Как начать смотреть полнометражную супергеройскую анимацию
Противостояние издательств Marvel и DC постепенно стало одним из самых ярких в гик-культуре. За ним интересно наблюдать, так как с каждой стороны есть сотни красочных комикс-персонажей, талантливых людей и запоминающихся произведений, а также потому, что в этом противостоянии нет явного победителя. Издательства сражаются не только за продажи комиксов, но еще и в сферах кино, сериалов, игр, мультфильмов, игрушек и так далее.
Мы привыкли считать лидером Marvel, так как победы их киновселенной больше всего на виду, но в других сферах: в играх, в сериалах и особенно в мультипликации – DC чувствует себя куда увереннее конкурента.
Я посвятил этому противостоянию множество материалов, пришла пора наконец поговорить о самой безоговорочной победе DC – полнометражной анимации.
Большинству людей даже не приходит в голову смотреть в эту сторону. Несмотря на все успехи Pixar сотоварищи мы на автомате решаем, что все эти супергеройские двухмерные (рисованные, традиционные) мультфильмы, сделанные исключительно для домашнего видео, годятся только для детей, а нам там ловить нечего.
Я и сам считал именно так – даже не задумывался, что эти полнометражки сделаны именно для зрелых фанатов, поэтому серьезных тем, отличной проработки персонажей и жестокости с литрами крови там зачастую больше, чем в фильмах по комиксам.
Всего существует 34 полнометражных мультфильма DC, из которых обычно выделяют 24 «оригинальных» полнометражки, созданных за последние 8 лет.
Я хочу создать у вас четкую общую картину, поэтому сразу оговорюсь о 10 «изгоях», чтобы не путаться. Это полнометражные фильмы, созданные в стилистике определенных мультсериалов, например «Бэтмен: Маска Фантазма», «Бэтмен и Мистер Фриз» и «Бэтмен: Тайна Бэтвумен» существуют во вселенной сериала Batman: The Animated Series («Маска Фантазма» чудо как хороша, кстати. Именно она была их первым и единственным полнометражным мультфильмом, выходившем в широкий прокат).
24 оригинальных фильма же не привязаны ни к каким сериалам и стоят сами по себе, но при этом большинство из них основаны на знаменитых комиксах. Часть является довольно вольным пересказом, а некоторые представляют собой практически покадровую экранизацию первоисточника. Также эти 24 фильма отличает тот самый упор на взрослую аудиторию: кровь, ругань и взрослые темы.
Несмотря на огромное количество героев в комикс-вселенной DC, состав персонажей в анимационных полнометражках вышел еще менее разнообразным, чем в кино. 8 сольных картин Бэтмена, 4 ленты Супермена, 2 тим-апа Бэтмен/Супермен, 2 фильма про корпус Зеленых Фонарей и один сольник Чудо-Женщины. Оставшиеся 7 посвящены Лиге Справедливости.
Ясно, что в одной статье пытаться даже коротко рассказывать о каждом из них нет смысла, скажу лишь, что студии удалось сохранить высокий уровень качества во всех картинах. Тут нет каких-то диких перепадов, если вам нравятся полнометражки DC, их можно смотреть все без исключения.
Да, конечно, некоторые вышли глубже и интереснее, некоторые – более бледно, но никакого «ужас-ужас» тут нет, приятно провести вечер они дадут в любом случае.
И все же, чтобы тем, кто не видел ни одного из фильмов, было с чего начать, я выделю те, которые хороши настолько, что их должен посмотреть каждый, кто любит хорошее кино.
Не только DC, не только комиксы и мультфильмы – именно кино вообще, потому что по качеству они не уступают современным супергеройским фильмам, а в некоторых аспектах и превосходят их.
**«Возвращение Темного Рыцаря»**и «Бэтмен: Год первый» стоят на вершине многих топов по одной простой причине: это отличная экранизация лучших комиксов о Бэтмене.
В 1984 году Фрэнк Миллер написал свое «Возвращение Темного Рыцаря», комикс, спасший Бэтмена от забвения, в которое тот медленно уплывал. Миллер, конечно, не первым решился на столь мрачную атмосферу в комиксах, но он сделал ее как никто другой правильно и талантливо. Именно этот комикс лег в основу Снайдеровского «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости», поэтому посмотреть мультфильм в ожидании фильма будет здравой идеей. Сюжет у Снайдера все равно другой, спойлеров не будет, но зато вы начнете узнавать визуальные цитаты уже в трейлере.
Мультфильм был выпущен в двух частях, качество анимации и озвучки великолепное, но главное, что комикс перенесен на экран практически дословно, даже визуальная стилистика комикса передана отлично. Это эпик вин DC Comics, поэтому можно начинать знакомство со списком именно с него.
«Бэтмен: Год первый» тоже снят по комиксу Миллера, решившему после «Возвращения», где постаревший Бэтмен снова надел костюм, вернуться в прошлое и показать свою версию ориджин стори – как начинался его Бэтмен. Вышло очень интересно, хотя и не так мощно, как «Возвращение». Но здесь интересно то, что Бэтмен еще не знаком с Гордоном, который только перевелся в Готэм.
Противником Бэтмена, делающего свои первые шаги, становится именно Гордон, и это противостояние получается не менее захватывающим, чем схватка Бэтса с Суперменом.
Странно, что у них ушло на это столько времени, но в следующем году DC все же экранизируют еще одну из топовых историй о Бэтмене – «Убойную шутку» Алана Мура, автора «Хранителей».
**«Бэтмен: Под красным колпаком»**навсегда изменил мое отношение к полнометражной анимации DC, потому что застиг меня врасплох. Я не ожидал от него такой глубины, такой серьезности, такого страшного Джокера, таких зрелищных экшен-сцен и такой тяжелой основной темы. Мультфильм пытается дать ответ на непростой вопрос – почему Бэтмен не убил Джокера после того, как тот убил второго Робина, Джейсона Тодда.
Главным злодеем здесь становится новый Красный Колпак, под которым на этот раз скрывается уже не Джокер. Слово hood можно перевести как «колпак», «капюшон», «капот», а название оригинального комикса Under the hood считывается прежде всего как устоявшееся «под капотом», намекая на то, что история пытается вынуть всех скелетов из шкафа и покопаться в том, что запрятано у Бэтмена и его окружения в головах, разбередить старые раны.
«Лига Справедливости: Новый фронтир» (также существует перевод «Новый барьер») стала самым запоминающимся из 7 фильмов о Лиге, прежде всего потому, что показалась самой стильной, масштабной и сентиментальной. Характеры всех членов Лиги Справедливости здесь отлично раскрыты, а также показан момент их знакомства и формирования Лиги, поэтому этот фильм может стать отличным началом знакомства с серией, посвященной Лиге.
Для тех, кто не против начать читать комиксы DC, но не знает, с какой стороны к ним подступиться, может, как я уже советовал в своем старом гайде, начать с легендарных обособленных историй, а потом перейти к периодике, стартуя сразу с последнего перезапуска вселенной – New 52. Полнометражки могут помочь и здесь.
Лучшие самостоятельные истории отчасти уже экранизированы, поэтому их легче будет просто посмотреть. На уже упомянутых «Возвращении Темного Рыцаря» и «Годе первом» список экранизированной классики не заканчивается.
«Сверхновый Супермен» – это качественная адаптация одноименного шедевра Моррисона, считающаяся едва ли не лучшей историей о Супермене. Кларк понимает, что скоро умрет и решает провести последние дни с пользой, показав Лоис все, что в его силах, попытаться сделать ее счастливой. История пронзительная и глубокая, поэтому экранизация как нельзя кстати.
«Лига Справедливости: Гибель» является экранизацией отличной «Вавилонской Башни» Марка Уэйда, пусть уже не дословной, но сохранившей суть оригинала.
Бэтмен в параноидальной мудрости своей заготовил для каждого из членов Лиги нечто, что поможет ему остановить их в случае необходимости. Учитывая, как часто их клонируют, зомбируют или берут под ментальный контроль, мера довольно оправданная. К сожалению, план Бэтмена крадут и используют против Лиги его наработки. Команде предстоит не только справиться с гениальными задумками Бэтса, но и решить, могут ли они все еще доверять ему после этого. Потрясающе сильная концовка.
**«Лига справедливости: Парадокс источника конфликта»**основан на кроссовере Flashpoint и рассказывает довольно любопытную и крайне мрачную историю о параллельной вселенной.
После одного изменения в прошлом, реальность изменилась до неузнаваемости – эффект бабочки во всей красе. Аквамен и жители Атлантиды воюют с Дианой и ее амазонками, Бэтменом становится Томас Уэйн, а не Брюс, и так далее и тому подобное.
Подобные игры в параллели мы уже видели в Injustice – эти две истории действительно похожи, в том числе и тем, что временные парадоксы развязывают сценаристам руки и позволяют убивать героев направо и налево (ведь всё равно это потом отменится), чем они и пользуются с завидной кровожадностью. Вот из-за этого безумия, мрачности и непредсказуемости «Парадокс» и стоит смотреть.
Для тех же, кто хочет еще упростить себе вход во вселенную New 52, DC выпустило несколько фильмов в рамках уже этой версии своих героев.
«Лига справедливости: Война» – это экранизация ориджин стори Лиги в новой версии вселенной. Мы видим «рождение» Киборга, знакомство героев, первые стычки Кларка и Бэтмена, попытки Зеленого Фонаря выпендриваться перед новыми знакомыми и прочие вкусные вещи.
«Лига справедливости: Трон Атлантиды» продолжает историю, экранизируя еще одну арку из комиксов «Лиги» New 52, которая сосредотачивается на Аквамене и его брате.
«Бэтмен против Робина», вышедший в этом году, отчасти основывается на одной из первых арок Скотта Снайдера для Бэтмена в New 52 – «Суде Сов». Интересная история, исследующая отношения Бэтмена и его сына, Дэмиэна.
Как я уже сказал, вся линейка полнометражных фильмов впечатляет прежде всего тем, что держит высокий уровень качества во всех картинах, поэтому не стоит думать, что лишь перечисленные ленты заслуживают внимания, а все остальные в чем-то сильно от них отстают.
Вовсе нет, ведь есть еще отличный «Бэтмен: Рыцарь Готэма» – собственная «Аниматрица» для трилогии Нолана, тоже сделанная в виде антологии с короткими историями, написанными отличными комикс-авторами заодно с Гойером и нарисованными лучшими аниме-студиями. Безумный эксперимент, добавляющий глубины Темному Рыцарю.
Есть еще «Бэтмен: Нападение на Аркхэм» – история про Отряд Самоубийц, сделанная во вселенной видеоигр Аркхэм-серии. Отличный способ узнать больше об Отряде прежде чем выйдет фильм.
Есть, в конце концов, любопытная «Лига справедливости: Боги и Монстры», вышедшая всего месяц назад и ставшая поводом для написания этой статьи. Где еще увидишь Бэтмена-вампира, Чудо-женщину с другой планеты и Супермена, отцом которого был генерал Зод.
DC может по праву гордиться своей мультипликационной фильмотекой, у Marvel практически нечем ответить этой линейке. Обе части «Новых Мстителей» и «Доктор Стрэндж» - единственные из их полнометражек, способные сравниться по уровню серьезности и качества. Если вы фанат Marvel, на них однозначно стоит обратить внимание.
Так или иначе, я буду рад, если эта статья обратит на полнометражную супергеройскую анимацию внимание тех, кто не был с ней знаком, но готов дать ей шанс. Оно того стоит.