Действительно ли «Неуязвимый» Роберта Киркмана — это «лучший супергеройский комикс»?
История «Неуязвимого» началась в 2003 году, когда Роберт Киркман совместно с художником Кори Уокером (ранее они вместе работали над серией Super-Patriot для издательства Image) решил создать комикс про персонажа, появившегося в камео в комиксе Tech Jacket. Это была простая история о сыне могущественного супергероя Омни-Мэна, который защищал Землю от различных угроз, а после каждый день возвращался домой к семейному ужину. В восемнадцать лет в Марке Грейсоне пробудились спящие способности, и он начал супергеройскую карьеру под прозвищем «Неуязвимый».
В том же году, кстати, стартовали и «Ходячие мертвецы» — комикс, который принес Роберту Киркману всемирную известность.
«Неуязвимый» — это один из тех комиксов издательства Image, в котором в камео появляются персонажи других серий. Никто из них не играет ключевой роли в сюжете, но таких гостевых появлений очень много: Спаун, Savage Dragon, Withcblade, Super-Patriot, Джеки Эстакадо (Darkness) и другие. Помимо камео известных персонажей, в «Неуязвимом» сотни пасхалок, но о них мы поговорим чуть позже.
«Неуязвимый» — это не просто супергеройский комикс, это история взросления и становления супергероя. Вся карьера Марка Грейсона от самого ее начала до конца пройдет у читателя на глазах, и когда комикс закончится, в жизни Марка только начнется новый этап.
Роберт Киркман поступил верно, решив сосредоточиться на супергероике, потому что «Неуязвимый» во многих его элементах нарушает привычный уклад комиксов в этом жанре.
Этот комикс существует сразу в нескольких жанрах. Это одновременно конфликт «отцов и детей», история становления героя, научная фантастика, мелодрама и даже комикс о трудностях семьи супергероев. «Неуязвимый» не пытается усидеть на всех стульях, наоборот, — он постепенно помещает главного героя в новые условия, благодаря чему меняется темп истории, формы ее подачи и ключевые темы.
В «Неуязвимом» легко угадываются различные популярные тренды в супергеройских комиксах других издательств.
Например, концепция параллельных вселенных в «Неуязвимом» заключается в представлении злодея по имени Энгстром Леви. Это единственный в мире человек со способностью перемещаться между мирами. И сама концепция иных миров будет в сюжете ровно столько, сколько в нем задействован Энгстром Леви.
Или идея преемственности. В какой-то момент Марк Грейсон узнает историю своего народа, которую от него скрывали восемнадцать лет, ожидая подходящего момента. И ему трудно принять то, что из себя представляет его родная раса, он не готов стать ее частью, ему трудно представить, что все, что он знал прежде не имеет никакого смысла после этого открытия. И из-за невозможности понять и принять правду возникает один из главных конфликтов в комиксе, который тянется вплоть до самого финала.
«Неуязвимый» постоянно удивляет читателя клиффхенгерами и неожиданными твистами. Здесь практически нет «бессмертных» героев, и почти любой понравившийся вам персонаж может умереть. За сто сорок четыре выпуска в серии появляется несколько сотен колоритных персонажей, и далеко не все доживают до конца. Многие, казалось бы, ключевые персонажи по ходу сюжета погибают и больше никогда не возвращаются. Никаких клонов из параллельной вселенной. Оставьте это Marvel и DC.
При этом нужно понимать, что комикс издавался пятнадцать лет. За это время «Неуязвимый» превратился из комикса о подростке-супергерое в историю о главном защитнике Земли. Вселенная «Неуязвимого» обзавелась десятком спин-оффов, а по мотивам комикса планируется сериал.
Одно из главных достоинств «Неуязвимого» — по большей части комикс выдерживает единый темп. Есть всего несколько сюжетов, в которых он проседает, но в целом история всегда развивается стремительно, в буквальном смысле не позволяя читателю передохнуть.
Персонажи сменяют друг друга, на место одним важным героям приходят другие. И некоторые — самые яркие и необычные персонажи — получили свои спин-оффы.
Сложно судить, какие из них точно стоит прочесть, я бы посоветовал ограничиться следующими:
- The Astounding Wolf-Man vol.1-4;
- Guarding the Globe vol.1-2;
- Invincible Presents Atom Eve #1-2;
- Marvel Team-Up Vol. 3 #14.
Роберт Киркман настолько был уверен в своем комиксе, что без тени сомнения писал в шапке почти каждого выпуска — «Лучший супергеройский комикс». И это вполне заслуженно — «Неуязвимый» не боится издеваться над различными штампами Marvel и DC: плащи и костюмы супергероев, помощники героев, их имена и трудность выбора прозвища, суперсекретные правительственные организации, глобальный контроль за каждым жителем планеты, а также многое другое.
«Неуязвимый» дает читателю все, чего тот ждет от супергеройского комикса, — безумных злодеев самого разного вида, причудливых архетипичных супергероев, зрелищные и кровавые битвы (на Земле, в космосе и на других планетах) и, конечно же, различных пришельцев, включая самых абсурдных и нелепых.
Это очень зрелищный комикс. Над ним работало два художника, но Райан Оттли, сменивший Кори Уокера на посту основного художника, преобразил «Неуязвимого» (вместе с Робертом Киркманом Кори — соавтор серии, и его стиль достаточно минималистичный). Все дело в необычном стиле Оттли, в котором он рисует всех персонажей слегка гипертрофированными и с максимальным количеством деталей. Райан создал свой фирменный и узнаваемый стиль, благодаря чему «Неуязвимый» начал плотно ассоциироваться именно с его рисунком.
Но лучшее в комиксе — это битвы в исполнении Оттли. Их в комиксе много, и все они выглядят очень брутально. Практически в каждом сражении есть удивительно кровавые сцены с отрубленными конечностями, разорванными на части героями и прочим.
Райан никак не был ограничен при изображении подобных сцен, поэтому будьте готовы, что при чтении вы увидите, возможно, самые впечатляющие и захватывающие битвы в супергеройских комиксах.
Конечно, не может комикс длиться 144 номера и ни разу не потерять хватки. В «Неуязвимом» есть несколько спорных и слабых сюжетов (на фоне остальных). Они не портят историю и не сбавляют общий темп повествования. Их единственная проблема в том, что они забываются после прочтения, не развивая характер персонажей или, наоборот, добавляя что-то совершенно ненужное.
Но таких сюжетов, к счастью, немного.
А вот чего в «Неуязвимом» много, так это пасхалок. Особенно в первых пятидесяти номерах. Роберт Киркман создавал многих персонажей, пародируя известных героев Marvel и DC.
Из очевидного — команда Guardians of the Globe, которая полностью копирует концепцию Лиги справедливости: Darkwing/Batman, War Woman/Wonder Woman, Red Rush/Flash, Aquarus/Aquaman, Martian man/Martian Manhunter и Green Ghost/Green Lantern. Местная «Лига» тоже передовая команда супергероев Земли (хоть и не единственная), у нее частное финансирование (привет, Брюс Уэйн!) и есть штаб-квартира, напоминающая башню Лиги справедливости.
На этом пасхалки не заканчиваются. В сюжете есть свой «Ник Фьюри» — глава суперсекретной организации. Для его работы даже нет обозначения — настолько высокого ранга этот человек. Сесил Стедман появляется в сюжете регулярно, и у него на лице даже есть шрам, напоминающий поврежденный глаз Фьюри.
В одном из выпусков, когда Марк Грейсон перемещается между вселенными, он попадет в мир «Ходячих мертвецов», а в другой раз — во вселенную Marvel, где случайно помогает Человеку-пауку в драке с Доктором Осьминогом.
Подобных пасхалок очень много. Особенно много всевозможных пасхалок в сценах, где Марк Грейсон посещает магазин комиксов. Это один из лейтмотивов комикса — Марк старается регулярно покупать новые выпуски интересных ему серий в одном и том же магазине, и на обложках, плакатах, вывесках в магазине есть аллюзии на различных персонажей Marvel, DC, Image и даже Dark Horse.
О некоторых частях сюжета невозможно говорить без спойлеров.
Осторожно, спойлеры!
Несмотря на то, что в комиксе больше сотни действующих лиц, история по большей части крутится вокруг нескольких персонажей: Марка Грейсона (главного героя), Евы Уилкинс, Нолана Грейсона и Робота. Коротко поговорим о каждом.
Марк Грейсон
Как уже отмечалось выше, Марк, он же Неуязвимый, в течение комикса проходит кардинальную эволюцию характера и взглядов. Из обычного американского подростка, мечтающего о колледже и о супергеройской славе, он становится величайшим героем Земли, а после и вовсе путешествует в другие миры, чтобы помочь защитить как свою родную планету, так и сотни других от расы завоевателей.
Марк — яркий пример героя, который методом проб и ошибок осознает, что правильный выбор — это не всегда тот, который должен принимать супергерой. По мере сюжета он все больше и больше отходит от своих идеалов, закольцовывая сюжет, и в конечном счете становясь тем, кем его всегда видел его отец.
Нолан Грейсон
Он же Омни-Мэн — бывший защитник Земли и супергерой, неофициальный член местной «Лиги справедливости». Он всегда был лучшим из супергероев, а на деле скрывал ужасную тайну — он был отправлен на Землю не ради того, чтобы защищать планету, а чтобы в конечном счете поработить ее.
И Нолан — лучше всех прописанный персонаж. Он многократно меняется, совершает ошибки, сожалеет о них, пытается исправиться и из всех персонажей комикса он выглядит максимально человечным (хотя он пришелец расы Вильтрумитов).
Ева Уилкинс
Она же Атомная Ева. Девушка-супергерой и главный любовный интерес Марка Грейсона. У Евы необычные способности — она может манипулировать материей на субатомном уровне. По сути, Ева способна превратить, например, камень в золото или сухую пустыню в оазис.
На протяжении сюжета развивается ее роман с Неуязвимым, и это одна из главных линий комикса, поскольку именно из-за Евы и ее желания создать семью Марк приходит к мысли, что у супергеройской карьеры тоже есть конец.
Робот
Рудольф Коннерс, он же Руди, он же Рекс. Максимально холодный и расчетливый человек, который готов на все ради защиты мира. Робот помешан на контроле и готов лично следить за каждым этапом работы, если уверен, что это даст максимально эффективный результат.
В комиксе показана эволюция Робота от супергероя к антагонисту, которого при этом сложно назвать злодеем. Все его мотивы понятны и четко прописаны, все его поступки логичны, но именно они дают понять, что мыслит он не как человек, а как машина, предпочитающая эффективность и результативность во всем.
Конец спойлеров.
Это, конечно, не значит, что другие персонажи вас не заинтересуют. Напротив, здесь масса колоритных пришельцев — хладнокровный лидер Вильтрумитов Трэгг, веселый представитель Коалиции планет Аллен, воинственный Боевой зверь и многие другие. Каждый из них создает у читателя яркий и запоминающийся образ, причем сам Марк Грейсон смотрится максимально просто и ординарно на фоне многих других персонажей.
Наиболее впечатлившим меня сюжетом стала история под названием «Reboot», которая была представлена в номерах Invincible #121–126. Представьте себе, что спустя сто двадцать выпусков, после тысяч погибших среди героев и злодеев Марк находит способ попасть в прошлое в тот день, когда его способности только пробудились, в самый первый номер комикса.
Он понимает, что знает историю всех ближайших лет, знает каждое событие, которое произойдет, знает, как много людей погибнет. Грейсон понимает, что может все это предотвратить, но он никогда не будет счастлив, потому что его будущее — то, которое он построил с огромным трудом, безвозвратно потеряно. Это самый сильный сюжет в комиксе, потому что он показывает максимум драмы и заставляет Марка принять самое трудное решение в его жизни.
Представьте себе, что в восьмом сезоне «Игры престолов» Тирион Ланнистер нашел способ вернуться в первую серию первого сезона. Он знает, кто умрет и как, он знает о настоящей угрозе и о том, что только с его помощью можно будет спасти сотни людей от смерти. Как он поступит? Что он предпримет?
Точно такие же вопросы ставит себе и Марк Грейсон, оказавшись в самом начале своего пути. И это очень круто.
«Неуязвимый» — это очень важный комикс, потому что на примере столь долгоиграющей серии вы можете проследить эволюцию не только персонажей, но и самого супергеройского жанра. От максимально наивных и простых историй, которым он посвящен в начале, комикс приходит к жестокой войне и борьбе за выживание сразу нескольких рас. Это масштабный супергеройский проект Роберта Киркмана, который самодостаточен. Для его чтения вам не нужно предварительное знакомство с персонажами, как это было бы у Marvel и DC.
В этом особая прелесть «Неуязвимого» — он может стать отличной точкой входа в жанр, поскольку в нем есть все основные черты современной и классической супергероики. Это комикс с отличным рисунком и кольцевой композицией, с которым непременно стоит ознакомиться каждому. Особенно фанатам творчества Роберта Киркмана.