Diablo III и ее паства
Я не ждал Diablo 3. Вот совсем: мне было на нее так же пофиг, как пофиг на очередную часть Need for Speed или данные об удоях носорогов в каком-нибудь Мозамбике. Я не считал годы, минувшие с выпуска предыдущей «Дьяблы», не снимался в массовке на форумах Blizzard, слепо игнорировал сообщения о прогрессе разработки и даже сам факт выхода игры благополучно проморгал бы, не жужжи о нем на каждом углу интернета назойливые фанаты. В общем, мне было плевать.
И Diablo III могла благополучно пройти мимо меня, если бы не выставка E3. Во время ее проведения все, кто в принципе готов публиковать мои тексты, были так заняты новостями с этого пандемониума, что я оказался в вынужденном отпуске. Мне стало скучно, а скука, как известно, порождает в людях жгучее желание поискать приключений на свою кормовую часть. И именно от скуки я таки дал денег Blizzard.
В итоге деньги были потрачены совсем не зря. Нет никакого желания обсуждать достоинства и недостатки игры — достаточно лишь сказать, что наиграл в нее уже сорок часов и не планирую останавливаться на достигнутом. А вот что обсудить стоит, так это тех, кто оказался игрой недоволен. Не всех, конечно. Есть люди, которым Diablo III не понравилась по вполне объективным причинам. Есть те, кто не играл, но осуждает. Есть даже те, кто набегал двести часов лишь затем, чтобы заявить, что она, видите ли, «не цепляет». Но все эти люди не так интересны, как те, кому D3 не понравилась потому, что не оправдала их ожиданий.
Что именно они представляли себе до выхода игры, сказать сложно. Но можно с уверенностью утверждать: что-то да представляли. Читали превью, собирали по крохам информацию, рассматривали скриншоты, паслись на форумах, общались с себе подобными. В общем — кормили собственное воображение, как на убой, накручивая себя от состояния умеренного интереса по отношению к игре до религиозного фанатизма. С учетом того, как долго Diablo III добиралась до прилавков магазинов, нет ничего удивительного в появлении огромного числа людей, чьи представления об игре не имеют ничего общего с реальностью.
Diablo III со своим статусом самой ожидаемой игры нашего времени очень наглядно показывает, как вредны эти самые завышенные ожидания. Игра хороша. Очень динамичная, увлекательная, умело скроенная смесь из рубки монстров и охоты за сокровищами. Не без недостатков (Постоянный онлайн? Фу!), но более чем приличная. И будь она обычной хорошей игрой, все было бы просто: можно играть, можно не играть. Но это же Diablo III! Икона. Культ. Объект массового поклонения. И потому в ее случае все выглядит так: можно играть, можно не играть, можно сидеть в Сети и ныть о том, как она не совпадает с накопленными за долгие годы фантазиями автора.
Мне всех этих «профессиональных ожидателей Diablo» жаль. Сам был на их месте и прекрасно понимаю всю глубину их разочарования. Давным давно, когда студия Lionhead была свободной, а Питер Молинье имел привычку говорить все, что вздумается, я очень, очень-очень ждал Fable. Тогда Питер заливался соловьем о том, какой замечательной будет его игра. Деревья в ней будут расти по мере течения игрового времени, симуляция всего и вся будет как никогда полной, а в игре можно будет прожить настоящую жизнь, став, по желанию как гиперактивным и героическим победителем сил зла, так и скромным тружеником, который живет себе тихо где-нибудь в живописном уголке, и никого пальцем не трогает.
Тогда я еще не знал, что Питер Молинье — очень творческая личность (и «творческая личность» в данном случае — это такой эвфемизм для слова «трепло»). Или знал, но все равно хотел ему верить. Я ловил каждое его слово, читал интервью, рассматривал скриншоты и изнывал в предвкушении знакомства с конечным продуктом. И получил в итоге совсем не то, что ожидал — Fable даже близко не стояла с обещаниями Молинье, и уж тем более не имела никакого отношения к той волшебной картинке, которую я нарисовал в своей голове. Я был убит горем — хотелось рвать, метать и писать длиннющие простыни текста о том, как жестоко меня обманули. И только сейчас, много лет спустя, я понимаю, что разочарование не имело никакого отношения к самой игре. Игра была очень даже ничего. Вся ее вина заключалась в том, что она не соответствовала моим ожиданиям.
И этот прискорбный опыт послужил мне уроком: я больше не утруждаю себя трепетным ожиданием игр. Углядев в списке грядущих релизов что-то потенциально интересное, я не хожу каждый день на сайт разработчиков, не просматриваю все трейлеры по три раза и не читаю каждое превью, появившееся в интернете. К примеру, прямо сейчас я очень жду Sleeping Dogs — брутальный клон GTA с азиатским колоритом. Чтобы заинтересоваться, мне хватило нескольких роликов об игровом процессе и интервью с разработчиками, в котором те хвастались своими выездами в Гонконг для ознакомления с натурой и беседами с настоящими представителями Триад. Концепция игры понятна, ключевые особенности очевидны, мне нравится сеттинг — надо брать. А вот чего делать не надо, так это продолжать концентрировать на Sleeping Dogs все свое внимание и взвинчивать себя от «о, это может быть любопытно» до «Обожемой, убийца GTA, лучшая-игра-всех-времен-и-народов, хочу-хочу-хочу». Потому что в таком случае вполне может выйти так, что ждать игру будет гораздо интереснее, чем в нее, собственно, играть.
И такой подход работает. Не то чтобы все игры сразу заиграли новыми красками, а разочарование теперь невозможно — нет. Просто теперь, впервые запуская давно ожидаемую игру, я не смотрю на нее через фильтр собственных завышенных ожиданий. И подмечаю в итоге ее реальные достоинства и недостатки, а не отличия от построенного в моей голове воздушного замка.
Изрядной части удовольствия от Diablo III я обязан именно тем, что не зацикливался на ее ожидании. И когда она, наконец, вышла, мог просто играть, а не беситься от каждой мелочи, которая не соответствовала моим представлениям. Попросту говоря, я не был фанатом. А многие из тех, кто сейчас строчит гневные манифесты на форумах и рушит рейтинг игры на Metacritic, фанатами были. И в итоге поплатились за это.
В случае с играми (равно как и со всем остальным) лучше не быть фанатом. Умеренный интерес к грядущей игре — это замечательно. Тщательно дозированное любопытство по отношению к ней не принесет никакого вреда. А вот одержимость почти всегда оборачивается разочарованием — никто (даже Blizzard) не может соответствовать тем завышенным ожиданиям, которые возлагает на игру такой вот псих. Говоря начистоту, фанатизм — это такой вежливый способ не произносить слово «бешенство». Фанатизм убивает разум, лишает возможности объективно мыслить, заставляет человека выглядеть идиотом. А порожденные фанатизмом иллюзии вредны для психики. Спросите хотя бы болельщиков сборной России по футболу.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.