Diablo III. Что дальше?
Кто виноват? Что делать? Нужно ли вообще что-то делать?
Прежде всего стоит понять вот что: большинство людей, купивших Diablo III, одолели лишь первый (и, может быть, пару актов второго) уровень сложности, а затем с чувством выполненного долга поставили игру на полку. И я не видел от них жалоб в интернете - просто потому, что эти люди не имеют обыкновения жаловаться. Жалуются же, если присмотреться, игроки, наигравшие в Diablo III сотню (!) часов игрового времени и более (ммм, как вам 400 часов?). Довольно странно читать такие посты, ведь за свои 60 долларов (или 1000 рублей) они получили сто часов игры. На минуточку, большинство серьезных игр нескольких последних лет за эти деньги предложат вам одиночную кампанию не длиннее шести.
Но я бы не хотел обвинять во всем покупателей и их неоправданные ожидания. Blizzard Entertainment также многое прошляпили, и этого нельзя отрицать. Да они и сами не отрицают.
На мой взгляд, стопроцентной промашкой стоит считать высокий порог вхождения на инферно. Смысл игры в Diablo 2 заключался в следующем: вы с гиканьем и улюлюканьем караете одинаковых боссов со скоростью два десятка в час, вы - даже не какой-нибудь Кратос или там Ванда, вы - чертов Галактус в мире Diablo, пожирающий демонов ада целыми измерениями. И это было еще как весело. До сих пор весело, да. Diablo III же предлагает превозмогать, пыжиться, исхитряться: накапливать капитал, изучать руководства в интернете, искать пути не слишком честной победы… На данный момент для веселой и приятной прогулки по 3-4 актам инферно вам понадобится экипировка ценой в пару миллиардов золотых монет. Все это, кстати, становится еще смешнее, когда каждый второй архидемон обращается к герою на “ты” - в предыдущей части, напомню, единственной фразой самого Диабло была знаменитая “Даже смерть не спасет тебя от меня”.
Когнитивный диссонанс выходит - вотакенный. И это странное ощущение, потому что до сих пор ни одна игра от Blizzard такого недоумения не вызывала.
Ох, перечислять недостатки (кстати, предлагаю более подходящее слово “недоработки”) игры можно довольно долго, равно как и указывать на очевидные ошибки публики (кто вообще сейчас пользуется Xfire, а?!). Поэтому давайте-ка лучше смотреть вперед: что хочет изменить Blizzard? что хотят увидеть в будущих патчах игроки? что из этого может быть в действительности реализовано? Стакан, как известно, наполовину полон - и он точно заполнится до краев, но чем?
В ближайших патчах уже запланировано вот что: резкое увеличение полезности легендарных предметов (большинство из которых сейчас играют чисто декоративную роль) и улучшение тех классовых способностей, которые считаются слишком слабыми (привет всем witch doctor’ам!). Жаль, но без более подробной информации (Blizzard еще месяц назад обещали “soon” ™ опубликовать об изменениях классов несколько записей в блоге) невозможно понять, хватит ли этих изменений для возвращения. Я считаю - вряд ли, слишком боится сейчас компания “поломать” игру - как это часто бывает в World of Warcraft.
Не так давно комьюнити-менеджер Bashiok в своем посте-признании (“бла-бла-бла, мы и правда просчитались” - ну, вы слышали в новостях) сообщил, что не стоит ожидать от Diablo III контент-патчей, как в какой-нибудь MMO. Но! Компания и правда работает над контентом, который должен продлить жизненный цикл игры. Нет никакой информации о том, что это за контент, когда он увидит свет и так далее, ясно только одно: Blizzard продолжают свою стратегию экстенсивной поддержки продуктов уже после выхода, так что вся эта история далеко.не окончена. Кажется, многие из купивших игру просто не в курсе текущего положения вещей в играх компании, когда в сравнительно небольшой промежуток времени можно ожидать переосмысления половины дизайнерского документа в лучшую сторону.
Так что предлагаю помечтать! В медиапространстве вокруг игры витает множество действительно неплохих идей, воплощение которых сильно могло бы помочь Diablo III прочно удерживаться на ногах до выхода дополнения.
Youtube-светила вроде Kripparian и Athene предлагают вернуть прокачку до 99 уровня в виде своеобразного “престижа”: совершенно минимальные бонусы к характеристикам за каждый уровень сверх 60 (либо вообще не количественные, а качественные бонусы вроде более быстрого портала в город и т.п.) и очень медленный (но верный!) набор опыта. Это выглядит довольно простой в реализации и действительно рабочей идеей. Одним из главных (и практически общепризнанных) недостатков игры сейчас называют систему добычи - на данный она слишком редко (по сравнению с Diablo II) позволяет порадоваться упавшему с босса колуну, в итоге аукцион является единственным разумным путем к победе над инферно. Я все же склоняюсь к тому, что Blizzard просто не рассчитали. Они ведь действительно не тестировали инферно и не тестировали аукцион - именно поэтому за 2 месяца после выхода игры система добычи на инферно изменялась уже, наверное, раза четыре. В общем, система наподобие уровней престижа, периодически подкидывающая игроку дополнительные поводы для радости, была бы очень кстати.
Самой, пожалуй, интересной выглядит идея с бесконечным подземельем. Она, конечно, не нова (ее можно встретить, например, в Torchlight), но игре под названием Diablo не сильно нужны инновации, ведь так? После каждого спуска в них по лестнице монстры встречают героев все более тепло, при этом вознаграждая все более качественным “лутом” - не это ли квинтэссенция жанра, из которого, собственно, и выросла серия? К сожалению, не все так просто. Если при помощи уже существующих в игре подземелий и можно построить бесконечную цепочку, то с перспективой тестирования бесконечности все сложно. А ведь как только хитрюги с ownedcore обнаружат лазейку и, скажем, проникнут сразу на 99ый уровень этого подземелья - экономика игры может серьезно пострадать (как незапланированно пострадала на запуске игры от фермеров в 4 акте инферно). Важный момент: разработчики действительно рассматривали возможность добавления в игру такого подземелья, но то было пару лет назад, и от идеи отказались. Будем оптимистами - никто не мешает к ней вернуться!
И еще одно, на мой взгляд, перспективное изменение, которое могло бы сильно улучшить игровой процесс - свободный режим игры. Никаких квестов и разговоров, только мясо, только ненависть, только хардкор, да. Собственно, так было во второй части, и изменения в этом плане, которые привнесла третья, большинством увлеченных игроков подвергаются сомнению до сих пор. Но здесь вот какая штука: Blizzard настолько горды своей историей, которую рассказывают в Diablo III, что прямым текстом называют это причиной, по которой система заданий в игре реализована именно так. Но мне, как и многим другим, все равно откровенно не ясны причины такого решения, ведь даже самая лучшая история (оставим дискуссии о сюжете вне этой статьи), рассказанная десять раз подряд, заставляет зевать, а историю Diablo III приходится переживать по десятку раз за вечер. Прости, Крис (Метцен), какой бы она не была раньше, сейчас она вызывает лишь отторжение.
А каких изменений ждете вы? И ждете ли вообще?
Текст Николай Лапко