Дед Мороз Мела Гибсона и проблемы современного мира. Рецензия на «Охоту на Санту»
«Охота на Санту» — это прежде всего необычная драма с элементами боевика, триллера и черной комедии. Однако, в основу сюжета режиссеры заложили именно драму: что может быть более близкого и человеческого, чем праздник (не только Рождество)?
Фильм претендует на главную новогоднюю картину, хоть она и не ставит целью объединить зрителей в сам праздник. Целью выступает скорее ироничный анализ того, как связана личность с мировоззрением, основанном на мифах.
Санта — это видавший жизнь мужик за пятьдесят, любитель пострелять из оружия на своей земле. Он вынужден адаптироваться под современный мир: вести диалог с бюрократами, подстраиваться под запросы государства и мириться с экономическими трудностями. При этом сюжет не забывает и основное дело Санты Клауса — разносить подарки хорошим детям и уголь плохим. Санта раздосадован — мир стал масштабнее, границы стираются и «хороших» становится меньше. Богатый 12-летний парень Билли, получивший уголь под елкой, не очень рад этому и нанимает киллера, чтобы тот убил волшебника рождества.
Весь фильм режиссеры только и занимаются, что препарируют миф о материальной ценности вещей и невозможности волшебства в реальном мире, параллельно насмехаясь над современными трендами.
Темнокожая миссис Клаус в исполнении Мэрианн Жан-Баптист, которая выступает одним из самых мудрых персонажей, явно метит в «повесточку». А сцена с продажей подарков от Санты на условном черном рынке — не менее явное выражение негодования режиссеров по поводу консумеризации праздника.
Абсурд — это главное оружие режиссеров на протяжении всей картины. Фильм жесток и комичен, а в какой-то момент ирреальность происходящего полностью замещает сюжет. Не стоит ждать черной комедии. Видимо, именно из-за подобного ожидания критики дали фильму смешанные отзывы — 40 баллов на Metacritic. Лучший вариант — ожидать драму с элементами боевика. От юмора в картине остался только налет.
Каст подобран как надо — Мел Гибсон отлично исполняет роль печального Санты, который очень сильно устал. Его основной противник, худой Уолтон Гоггинс («Омерзительная восьмерка»), в какой-то момент вообще встает в центр фильма.
Актерская игра отличная, однако диалоги между оппонентами слишком простые. «Думаешь, ты первый? Думаешь, я получил эту работу, потому что я толстый и веселый?», — кричит Санта-Гибсон в одном из диалогов ближе к концу. К этому моменту о его Санте уже и так все понятно. Комментарии, да еще от лица самого героя, тут совершенно излишни.
А вот баланс спецэффектов выдержан отлично — режиссеры не показывают лишние взрывы или убийства, делая акцент на финальных кадрах и напротив, все кадры физической жестокости сохранены для конца фильма, что, однако, не влияет на общую динамику повествования. Благодаря хорошей актерской игре и необычному сюжету авторам удалось избежать глобальной скуки.
«Охота на Санту» — отличный и сдержанный рождественский боевик. Лишних убийств и разрушений в фильме нет: все строго мотивированно заказами на устранение. Массовых сцен сражений тоже почти нет — подобные кадры можно увидеть только в самом конце, что показывает наступившее безумие персонажа Гоггинса. Братья Нелмс переосмысляют мифы современного мира, стараясь выдержать баланс между материальной реальностью, современным контекстом и феноменом Рождества.
Видимо, именно такая попытка оказалась неудачной: хорошая основа сюжета и драматичность повествования в какой-то момент заваливают картину, теряя весь юмор и уходя на территорию мрачных социальных драм.
От этого фильм не становится хуже, он просто меняет жанр и его определенно стоит смотреть — как минимум из-за хорошего каста и новизны идеи.