Civilization V. Рецензия: ход конём
https://kanobu.ru/video/159101/
Итак, самой глобальной стратегии успех принесли именно мелочи. Удобный интерфейс, красивый туман… то есть - облака войны; начинаешь жалеть, что все это появилось только сейчас. Другое дело – отказ от старых идей, ведь кое-что попросту исчезло – за ненадобностью. К чему правителям возня с налогами или шпионами? Лишние хлопоты! Зачем нужны ролики о строительстве чудес света? Посмотрите картинку и цитату из Библии – и стройте себе дальше. Не дрогнула рука создателя, даже когда он вышвырнул часть великих лидеров – зато оставшиеся беседуют с вами, как подобает, на родных языках. Правда, мы пожалели, что выбрали Россию – за две тысячи с лишним лет так и не услышали родную речь. Кстати, мы прошли весь путь от скромной деревушки до огромной империи, границы которой охраняли огромные боевые роботы – но правители всё так и сидели на конях в чистом поле или бегали голышом по джунглям.
Видимо, важные исторические события, привязанные к каждой цивилизации, уникальный вид городов – равно как и смена эпох за спинами лидеров - ждут нас в шестой части. Зато приятно бывает наведаться в окошко дипломатии – посмотреть, как неприятель с горем отдает свой последний город или подло подталкивает вас к войне. И попробуй теперь с такими договориться – уже нельзя, как в былое время, по-быстрому обменяться науками или картами. И приходится решать вопрос цивилизованно - совместно вкладываться в открытие алфавита или торговли.
Дипломатические сюрпризы позабавят вас на первых же минутах игры - а далее ход за ходом, едва ли не до двадцать первого века, цивилизация тестирует на правителе новые изменения. Первая атака на ваш город – и жители чуть ли не сами начинают отстреливаться от варваров. Первое взятие вражеского города – и он прикрепляется к вашей державе – возможно, как марионеточное государство. Вроде бы, город приятно полнит империю, приносит все блага, но постоянно строит что-то своё. И, в принципе, свобода городу только вредит, но каждый раз проникаешься жалостью к его жителям и даешь им эту мнимую свободу…
Однако, истинное марионеточное государство следует искать в другом месте. Неожиданно, главным козырем в дипломатической игре оказались независимые полисы. Маленькие, но очень гордые города-государства кричат о своих богатствах и независимости. Однако, за приличную сумму проголосуют за вас в ООН – этакий американский способ выиграть. Или поделятся важнейшими ресурсами, культурой и даже войсками. Поначалу кажется, что их сотворили для галочки, но к середине игры маленький Дублин может перевернуть ход мировой истории.
А способна ли на это ваша цивилизация? Нам, например, впервые захотелось одержать культурную победу. Честно сказать, любимый «научный» способ уже надоел. К тому же, помимо атомных боевых терминаторов, интересных и новых исследований мы не обнаружили. Зато таинственный проект «Утопия» сулил победу всего лишь за освоение пяти государственных курсов. Что примечательно, всех сразу – и не за золото, а даром, за культуру. Вместе с тем, границы городов, наоборот, стали живо расширяться за нескромные пожертвования – и впервые у нас появилась возможность собственноручно соединить города и выстроить границы, а не просто именовать поселения и баловать жителей.
Избаловали, надо сказать, именно стратегов. Сложно представить, как, например, великие правители жили без «ачивментов» - всё делали наугад. А так – сразу видно, чтобы стать Александром Македонским, надо завоевать все известные страны не позже 350-го года, до Рождества Христова. На случай, если вам и так мало проблем. Вот, например, как и у Македонского, каждый юнит… простите, воин занимает свою законную клетку – и через узкий перешеек проследует только колонной, и город вражеский обступит не сразу. Пока обступит – его уже возьмут и пойдут к следующему.
Что делать со свежеобретённым поселением – отдельный вопрос. Нам так хотелось получить плюс в несуществующую карму, что освобожденным городам велено было вернуть их историю. Например, изначальный статус города-государства, который будет до конца света вам признателен. Ну или пока другие правители не отвалят тысячу золотых монет.
Как видите, пятая “Цивилизация” стала более зрелой игрой – африканские песнопения из заставок убрали, комичных лидеров заменили, даже культуре придали больше значения. Наконец, из современной эры выпилили «нецивилизованный» рок и прочие мелодии а-ля SimCity. Кстати, авторы позаботились не только о будущем в игре, но и о будущем игры. Допустим, идея с достижениями не прокатила и переигрывать ради ачивки вы не хотите. Что ж, пятая часть проживет и на чужом энтузиазме – благо, на этот раз в нее вшили загрузчик новых карт и модов.
Считайте, что у нашей «Цивилизации» начался золотой век и она наверняка произведет изрядное количество культуры и золота. А затем появится великая личность и - снова золотой век! Нет, Сид Мейер не уходит на пенсию, всего лишь готовится очередное дополнение с новым лидером очень важной страны – и так, пока не надоест. Когда мы дошли до финала в обычной версии, всё равно не смогли устоять и выбрали вариант «пожалуйста, еще один ход». Пожалуй, это лучше всего объясняет столь высокую оценку.
Да, кстати, совсем забыли о самом главном. Для тех, кто начинал играть в старую “Цивилизацию” и сразу же бросил. Один человечек, который все время гуляет по карте, теперь превратился в кучку людишек. А ещё обязательно выйдет космическое дополнение!
Наша оценка – 9.5