Что значит возможный отказ от б/у игр в следующем Xbox?
Начнем с реализации. Тут все просто, посмотрите на ваш любимый персональный компьютер. Игры в коробках с одноразовыми кодами для Steam (Uplay, Origin) сейчас не просто не редкость, а скорее правило. Собственно диск служит только для того, чтобы не качать из Сети всю игру, многие пользователи с быстрым интернетом даже не достают его из упаковки.
То есть если источник Kotaku не ошибается, следующий Xbox будет идти полностью готовым к цифровой дистрибьюции и не будет работать без подключения к Интернету.
С одной стороны это может прозвучать как откровение - как это консоль и требует Интернета? С другой - серьезно, вы знаете много людей, способных потратить 500 долларов на приставку, еще 500 на телевизор для нее, платить по 60 долларов за игру и при этом не имеющих доступа к Сети? Такие эксцентричные джентльмены наверняка есть, но их мало и им рано или поздно придется присоединиться к остальному прогрессивному человечеству. И в любом случае погоды они не делают.
Сейчас только 78% PS3 и 73% Xbox 360 подключены к Интернету, но это связано с тем, что для многих игроков подключение не дает никаких очевидных преимуществ. Ну и с тем, что в первых моделях Xbox 360 не было Wi-Fi
Это так же значит, что следующий Xbox будет готов отбросить ритейл как только это станет выгодно. Сейчас проникновение быстрого Интернета оставляет желать лучшего: одно дело активировать игру и совсем другое - скачать ее. Но как только ситуация изменится (а это неизбежно случится в ближайшие пять-семь лет), смысла в розничной продаже игр не будет никакого. И тогда произойдет плавный переход в цифру, как это случилось уже на ПК со Steam.
Ничего плохого в этом нет, кроме разве что того, что такой перелом окончательно выбьет дистрибьюторов игр из бизнеса. Печально, но не конец света.
Теперь про то, зачем ограничивать б/у игры. На Западе эта проблема очевидна, у нас нет, поэтому я сейчас побуду Капитаном Очевидность. Если вы в курсе ситуации - пропустите пару абзацев.
Значительная часть прибыли розничных магазинов США и Европы (особенно пресловутого GameStop) происходит от торговли б/у играми. Логика очень проста - они покупают у человека, который прошел игру, диск подешевле и продают подороже. Поскольку простые геймеры в отличие от издателей монополией на эти игры не обладают, разница между ценой покупки и ценой продажи получается более высокой, так что магазины зарабатывают на б/у играх сильно больше, чем на новых.
Чем это плохо для издателей? Получается, что с учетом перепродажи их игру покупает не, скажем, один человек, а три. Но деньги они получают только с первого.
Эта ситуация присутствует не только в играх и имеет такие масштабы не только тут - например подержанные автомобили составляют две трети американского рынка машин в штуках и половину - в деньгах.
Но если производители автомобилей ничего не могут сделать по этому поводу, издатели игр благодаря Интернету способны ограничить перепродажу с помощью активации продуктов. Уже сейчас есть механизм online pass, который поощряет первую покупку с помощью кода, который последующим пользователям придется купить за 10 долларов. Однако обычно online pass ограничивает только доступ к мультиплееру, который многим покупателям б/у не особенно нужен.
Нужно понимать, что перепродажа б/у-игр срывает продуманный механизм продвижения товара в рознице. Я писал ранее про скидки, которые по идее должны поддерживать покупателей, у которых не так много денег. В ситуации с б/у играми они просто перестают работать - зачастую подержанную игру можно купить спустя буквально день-два после выхода, особенно если речь идет про короткую однопользовательскую забаву на 6-10 часов. Автомобили служат своим владельцам сильно дольше.
У подержанных игр есть и свои плюсы. По сути они обеспечивают скрытую скидку на новые игры - сдавая пройденный Modern Warfare 2 за 20 долларов покупатель получает новый Modern Warfare 3 за 40 долларов вместо 60. А добыть и потратить такую сумму сильно проще, особенно если речь идет про подростков и студентов, вечно стесненных в деньгах.
К чему приведет отказ индустрии от подержанных игр? С одной стороны, ничего страшного произойти не должно - количество денег, которые покупатели тратят на игры, заметно вырасти не может, произойдет только их перераспределение между розницей и издателями в пользу последних.
Плюс скидки на игры и выход в платине будут иметь сильно большее значение, чем сейчас и должны будут использоваться куда активнее - посмотрите хотя бы на Steam.
Но с другой стороны, купить новую игру за 40 долларов (сдав предварительно старую за 20) больше будет нельзя. А отчеты GameStop показывают, что люди как правило сдают подержанные игры, чтобы купить новые - и теперь такой возможности у них не будет. Часть из этих покупателей поморщится и достанет из кошелька (попросит у родителей) лишнюю двадцатку, часть отложит покупку до скидок, а часть потратит деньги на что-то другое - благо развлечений в наше время хватает, можно сходить в кино, купить игру для мобильника или книжку.
И вот эта последняя категория может стать той соломинкой, которая переломит спину верблюду. Мы знаем, что подержанные игры покупает примерно 60% американских геймеров. Сколько из них не потянут полную цену всех новых игр? Если игры продаются только по 60 и 30 долларов (новые и платина), игровая индустрия теряет ценовую гибкость, а с нею и деньги покупателей. Что плохо не только для игроков и магазинов, но и для игровых издателей тоже.
Может ли эта ситуация разрешиться с помощью более активных скидок в рознице? Теоретически да, но скидки в ритейле делать не так просто, это вам не цифры в базе перебить и баннер нарисовать.
Скорее всего это решится цифровыми продажами. Microsoft не хуже нас с вами понимает, что сила Steam в его распродажах, а значит не исключен вариант того, что Xbox Loop будет не только похож на Steam в плане активации игр, но и будет вести точно такую же агрессивную ценовую политику. От чего геймеры с издателями только выиграют.
Ну а магазинам по большому счету все равно чем торговать - играми ли, бижутерией или подгузниками.