30 января 2012Игры
Обновлено 09.05.2015

Что значит возможный отказ от б/у игр в следующем Xbox?

На прошлой неделе в западных медиа случился небольшой скандал. Сайт Kotaku, опираясь на свои источники, написал, что в следующем Xbox (720, Loop, как вам будет угодно) будет механизм, отключающий использование б/у игр. Пресса тут же бросилась гадать о том, как это будет реализовано и зачем это нужно. Но все не так сложно.
На прошлой неделе в западных медиа случился небольшой скандал. Сайт Kotaku, опираясь на свои источники, написал, что в следующем Xbox (720, Loop, как вам будет угодно) будет механизм, отключающий использование б/у игр. Пресса тут же бросилась гадать о том, как это будет реализовано и зачем это нужно. Но все не так сложно.

Начнем с реализации. Тут все просто, посмотрите на ваш любимый персональный компьютер. Игры в коробках с одноразовыми кодами для Steam (Uplay, Origin) сейчас не просто не редкость, а скорее правило. Собственно диск служит только для того, чтобы не качать из Сети всю игру, многие пользователи с быстрым интернетом даже не достают его из упаковки.

То есть если источник Kotaku не ошибается, следующий Xbox будет идти полностью готовым к цифровой дистрибьюции и не будет работать без подключения к Интернету.

С одной стороны это может прозвучать как откровение - как это консоль и требует Интернета? С другой - серьезно, вы знаете много людей, способных потратить 500 долларов на приставку, еще 500 на телевизор для нее, платить по 60 долларов за игру и при этом не имеющих доступа к Сети? Такие эксцентричные джентльмены наверняка есть, но их мало и им рано или поздно придется присоединиться к остальному прогрессивному человечеству. И в любом случае погоды они не делают.

Что значит возможный отказ от б/у игр в следующем Xbox? - фото 1

Сейчас только 78% PS3 и 73% Xbox 360 подключены к Интернету, но это связано с тем, что для многих игроков подключение не дает никаких очевидных преимуществ. Ну и с тем, что в первых моделях Xbox 360 не было Wi-Fi

Это так же значит, что следующий Xbox будет готов отбросить ритейл как только это станет выгодно. Сейчас проникновение быстрого Интернета оставляет желать лучшего: одно дело активировать игру и совсем другое - скачать ее. Но как только ситуация изменится (а это неизбежно случится в ближайшие пять-семь лет), смысла в розничной продаже игр не будет никакого. И тогда произойдет плавный переход в цифру, как это случилось уже на ПК со Steam.

Ничего плохого в этом нет, кроме разве что того, что такой перелом окончательно выбьет дистрибьюторов игр из бизнеса. Печально, но не конец света.

Теперь про то, зачем ограничивать б/у игры. На Западе эта проблема очевидна, у нас нет, поэтому я сейчас побуду Капитаном Очевидность. Если вы в курсе ситуации - пропустите пару абзацев.

Значительная часть прибыли розничных магазинов США и Европы (особенно пресловутого GameStop) происходит от торговли б/у играми. Логика очень проста - они покупают у человека, который прошел игру, диск подешевле и продают подороже. Поскольку простые геймеры в отличие от издателей монополией на эти игры не обладают, разница между ценой покупки и ценой продажи получается более высокой, так что магазины зарабатывают на б/у играх сильно больше, чем на новых.
Чем это плохо для издателей? Получается, что с учетом перепродажи их игру покупает не, скажем, один человек, а три. Но деньги они получают только с первого.

Что значит возможный отказ от б/у игр в следующем Xbox? - фото 2

Эта ситуация присутствует не только в играх и имеет такие масштабы не только тут - например подержанные автомобили составляют две трети американского рынка машин в штуках и половину - в деньгах.

Но если производители автомобилей ничего не могут сделать по этому поводу, издатели игр благодаря Интернету способны ограничить перепродажу с помощью активации продуктов. Уже сейчас есть механизм online pass, который поощряет первую покупку с помощью кода, который последующим пользователям придется купить за 10 долларов. Однако обычно online pass ограничивает только доступ к мультиплееру, который многим покупателям б/у не особенно нужен.

Нужно понимать, что перепродажа б/у-игр срывает продуманный механизм продвижения товара в рознице. Я писал ранее про скидки, которые по идее должны поддерживать покупателей, у которых не так много денег. В ситуации с б/у играми они просто перестают работать - зачастую подержанную игру можно купить спустя буквально день-два после выхода, особенно если речь идет про короткую однопользовательскую забаву на 6-10 часов. Автомобили служат своим владельцам сильно дольше.

У подержанных игр есть и свои плюсы. По сути они обеспечивают скрытую скидку на новые игры - сдавая пройденный Modern Warfare 2 за 20 долларов покупатель получает новый Modern Warfare 3 за 40 долларов вместо 60. А добыть и потратить такую сумму сильно проще, особенно если речь идет про подростков и студентов, вечно стесненных в деньгах.

Что значит возможный отказ от б/у игр в следующем Xbox? - фото 3

К чему приведет отказ индустрии от подержанных игр? С одной стороны, ничего страшного произойти не должно - количество денег, которые покупатели тратят на игры, заметно вырасти не может, произойдет только их перераспределение между розницей и издателями в пользу последних.

Плюс скидки на игры и выход в платине будут иметь сильно большее значение, чем сейчас и должны будут использоваться куда активнее - посмотрите хотя бы на Steam.

Но с другой стороны, купить новую игру за 40 долларов (сдав предварительно старую за 20) больше будет нельзя. А отчеты GameStop показывают, что люди как правило сдают подержанные игры, чтобы купить новые - и теперь такой возможности у них не будет. Часть из этих покупателей поморщится и достанет из кошелька (попросит у родителей) лишнюю двадцатку, часть отложит покупку до скидок, а часть потратит деньги на что-то другое - благо развлечений в наше время хватает, можно сходить в кино, купить игру для мобильника или книжку.

И вот эта последняя категория может стать той соломинкой, которая переломит спину верблюду. Мы знаем, что подержанные игры покупает примерно 60% американских геймеров. Сколько из них не потянут полную цену всех новых игр? Если игры продаются только по 60 и 30 долларов (новые и платина), игровая индустрия теряет ценовую гибкость, а с нею и деньги покупателей. Что плохо не только для игроков и магазинов, но и для игровых издателей тоже.

Может ли эта ситуация разрешиться с помощью более активных скидок в рознице? Теоретически да, но скидки в ритейле делать не так просто, это вам не цифры в базе перебить и баннер нарисовать.

Скорее всего это решится цифровыми продажами. Microsoft не хуже нас с вами понимает, что сила Steam в его распродажах, а значит не исключен вариант того, что Xbox Loop будет не только похож на Steam в плане активации игр, но и будет вести точно такую же агрессивную ценовую политику. От чего геймеры с издателями только выиграют.

Ну а магазинам по большому счету все равно чем торговать - играми ли, бижутерией или подгузниками.

Что значит возможный отказ от б/у игр в следующем Xbox? - фото 4
Комментарии 84
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
Иван Stupid
Иван Stupid
Радует что пока, это только на Xbox'e, т.к. у меня PS3 и я прекрасно себя чувствую перекупая у ребят б\у игры которые они уже прошли. Это удобно, не только для меня, но и для них, ведь продав парочку старых можно купить одну новую. Если же это провернут и в PSN, то будет печально, так как демка весящая примерно 3 гига, качается с него за часа два. Представляю что будет с 20гиговыми образами полных игр.