Девочка, которая бежит
Сирша Ронан, впервые появившаяся на большом экране в сознательном возрасте в картине “Искупление”, зарекомендовала себя как потенциально большую актрису в картине Питера Джексона “Милые кости”. Теперь, получив главную роль в фильме “Ханна”, она может гордиться послужным списком и партнерами по площадке, с которыми приходилось работать. Девочка прошла уже неплохую школу мастерства и многому научилась за это время. Однако в этой картине ее талант раскрыт не полностью. Скорее, тут была игра на физическом уровне - в фильме ее героиня все время куда-то бежит, с кем-то дерется и справляется с собственной болью. Я бы озаглавила картину не “Ханна. Совершенное оружие”, а “Ханна - бегущая девочка”.
Но если ее недоигрыши бывают хорошо видны в кадре, особенно на первых парах, то Кейт Бланшетт отлично справилась с отрицательным персонажем. Ее злодейка вполне может войти в анналы женщин-злодеев, и эта роль значительно перекрывает все, что она сделала ранее в отношении негативных персонажей. Трудно и представить себе более ледяную королеву, нежели она в этом фильме. Посему картину можно смотреть хотя бы ради этой роли - она знаковая.
А вот герой Эрика Баны здесь скорее вспомогательный персонаж. Его тема не раскрыта. Несмотря на потенциал актера и героя, ему уделили слишком мало внимания. Налицо провал сценариста (или режиссера): в погоне за стилем из сюжета были изъяты многие важные сцены, которые помогли бы нам лучше понять и персонажа Эрика, и взаимоотношения его с дочерью. Если бы да кабы, но фильм уже вышел, и никто не знает, где взять режиссерскую версию, пока.
Теперь о стиле. Перед нами не просто боевик с классической историей. Перед нами попытка авторского отражения банального сюжета за счет использования многочисленных люфтов (пауз) в виде пробежек, крупных планов очень красивой Сирши Ронан и созерцания других персонажей. Также за счет умолчаний и вставок теоретически не относящихся к сюжету эпизодов, которые, однако, помогают нам лучше понять героиню. Другое дело, если мы и переживаем за нее, следим за развитием ее характера и метаниями, то нас совершенно лишают логики конца. Что ищет эта девочка? Зачем нам столько информации о синих китах и каком-то адресе в Берлине, если все это проходит сквозь сюжет как песок сквозь пальцы? Бесполезный набор текста и сцен, которые ничего не дают и ничего не поясняют. Зато отличная работа оператора и периодами грамотный европейский монтаж с Голливудской динамикой.
Неоспоримым плюсом режиссера, я считаю, явилось решение выбрать в противники Сиршу Ронан и Кейт Бланшетт, учитывая что первая - это по сути вторая в юности. Но их противостояние полностью не раскрыто. Мы на протяжении фильма пытаемся понять, кто же такая эта Мари (героиня Бланшетт) и почему она так отчаянно охотится за Ханной. Однако кроме невнятных фраз о генетическом эксперименте мы не услышим ничего. Просто надо убить, вот и убиваю. Тут сценаристы не дотянули до драмы, оставив ситуацию на уровне среднего боевика - плохой/хороший. Хотя заявка была серьезная, общечеловеческая…
Начало картины было многообещающее. Но несмотря на весь пафос шаблонных фраз в духе “Я не попала в сердце” и “Надо думать на шаг вперед”, в последующих событиях они не работают или притянуты за уши. При таком ансамбле и такой идее можно было быть внимательнее к деталям - о них в фильме тоже шла речь. Однако, как бы ни было все странно, логика в фильме прослеживается: лишенная детства девочка сражается за себя и в итоге возвращает себе свободу ценой крови родных и врагов.
Но совершив месть и окончательно лишившись детства, ибо она омыла его своей и, главное, чужой кровью, что теперь делать? Лучший способ сделать сиквел “Ханны” - это нарезать флешбэков из жизни Ханны с отцом и показать, как она пробует свои первые нормальные человеческие ценности. По сути - это значит переснять первый фильм с теми же актерами, но иначе. Или, как я уже говорила вначале, сделать масштабные досъемки.
Однако, есть в фильме несколько очень хорошо сделанных сцен, ради которых его также стоит смотреть. Среди них все начало картины, снятое в духе скандинавского кино и перекликающееся с фильмом “Американец” с Джорджем Клуни в главной роли. Еще одна дивная сцена - это первое ощущение Ханной города в комнате марокканского торговца. Рекомендую - отличный накал, отличный монтаж, полное погружение в атмосферу. Что же касается фильма в целом, смотреть его стоит, ибо это не самый типичный представитель жанра Голливудского боевика, да и опять же, вас ждут отличные женские образы, сыгранные весьма неплохо.