристики с другой - получением здоровья при атаке. Именно эти два показателя позволяют монаху с легкостью справляться с самыми опасными противниками. Скажем так, варвар гораздо лучше себя чувствует в окружении массы средних и слабых монстров, тогда как монах лучше справляется с танкованием боссов и прочих военачальников ада.
Обратите внимание и на шанс нанести критический удар, величину критического урона и восстановление здоровья в секунду. Первая характеристика неплохо работает с некоторыми умениями монаха, сильно облегчая жизнь, вторая и третья же просто хорошо повысят ваш урон и помогут в кайте соответственно.
Последняя характеристика - это единственный ресурс, которым пользуется монах, дух. Вам понадобится набирать его с помощью основных атак, т.н. “генераторов духа”, а затем тратить его на использование более мощных или полезных умений, а также на лечение. Такие атаки, как “Волна света”, могут использовать аж до 75 единиц духа сразу, так что и здесь нам поможет скорость атаки - чем ее больше, тем быстрее вы будете восполнять дух. Помимо этого, в игре присутствует характеристика восполнения здоровья за потраченный дух, которая в определенных случаях и с некоторыми наборами умений более чем оправдывает свое существование.
Как обычно, более подробно всю подноготную вы можете познать, выискав в интернете spreadsheet для монаха, а мы идем дальше.
Итак, осталось рассказать о нескольких примерах наборов умений (далее для удобства - “билды”, “спеки”, от англ. “build”, “specialization”) для монаха.
Первый билд хорош как для одиночной, так и для кооперативной игры (с заменой Хлещущего ветра на Дыхание небес). В битвах с большим количеством противников или с элитными монстрами постоянно поддерживайте Хлещущий ветер, для борьбы с назойливыми монстрами дальнего боя используйте Мощный рывок, а для отдаления момента смерти в спеке взят Покой.
Билд целиком для кооперативной игры. Обратите внимание на отсутствие Дыхания небес, которое, в принципе, не является прям уж таким обязательным умением. В исполнении роли танка вам очень помогут все взятые инструменты: Волна увечий (замедление - главный способ не дать монстрам добраться до ваших сопартийцев - чародеев и охотников на демонов), Ураганный удар (очевидно), Ослепляющая вспышка (отличная штука для массового контроля), а также Святая святых (очень удобное умение для блокировки проходов, к примеру).
Третий пример для кооператива вряд ли подойдет (хотя никто не мешает экспериментировать!), но предлагает более динамичную игру, чем в первых двух случаях, а также более приспособлен для кайта (в основном только из-за касания смерти, конечно же).
Набравшись опыта, обязательно пробуйте составлять свой билд самостоятельно, с учетом своего стиля игры и своей экипировки. Только так и никак иначе вы подберете лучший набор умений, да и вообще-то поиск такого билда - немалая часть самой игры, которую жалко было бы пропускать.
В качестве спутника выбирайте Заклинательницу с вот таким спеком. Экипируйте ее хорошим двуручным посохом и бижутерией с максимально доступным количеством интеллекта - и получите не только 3% скорости атаки и 15% брони, но и отличный урон по площади.
Медитируйте регулярно!
Текст: Николай Лапко