22 августа 2024Сериалы
Партнерский материал
Обновлено 23.08.2024

Давка на футболе, крушение теплохода, авария на Байконуре. Как в СССР скрывали крупнейшие катастрофы

Изображение на обложке: PREMIER
Изображение на обложке: PREMIER

В онлайн-кинотеатре PREMIER вышел документальный сериал «Давка-82. Тайная трагедия СССР». Проект рассказывает о страшном инциденте на стадионе «Лужники» во время матча «Спартака» в октябре 1982 года.

В последние минуты встречи, в которой победил московский клуб, чудовищная давка во время спуска болельщиков с трибун привела к гибели людей. Власти долгое время скрывали случившееся, — и только семь лет спустя в прессе появились первые публикации. Все подробности трагедии неизвестны до сих пор, а данные о количестве жертв ставятся под сомнение.

Давка в «Лужниках» 1982 года

Трагедия в «Лужниках» произошла 20 октября 1982 года на последних секундах матча Кубка УЕФА между московским «Спартаком» и командой из Нидерландов «Хаарлем». Победителем в той встрече стал «Спартак», забивший два безответных мяча. Московский клуб долгое время лидировал со счетом 1:0, и на последних минутах матча болельщики начали постепенно покидать трибуны, когда буквально за несколько секунд до финального свистка «Спартак» забил второй гол.

В это время среди болельщиков, покидавших трибуны, образовался затор, и люди, шедшие позади, начали сталкиваться с теми, кто был впереди. Образовалась давка, в результате которой, по официальным данным, погибли 66 человек. Давление толпы было настолько сильным, что погнулись перила лестницы, и люди начали падать вниз на бетонный пол.

Источник: PREMIER

Источник: PREMIER

В документальном сериале PREMIER «Давка-82. Тайная трагедия СССР» выжившие очевидцы вспоминают события страшного дня и пытаются восстановить их хронологию. Они называют разные факторы, из-за которых могло случиться непоправимое, в том числе погоду. 20 октября стал чересчур морозным днём для этого времени года в Москве.

Те, кто был на стадионе, в основном скопились в одном секторе — ближайшем к метро. Несмотря на преимущественно пустой стадион, концентрация болельщиков у одного выхода оказалась критической. Но существует и множество других версий, которые вспоминают не только очевидцы, но и сотрудники полиции, которые участвовали в расследовании.

Источник: PREMIER

Источник: PREMIER

Из-за того, что сам факт случившегося тщательно скрывался, даже сегодня мы не знаем точных данных. Когда тайна всё же вскрылась в 1989 году, в народе появилось много спекуляций. Создатели сериала «Давка-82» провели целое расследование с реконструкцией событий, чтобы попытаться отделить правду от лжи, найти виновных, и наконец добраться до истины.

Крушение теплохода в Ульяновске 1983 года

5 июня 1983 года в районе Ульяновска произошла крупнейшая речная катастрофа в истории СССР. Круизный лайнер «Александр Суворов» на полном ходу врезался в низкий пролёт моста через Волгу. В 21:40 теплоход вместо предписанного третьего пролёта зашёл в шестой, несудоходный. В результате корабль врезался надстройками четвёртой палубы в мост. Удар снёс радиорубку, рулевую рубку, каюты капитана и кинозал, в котором в момент столкновения находились около 200 человек.

В это же время по железнодорожному мосту двигался грузовой состав. Одиннадцать вагонов сошли с рельсов, груз обрушился вниз — в реку и на теплоход. По официальным данным, в катастрофе погибло 173 человека, по альтернативным подсчётам — около 300.

Теплоход «Александр Суворов». Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aleksandr_Suvorov_in_Khimki_Reservoir_2016-05-31_Pic_08.JPG](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aleksandr_Suvorov_in_Khimki_Reservoir_2016-05-31_Pic_08.JPG). Автор: Mike1979 Russia. Лицензия: CC BY 4.0

Теплоход «Александр Суворов». Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Aleksandr_Suvorov_in_Khimki_Reservoir_2016-05-31_Pic_08.JPG. Автор: Mike1979 Russia. Лицензия: CC BY 4.0

Прокуратура возложила ответственность на старшего помощника капитана. Находясь в рулевой рубке, он читал книгу и не следил за действиями рулевого, а тот в свою очередь не обладал достаточным опытом управления судном. По мнению следствия, рулевой по невнимательности направил теплоход в несудоходный пролёт, что и привело к ужасной аварии.

Императорский мост, г. Ульяновск. Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Imperial_bridge.jpg](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Imperial_bridge.jpg). Автор: Ekorekhova. Лицензия: CC BY  3.0

Императорский мост, г. Ульяновск. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Imperial_bridge.jpg. Автор: Ekorekhova. Лицензия: CC BY 3.0

На спасение пассажиров и ликвидацию последствий катастрофы были направлены крупные ресурсы: силовики, сотрудники транспортной прокуратуры, железнодорожники. Задействовали всех врачей — не только в Ульяновске, но и во всех ближайших поселениях.

Несмотря на масштабы трагедии, властям удалось скрыть подробности. Даже жители Ульяновска знали только о самом факте аварии, но не имели представления о её последствиях. В Государственном архиве Ульяновской области хранится документ, из которого следует, что правоохранительные органы должны были ограничить распространение информации о случившемся. Также были усилены паспортный режим и контроль за иностранными гражданами.

Императорский мост, г. Ульяновск. Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ulyanovsk._Emperor_Bridge_P5181892_2200.jpg](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ulyanovsk._Emperor_Bridge_P5181892_2200.jpg). Автор: Alexxx1979. Лицензия: CC BY 4.0

Императорский мост, г. Ульяновск. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ulyanovsk._Emperor_Bridge_P5181892_2200.jpg. Автор: Alexxx1979. Лицензия: CC BY 4.0

Что касается СМИ, то о трагедии на Волге вышло всего три заметки в газете «Ульяновская правда». В первой была указана ошибочная дата катастрофы и сухо сообщался факт аварии, во второй рассказали о преодолении последствий, а в третьей подвели краткие итоги суда.

Катастрофа на Байконуре 1960 года

24 октября 1960 года на Байконуре произошла крупнейшая в истории ракетной техники авария. Во время подготовки к испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошло разрушение баков первой ступени и возгорание компонентов ракетного топлива.

Концентрические волны пламени, с огромной скоростью исходившие от ракеты, поглощали всё на своём пути. По официальным данным, в катастрофе погибли 74 человека. Среди них — Митрофан Иванович Неделин, первый главнокомандующий РВСН, герой Советского Союза, главный маршал артиллерии.

Неделин Митрофан Иванович. Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Неделин_Митрофан_Иванович_(конверт)_(cropped).jpg](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD_%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82)_(cropped).jpg). Автор: Илюхин Б.С. Лицензия: Public domain

Неделин Митрофан Иванович. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Неделин_Митрофан_Иванович_(конверт)_(cropped).jpg. Автор: Илюхин Б.С. Лицензия: Public domain

Причиной катастрофы стали грубые нарушения техники безопасности при подготовке к старту. Первый запуск ракеты хотели приурочить к годовщине Революции, хотя сама ракета была не до конца подготовлена.

Известно, что о проблемах в конструкции заявляли некоторые инженеры проекта, однако стремление успеть к знаменательной дате оказалось сильнее. Сам маршал Неделин отмёл все предупреждения. Он решил личным поступком подать пример бесстрашия и сел наблюдать за испытательным пуском в так называемой «нулевой отметке» — примерно в 17 метрах от ракеты.

Космодром Байконур, памятник Михаилу Янгелю (ведущему конструктору СССР) и ракета Р-16. Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_Baikonur_(37398780491)_(cropped2).jpg](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_Baikonur_(37398780491)_(cropped2).jpg). Автор: Ninara. Лицензия: CC BY 2.0

Космодром Байконур, памятник Михаилу Янгелю (ведущему конструктору СССР) и ракета Р-16. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_Baikonur_(37398780491)_(cropped2).jpg. Автор: Ninara. Лицензия: CC BY 2.0

За полчаса до начала испытаний произошёл непредвиденный запуск двигателей второй ступени, огненная струя разрушила баки окислителей и горючего первой ступени. В страшных волнах огня всего за 20 секунд погибли десятки человек. Остатки ракеты догорали ещё два часа. Только после этого появилась возможность приступить к спасательным работам.

Авария на Байконуре серьёзно нарушила планы советского командования по внедрению нового вооружения и задержала весь проект практически на полгода. Вся информация о трагедии была строго засекречена. Даже гибель маршала Неделина подали как авиакатастрофу. Родные погибших 40 лет не знали о настоящих причинах смерти близких.

Космодром Байконур, конструкции стартовой площадки. Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_IMG_2978_Baikonur_(36661743633).jpg](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_IMG_2978_Baikonur_(36661743633).jpg). Автор: Ninara. Лицензия: CC BY 2.0

Космодром Байконур, конструкции стартовой площадки. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_IMG_2978_Baikonur_(36661743633).jpg. Автор: Ninara. Лицензия: CC BY 2.0

Только в 1989 году в журнале «Огонёк» вышла первая статья о байконурской трагедии. И лишь в 1994 году главнокомандующий РВСН России дал задание провести исследовательскую работу. Документы президентского архива были опубликованы и рассекречены уже во второй половине 90-х. А в 1999 году рабочая группа подготовила наградные документы для 99 человек — погибших и раненых в той страшной аварии.

Космодром Байконур, «Гагаринский старт» (пусковая площадка). Источник: [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_Soyuz_launch_pad.jpg](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_Soyuz_launch_pad.jpg). Автор: Bill Ingalls. Лицензия: Public domain

Космодром Байконур, «Гагаринский старт» (пусковая площадка). Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Baikonur_Cosmodrome_Soyuz_launch_pad.jpg. Автор: Bill Ingalls. Лицензия: Public domain

Реклама. ООО «Премьер», ИНН 9702011190, erid: 2Vtzquyjvay

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь