Давка на футболе, крушение теплохода, авария на Байконуре. Как в СССР скрывали крупнейшие катастрофы
В онлайн-кинотеатре PREMIER вышел документальный сериал «Давка-82. Тайная трагедия СССР». Проект рассказывает о страшном инциденте на стадионе «Лужники» во время матча «Спартака» в октябре 1982 года.
В последние минуты встречи, в которой победил московский клуб, чудовищная давка во время спуска болельщиков с трибун привела к гибели людей. Власти долгое время скрывали случившееся, — и только семь лет спустя в прессе появились первые публикации. Все подробности трагедии неизвестны до сих пор, а данные о количестве жертв ставятся под сомнение.
Давка в «Лужниках» 1982 года
Трагедия в «Лужниках» произошла 20 октября 1982 года на последних секундах матча Кубка УЕФА между московским «Спартаком» и командой из Нидерландов «Хаарлем». Победителем в той встрече стал «Спартак», забивший два безответных мяча. Московский клуб долгое время лидировал со счетом 1:0, и на последних минутах матча болельщики начали постепенно покидать трибуны, когда буквально за несколько секунд до финального свистка «Спартак» забил второй гол.
В это время среди болельщиков, покидавших трибуны, образовался затор, и люди, шедшие позади, начали сталкиваться с теми, кто был впереди. Образовалась давка, в результате которой, по официальным данным, погибли 66 человек. Давление толпы было настолько сильным, что погнулись перила лестницы, и люди начали падать вниз на бетонный пол.
В документальном сериале PREMIER «Давка-82. Тайная трагедия СССР» выжившие очевидцы вспоминают события страшного дня и пытаются восстановить их хронологию. Они называют разные факторы, из-за которых могло случиться непоправимое, в том числе погоду. 20 октября стал чересчур морозным днём для этого времени года в Москве.
Те, кто был на стадионе, в основном скопились в одном секторе — ближайшем к метро. Несмотря на преимущественно пустой стадион, концентрация болельщиков у одного выхода оказалась критической. Но существует и множество других версий, которые вспоминают не только очевидцы, но и сотрудники полиции, которые участвовали в расследовании.
Из-за того, что сам факт случившегося тщательно скрывался, даже сегодня мы не знаем точных данных. Когда тайна всё же вскрылась в 1989 году, в народе появилось много спекуляций. Создатели сериала «Давка-82» провели целое расследование с реконструкцией событий, чтобы попытаться отделить правду от лжи, найти виновных, и наконец добраться до истины.
Крушение теплохода в Ульяновске 1983 года
5 июня 1983 года в районе Ульяновска произошла крупнейшая речная катастрофа в истории СССР. Круизный лайнер «Александр Суворов» на полном ходу врезался в низкий пролёт моста через Волгу. В 21:40 теплоход вместо предписанного третьего пролёта зашёл в шестой, несудоходный. В результате корабль врезался надстройками четвёртой палубы в мост. Удар снёс радиорубку, рулевую рубку, каюты капитана и кинозал, в котором в момент столкновения находились около 200 человек.
В это же время по железнодорожному мосту двигался грузовой состав. Одиннадцать вагонов сошли с рельсов, груз обрушился вниз — в реку и на теплоход. По официальным данным, в катастрофе погибло 173 человека, по альтернативным подсчётам — около 300.
Прокуратура возложила ответственность на старшего помощника капитана. Находясь в рулевой рубке, он читал книгу и не следил за действиями рулевого, а тот в свою очередь не обладал достаточным опытом управления судном. По мнению следствия, рулевой по невнимательности направил теплоход в несудоходный пролёт, что и привело к ужасной аварии.
На спасение пассажиров и ликвидацию последствий катастрофы были направлены крупные ресурсы: силовики, сотрудники транспортной прокуратуры, железнодорожники. Задействовали всех врачей — не только в Ульяновске, но и во всех ближайших поселениях.
Несмотря на масштабы трагедии, властям удалось скрыть подробности. Даже жители Ульяновска знали только о самом факте аварии, но не имели представления о её последствиях. В Государственном архиве Ульяновской области хранится документ, из которого следует, что правоохранительные органы должны были ограничить распространение информации о случившемся. Также были усилены паспортный режим и контроль за иностранными гражданами.
Что касается СМИ, то о трагедии на Волге вышло всего три заметки в газете «Ульяновская правда». В первой была указана ошибочная дата катастрофы и сухо сообщался факт аварии, во второй рассказали о преодолении последствий, а в третьей подвели краткие итоги суда.
Катастрофа на Байконуре 1960 года
24 октября 1960 года на Байконуре произошла крупнейшая в истории ракетной техники авария. Во время подготовки к испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошло разрушение баков первой ступени и возгорание компонентов ракетного топлива.
Концентрические волны пламени, с огромной скоростью исходившие от ракеты, поглощали всё на своём пути. По официальным данным, в катастрофе погибли 74 человека. Среди них — Митрофан Иванович Неделин, первый главнокомандующий РВСН, герой Советского Союза, главный маршал артиллерии.
Причиной катастрофы стали грубые нарушения техники безопасности при подготовке к старту. Первый запуск ракеты хотели приурочить к годовщине Революции, хотя сама ракета была не до конца подготовлена.
Известно, что о проблемах в конструкции заявляли некоторые инженеры проекта, однако стремление успеть к знаменательной дате оказалось сильнее. Сам маршал Неделин отмёл все предупреждения. Он решил личным поступком подать пример бесстрашия и сел наблюдать за испытательным пуском в так называемой «нулевой отметке» — примерно в 17 метрах от ракеты.
За полчаса до начала испытаний произошёл непредвиденный запуск двигателей второй ступени, огненная струя разрушила баки окислителей и горючего первой ступени. В страшных волнах огня всего за 20 секунд погибли десятки человек. Остатки ракеты догорали ещё два часа. Только после этого появилась возможность приступить к спасательным работам.
Авария на Байконуре серьёзно нарушила планы советского командования по внедрению нового вооружения и задержала весь проект практически на полгода. Вся информация о трагедии была строго засекречена. Даже гибель маршала Неделина подали как авиакатастрофу. Родные погибших 40 лет не знали о настоящих причинах смерти близких.
Только в 1989 году в журнале «Огонёк» вышла первая статья о байконурской трагедии. И лишь в 1994 году главнокомандующий РВСН России дал задание провести исследовательскую работу. Документы президентского архива были опубликованы и рассекречены уже во второй половине 90-х. А в 1999 году рабочая группа подготовила наградные документы для 99 человек — погибших и раненых в той страшной аварии.
Реклама. ООО «Премьер», ИНН 9702011190, erid: 2Vtzquyjvay