«Даже я не могу это слушать». Рецензия на Pharaoh — Pink Phloyd
«Привет, я не говорю по-русски, увидел этот трек в топ-10 на Genius, поэтому и послушал его. ОН ОГОНЬ!!! Заставляет чувствовать себя наркоторговцем».
Так выглядят комментарии, оставленные под песней Pharaoh «Дико, например» на популярном англоязычном сайте Genius. Когда 28 мая на трек вышел клип, он, усилиями многочисленных фанатов, поднялся на сайте до 3-го места, уступая лишь бэнгеру HUMBLE. Кендрика Ламара и радио-хиту диджея Халеда Iʼm the One, в записи которой участвовали звезды Лил Уэйн, Джастин Бибер, Chance The Rapper и Quavo.
Московскому рэперу Глебу Голубину, который всю свою карьеру искал вдохновение в американской музыке, успешно удалось скопировать клауд-рэп и перенести его на российские реалии. Причем так хорошо, что теперь эти же самые американские слушатели присматриваются к непонятному русскому пареньку. У него есть своя зарубежная аудитория и именно его вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о клауд-рэпе.
Это отлично, однако есть одно «но». Клауд-рэп в 2017 году — это такое дно, что я даже не могу спокойно дослушать хоть один трек этого направления от начала и до конца, не задумавшись параллельно о самоубийстве.
Кстати, забавно получилось, потому что суицид — одна из самых распространенных тем у клауд-рэперов.
Если говорить просто, трэп — это музыка веселых и грозных наркоманов, а клауд-рэп — музыка депрессивных и забитых наркоманов. И я лучше послушаю первых!
Включу очередной хит Migos, куплет которого будет повторяться снова и снова на протяжении всей песни, но слушать Bones, одного из сторожилов «облачного» направления, записывающего преимущественно однообразную угнетающую музыку, попросту тяжко. И я сильно обобщаю, признаю, потому что выдержать более 40 микстейпов одного исполнителя (только в 2017 году успело выйти 3) — физически тяжело. Но каждый раз, когда я пытался послушать что-то у Bones, это всегда была монотонная читка (иногда, правда, переходящая на крики и другой вокализ) под одни и те же тормозящие лоу-фай биты. Я не понимаю, какое должно быть терпение у его фанатов.
Не зря мирискусники Бенуа и Дягилев в начале прошлого века так боялись появления конвейерного искусства, порожденного промышленной революцией.
Свою наилучшую форму клауд-рэп набрал в самом начале своего пути благодаря талантливому продюсеру Clams Casino. Именно он придумал этот звук и пустил его в массы, поделившись им в 2010–2011 годах с малоизвестными тогда A$AP Rocky и Lil B. Микстейп LIVE.LOVE.A$AP, например, и сегодня многими считается лучшей работой Rocky. Тогда это было свежо, новый звук выделялся на фоне всего, что творилось в рэпе, и именно поэтому звучание LIVE.LOVE.A$AP копировали все кому не лень.
Стоит отметить, что Casino «с душой» подходил к делу. Он никогда не стал бы записывать огромное количество однотипных битов, так как вкусы продюсера развиваются вместе с его музыкой, а застой в этой профессии в любой момент может закончиться плачевно (о недавнем хитмейкере DJ Mustard кто-то еще помнит?).
Тут мы и доходим до Глеба Голубина.
Хорошо копировать зарубежные музыкальные тренды — это, вообще-то, отличная идея. Но раз уж ты начинаешь потакать мнению большинства, будь добр трансформировать свой звук согласно меняющимся вкусам аудитории. Но далеко не все это делают. В Америке стагнация карается моментально. Ее музыкальная индустрия настолько велика, что в ней нет места пассивным молодым артистам. Все значимые музыканты с каждым новым релизом стараются удивить общественность какими-то нестандартными ходами. Да, это может привести и к провалу, как это недавно случилось с Kid Cudi, которого как раз очень любит Глеб.
Но давайте лучше сосредоточимся на положительных примерах. Вот, например, альбом Awaken, My Love! Чайлдиша Гамбино. Если кто не знает, это творческий псевдоним актера Дональда Гловера, известному публике ролями в сериалах «Сообщество» и «Атланта». Гамбино очень сильно удивил своим новым альбомом всех, кто хоть сколько-нибудь знаком с его предыдущим творчеством. Просто включите первую же песню Me and Your Mama и параллельно держите в своей голове мысль, что этот же самый человек до этого ограничивался рэпом. Вот о такой смене музыкального вектора я и говорю.
Что мне нравится в Pharaoh, так это его разносторонняя деятельность за рамками музыкальной карьеры. Например, раньше Глеб серьезно занимался футболом и играл в детских командах «Локомотива», «ЦСКА» и «Динамо». После переквалифицировался в рефери — про него даже снимали репортаж НТВ Плюс.
С футбольной карьерой у парня не заладилось и он решил направить свои силы на два других увлечения: музыка и видеоблогинг. Про Pharaoh теперь уже знают все. Эти «скр-скр» и «мертвые найки» распространились далеко за пределы его фан-базы. Но многие ли знают его ютуберский псевдоним «Лиззка», под которым он уже как 6 лет записывает свои ролики? Вряд ли — эта сторона жизни Глеба никогда не упоминается музыкальными критиками, а зря. Такие красивые клипы на пустом месте создаются что ли?
Может показаться, что эти две стороны жизни одного человека четко разделены, но в роликах Лиззки постоянно проскакивает врожденная любовь Глеба к музыке. Часто бывало, что на своих стримах он невольно тянулся к укулеле и начинал затягивать спокойные мелодии. А так: геймплеи, критика странных блогеров, открытие кейсов — вот контент, который записывает Глеб, используя забавный и порой агрессивный монтаж. Иногда, правда, популярность Pharaoh доходит и до блогерской жизни Глеба, которому все-таки приходится отвечать на вопросы своих фанатов.
Так бы он и записывал свои видосики, иногда посмеиваясь над своим же музыкальным альтер-эго, если бы не недавние события, впервые обратившие внимание общественности именно на Лиззку, а не на Pharaoh.18 июня на его канале появился разгромный дисс на другого блогера — Эварда Атеву. Видео быстро собрало более 9 миллионов просмотров и Глеб на волне хайпа, провел несколько стримов в поддержку будущего микстейпа. Получилось очень даже эффективно и позволило рэперу выпустить Pink Phloyd уже спустя 3 недели после дисса на Атеву.
Я вас сразу успокою: название микстейпа Pink Phloyd — это отсылка к розоватому алкогольному напитку, состоящему из водки, персикового шнапса, грейпфрутового сока и малинового сиропа, а не попытка сравнить себя с легендарной британской рок-группой.
Вам же сразу стало на душе хорошо, не так ли? Из отсылок к другим исполнителям тут Лил Уэйн и Кид Кади.
Как сам микстейп в целом? Все же помнят первый закон Ньютона? Так вот, представьте макушку среднестатистического рэп-хейтера из комментов на «Канобу», которая, при виде рецензии на музыку Pharaoh, сразу же начинает бешено крутиться из стороны в сторону. Относительно пупка ее хозяина, допустим, макушка быстро движется, а относительно носа — остается неподвижной, так как траектории их движений, пупка и носа, при наложении совпадут. Сложновато, да.
Pink Phloyd — это макушка. Все предыдущее музыкальное творчество Глеба Голубина — пупок. Рэп как жанр — нос. К чему я это? Безусловно, если сравнивать материал нового микстейпа с его предыдущими работами, нельзя не заметить прогресс — я уже писал об этом в кратком обзоре. Самые запоминающиеся треки — хладнокровная «Дико, Например», веселая «Школа» и спокойная «Одинокая Звезда». Но с точки зрения жанра, даже в рамках русского рэпа, это «иное» колебание звуковых волн микстейпа вряд ли сильно кого-то удивит (я говорю про работу в целом, а не про отдельные его песни). Возьмем даже недавние работы Касты и Скриптонита. Первым музыка Голубина сильно уступает в качестве текстов, а второму — мелодий. Это я еще не говорю про зарубежных представителей жанра.
Темы текстов песен не изменились. Собственно говоря, у Pharaoh акцент на смысл композиций никогда особо и не делался, так что оставим эту сторону микстейпа в покое.
А вот позвать на одну из самых пессимистичных треков с подходящим названием «Проблемы» Грязного Луи и Brick Bazuka из The Chemodan — одно из самых удачных и логичных решений Pharaoh, который с детства обожает группу. Это особенно круто сейчас, спустя месяц после выпуска прощального альбома The Chemodan — The End. Эти петрозаводские парни всю свою долгую музыкальную карьеру черно-белыми красками описывали непростые жизненные пути обычных людей и, с вздохами и ахами, рассуждали о проблемах российского общества, выявляя ее основные пороки:
«Они поди нас измеряют ложечкой мерной, а ты сходи и купи у них немножечко веры».
Другой примечательный момент — наличие на альбоме двух треков, спродюсированных битмейкером из Атланты Dexter Dukarus (треки Pink Phloyd и «Спроси Моих Друзей»), входящим в лейбл Awful Records. Но тут примечательно только гражданство Декстера — сами инструменталы не особенно отличаются от мелодий миллиона других трэп-продюсеров. Вот позвал бы Metro Boomin — тогда бы и поговорили. Но я даже не могу представить, сколько стримов нужно провести Глебу, чтобы накопить на их совместный трек.
В итоге, Pink Phloyd — это лучшая работа Pharaoh на сегодняшний день и довольно посредственная вещь в рамках всего жанра. Местами Глеб все же вяло пытается уйти от клауд-рэпа, но получается у него банальный трэп, разбавленный автотюном — так себе прогрессия. В треклисте микстейпа найдется 3-4 интересные песни и эта рецензия, возможно, была бы положительной, если бы учитывались только они.
Пишите в комментариях, если все-таки хотите отдельные рецензии с подробнейшими разборами всех песен с Pink Phloyd. Обсудим с редактором возможность проведения «Недели Pharaoh» в рамках «Месяца русского рэпа».