Давайте поговорим о боге
Доклады удивили меня своей неординарностью. К примеру, выступавшие заявляли, что компьютерные игры — это маленькая победа в борьбе со смертью. Оцифровка реальности, перенос ее в виртуальный мир, — вот начальная концепция бессмертия вместе с вводимой виртуальной реальностью. К слову, наш редактор Максим Иванов два года назад пришел к этим же выводам.
Компьютерные игры затрагивают некоторые религиозные практики.
Башарова Елизавета, аспирантка кафедры философии ИвГУ
Дело не в том, что человек осознает свою смертность, а в том, как он пытается преодолевать это.
Мы играем за бессмертных персонажей в MMORPG, потому что иначе невозможно реализовать бесконечный геймплей. Да, часто это привязано к оплате аккаунта или стимулирует совершать попытку за попыткой, чтобы пройти очередное сложное подземелье. Но ведь мы рады возвращаться к своему персонажу, зная, что разработчик (некий безымянный демиург для большинства геймеров) не удалил нашего героя, а сохранил его в стазисе для того, чтобы мы продолжили играть. Это одна из религиозных практик, бессмертие души. К тому же, если вы умрете, ваш персонаж все равно будет существовать в базах данных.
Арт-директор бара «Артефакт» Никитин Олег, выступив с докладом «MMOG как поле для социальных исследований», поделился личной историей. Когда он шел из церкви, он крепко призадумался: «А вдруг когда мы умираем, то просто снимаем шлем виртуальной реальности, где так называемые “ангелы” и “демоны” спрашивают: “Ну как, чувак? Понравилось?”»
А что, если вам понравилось? Мы надеваем на себя шлемы снова, теряем почти все накопленные навыки, «респавнимся» заново в случайном месте, и вот она — реинкарнация и еще одна религиозная практика.
Религию можно сравнить с квестом.
Почти каждая религия обещает верующему бонус по завершении жизни. По факту, даже после геймовера вас ждет награда. Сомнительно, но квесты обещают нам развязку и ведут по запутанной сюжетной линии.
Что-то напоминает, не так ли? Кто знает, когда остановится ваш поезд в мистическую страну Syberia и будет ли рядом с вами личный Ганс Форальберг.
Игрок может влиять на персонажа, переносить на него свою личность, а может наоборот наследовать часть характера персонажей.
Такое у меня часто происходит в RPG. Шепард будет делать то, что я ему скажу. Я переношу на него свой характер. А вот Букер Девитт такого не сделает. Посмотрев его историю, надолго остаешься в раздумьях по поводу механики save/load. Разве у вас не появлялось ли ощущения, что вы перенимаете черты характера героев любимых видеоигр? Один знакомый рассказывал мне в сентябре 2013-го, как после длительной игры в Grand Theft Auto 5, он общался с друзьями исключительно в манере Тревора.
VR исполняет некоторые функции религии.
Василий Кузнецов, кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ
Какие? Она дает веру в происходящее, а часть игр помогают самоутвердиться, обрести спокойствие после очередной партии в любимую стратегию или истребления демонов в Diablo 3. Ведь часть игроков действительно используют видеогейминг для расслабления мозга, а не его разжижения, что неустанно пытаются доказать непрофильные СМИ.
Геймификация — это процесс расколдовывания игр%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0) по Веберу. Мойжес Леонид, аспирант ЦИР РГГУ
Был такой ученый, Макс Вебер, который утверждал, что мы со времен античности расколдовываем мир, то есть развенчиваем постепенно мифы и перестаем объяснять все через мистику и магию. Так вот, и геймификация (например, в крупных фирмах вводят систему достижений сотрудников – условный «работник месяца») расколдовывает сложившийся мир, а религия начинает проявлять интерес к мирским проблемам, типа использования образа Иисуса в играх.
Смерть — это штраф, а не конец игры.
Ноздрунов Александр, канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Орловского Государственного Университета
То, что смерть является штрафом, нас учили еще в Braid и Prince of Persia (2014) a a, где мы отматывали время вспять. Skyforge вообще говорит, что мы боги и умереть не можем. Да куда там, даже Стругацкие рассказывали в историях о Воронцове концепцию контрольных точек, которую потом использовали в сотнях игр.
Игра отчасти — симулятор смерти. Вы используете часть инструментария, заложенного разработчиком.
Инди-разработчик
В некоторых играх с вашей смерти все только начинается. Dark Souls, Rogue Legacy, «Аллоды Онлайн» и др. — смерть там не трагедия, а лишь часть механики.
Некоторые термины и фразы будущие дети будут узнавать только из популярных компьютерных игр. Вполне вероятно, что с шаманизмом многие познакомятся только в World of Warcraft. Должны ли брать на себя разработчики ответственность в таких случаях?
Вышегородский Е., магистрант ЦИР РГГУ
Не совсем. В документациях игры указано, что создатели выдумывают часть историй и не обязаны закладывать в них познавательный смысл. Главная задача игры, как части индустрии — развлекать, а информацию о шаманах можно прочесть на «Википедии».
Это интересно. Народы Якутии делили своих шаманов на светлых и темных. Первые почитали Высшего Бога, а вторые молились подземным хтоническим духам. Это было одним из источников вдохновения для разработчиков Blizzard.
Докладчик: Давайте предположим, что вымышленная вселенная Star Wars Джорджа Лукаса…
Голос из зала: «А почему это ВЫМЫШЛЕННАЯ?»
Мы по сей день верим в то, о чем читаем, во что играем, на что смотрим в фильмах. Может ли начать существовать то, во что сильно веришь? Этот вопрос упоминается во вселенной Warhammer 40 000. Людская вера способна на многое. Может быть, геймерам уже давно пора сотворить собственные религии с даэдра или культом девяти во главе? Кстати, процесс создания собственной религии не сложен.
Игровые сообщества еще до конца не осознали, что они могут подать документы на регистрацию своего религиозного общества, набрать двенадцать апостолов, просуществовать 10 лет и стать официальной религией. А кому бы поклонялись вы? Богу-Императору, Вивеку или уже узаконенному Макаронному Монстру?
Единственным минусом была аудитория. Как пояснили мне организаторы мероприятия, это все, что смогла выделить администрация вуза. Откровенно небольшой зал вмещал всего около 80 человек. Если учесть размах рекламы такого события, зал должны были предоставить в разы больше. В таком случае бы не пришлось закрывать регистрацию на мероприятие заранее, а актуальные и интересные темы смогло бы услышать больше людей.
Все хорошие встречи когда-то заканчиваются, прошла и эта. Взглянуть на игры сквозь призму философии полезно и нужно. Давайте собирать такие конференции чаще и бОльшим профессиональным составом разговаривать о важных темах для геймеров. И дайте уже этим ребятам нормальный зал!
Аудиозаписи будут доступны по этой ссылке.