11 декабря 2018
Обновлено 13.12.2018

Что такое «Роман, победитель ласточек»? Как нарисованный на коленке зин стал российским комикс-мемом

На Comic Con Russia 2018 было представлено много комикс-новинок этого года. Одной из представленных там книг стал сборник «Роман, победитель ласточек» — и путь, который этот комикс прошел от идеи до издания в пятьсот с лишним страниц в твердой обложке, интересен сам по себе. Два года назад Виталий Терлецкий, в ту пору еще главный редактор «Комильфо», в качестве шутки выложил на своей странице «ВКонтакте» небольшой зин, им же самим нарисованный. Виталий не новичок в комиксах — на его счету уже было несколько сценарных работ, но тут он выступил и как художник тоже. Кто-то посмеялся, кто-то покрутил пальцем у виска — а потом появилась еще одна история про Романа. А потом еще одна. И еще. О том, как создавался этот комикс и чего вообще от него ждать неподготовленному читателю, поведает наш обзор.
На Comic Con Russia 2018 было представлено много комикс-новинок этого года. Одной из представленных там книг стал сборник «Роман, победитель ласточек» — и путь, который этот комикс прошел от идеи до издания в пятьсот с лишним страниц в твердой обложке, интересен сам по себе. Два года назад Виталий Терлецкий, в ту пору еще главный редактор «Комильфо», в качестве шутки выложил на своей странице «ВКонтакте» небольшой зин, им же самим нарисованный. Виталий не новичок в комиксах — на его счету уже было несколько сценарных работ, но тут он выступил и как художник тоже. Кто-то посмеялся, кто-то покрутил пальцем у виска — а потом появилась еще одна история про Романа. А потом еще одна. И еще. О том, как создавался этот комикс и чего вообще от него ждать неподготовленному читателю, поведает наш обзор.

Виталий со сборником комиксов про Романа

Первое и самое важное, что стоит сказать об этом сборнике, — для получения наибольшего удовольствия от него критически необходимо, чтобы ваше чувство юмора резонировало с чувством юмора автора. Здесь есть сюжет, персонажи (причем самые разные), происходят различные события — но все это стоит на фундаменте шуток, стеба и откровенного высмеивания тех или иных аспектов комиксов, кино и просто окружающей действительности. Если вам смешно — значит, все прекрасно, и время, проведенное за чтением, не будет потрачено зря. Из этого вытекает еще одно важное обстоятельство, но о нем чуть позже.

Но если же вам не смешно от слова совсем или местный юмор кажется вам просто «забавным», то могут начаться проблемы, поскольку мимо вас проходит самый важный элемент. И тут очень легко просто фыркнуть и сказать «не смешно, сюжет хрень, какая-то каша из событий, вообще кто такое читает». И с вами трудно поспорить.

Я скажу сразу — книжка мне понравилась, но я не смеялся в голос, да и в целом чувство юмора у меня с Виталием различается. Были забавные моменты, были откровенно смешные, но большую часть времени я просто понимал, где шутки, но смешно мне почему-то не было. Но книгу в итоге я все равно оцениваю положительно. Противоречие? Нисколько. Дело в том, что я оцениваю ее как некий культурный феномен. Знаете ли, не каждый день ты держишь в руках книгу в твердой обложке на 520 страниц, собранную из интернет-зинов, которые до этого публиковались в группе «ВКонтакте» в качестве стеба и пародии на всю культуру зинов вообще.

Не стоит думать, что я делаю одолжение автору, нет — я не чувствовал, что впустую потратил час-полтора своей жизни, и не садился за этот текст с мыслью «раз уж попросили, надо что-то хорошее написать». Я постараюсь объяснить, почему книжка мне понравилась, далее по тексту. А начать стоит с краткой истории ее создания.

Началось все 22 февраля 2016 года вот с этого поста. Я задал несколько вопросов Виталию, чтобы он рассказал, как все начиналось.

Расскажи — как вообще тебе пришла эта идея? Ласточки уделали твою машину, ты с детства боялся птиц или все еще страшнее?

А я где-то говорил уже об этом, кажется. В общем, как-то раз с Романом Дмитровским (новый главный редактор «Комильфо» — ред.) мы работали и что-то там разгружали или вроде того. Я уже не помню всех подробностей, но помню, что у Ромы правда есть татуировки с ласточками. Тогда я придумал, что он дерется с ласточками. Попросил Катю нарисовать картинку. После понял, что историю рисовать долго и никто не будет этого делать.

А спустя два дня появился уже первый выпуск:

Ты сам признавался, что не умеешь рисовать — это как-то тормозило тебя? Не было ли у тебя опасений насчет того, что народ просто покрутит пальцем у виска, говоря, «что это за каракули»?

Так это же зин. В зине необязательно хорошо рисовать. Так я думал. Потому что видел только странные тетрадочки от русских художников зинов. Достаточно стремные для меня. И я подумал — «окей, я могу не хуже». А потом все это так мне понравилось, что стало плевать — я рисовал для себя, и это кому-то нравилось. Многие смотрели на это скептически, но мне уже было плевать — хейтеры всегда найдутся.

К лету первая «сюжетная арка» завершилась, и наступило небольшое затишье. Печатные экземпляры были, но тогда по большей части штучные. Фидбек получился довольно значительный, если судить по количеству лайков-репостов и прочего. Тут же появились и наклейки, и значки, и зины с вариантками. Вот, например, обложка для E-Con 2016 с Ельциным:

Не было ли мысли, что после первого зина с «Романом» пора завязывать? Пошутили, посмеялись, можно делать дальше какие-то другие вещи. Почему ты снова вернулся к этой идее?

Так идеи поперли! Оказалось, с ласточками можно сделать много каламбуров, отсылок и пародий. С ласточками, с птицами, со словом «роман». И пошло-поехало, не успеваешь нарисовать одну идею, как уже в голове следующая. Ну и, к тому же, всегда раньше приходилось ждать, пока художник рисует. А тут можно за вечер нарисовать историю и скорее, скорее дальше. Здорово!

Дальше количество комиксов росло как снежный ком, как и сопутствующего к нему стаффа. В феврале 2017 года появился первый сборник в 136 страниц, а чуть позже — второй.

На каком этапе ты поймал себя на мысли, что не просто рисуешь веселые маленькие сценки, а выстраиваешь какой-то сюжетный стержень? Или ты так и не уловил этот момент, и просто продолжал их делать?

Я думаю, сюжет начал выстраиваться уже к концу первого тома. Когда происходит первое ключевое событие в жизни главного героя. Тогда я примерно прикинул, что там по одиночным историям-главам, и нарисовал несколько дополнительных, которые связывали первую книжку в более-менее цельный сюжет. А потом все уже складывалось само собой.

И вот мы имеем на руках изданный в твердой обложке сборник в 520 страниц — это очень внушительно, особенно для чего-то, что сначала было просто интернет-зином.

Если говорить о сюжете и том, что вообще тут происходит, то фантазии автора можно действительно отдать должное — в дело вступают и нуарные птицы-детективы, и монархические браки между голубями и ласточками, и полеты на другие планеты, и неразделенная любовь, и предательство, и вторжения ласточек с Марса, и даже «„Роман“ это не личность, а титул». Тут есть даже такое! Событий много, они разные, и сменяют они друг друга очень быстро. Нарисовано это все старательно (в меру способностей самого автора, чего он и не отрицает), и, если присматриваться, то виден даже некий прогресс — еще один плюс абсолютного издания. Условно — «Роман» нарисован так, как его нарисовали бы вы или я, при условии того, что вы не художник.

Так как же так получилось, что в итоге этот зин стал популярным и собрал вокруг себя довольно большую фанбазу? Дело в личной популярности Виталия? Или в фееричном юморе? Или мы все, как биологический вид, подсознательно симпатизируем тем, кто избивает птиц?

Мне кажется, «Роман, победитель ласточек» воспринимается рядовым читателем как нечто, что он сам бы смог нарисовать и опубликовать, но в силу стеснения, неуверенности или страха того, что его раскритикуют, он так этого и не сделал. И такой читатель держит в руках книгу человека, который без тени смущения или сомнений просто рисует выпуск за выпуском, катается по фестивалям, выпускает мерч и всячески продвигает свое детище, просто потому что ему нравится и потому, что он от этого кайфует. И читатель воспринимает ее уже не столько как набор сомнительных шутеек и отсылок к поп-культуре, а как вещественный пример того, что нет ничего невозможного — твой простенький зин, нарисованный на коленке, может превратиться вот в такую красивую книжку, которая будет продаваться на Comic Con Russia с вариантными обложками, на которых изображены Декарты и Элджей.

Что такое «Роман, победитель ласточек»? Как нарисованный на коленке зин стал российским комикс-мемом - фото 1

Поэтому для меня «Роман» хорош в первую очередь именно этим, и читал я его, мысленно прикидывая, сколько труда и сил было вложено в работу над таким проектом.

Если бы это был один только коротенький зин, я бы, скорее всего, просто пролистал его и поставил обратно на полку. Потому что, если уж говорить прямо, рисунок мне не нравится, большинство шуток прошло мимо меня, да и в целом я люблю комиксы «посложнее» — то есть я бесконечно далек от целевой аудитории «Романа».

Поэтому если те шутки и общая атмосфера, которые вы увидели на прикрепленных страницах, вам понравились, — смело покупайте и читайте, полтора часа удовольствия вам гарантировано. Остальные могут попробовать и втянуться — но опять же, как я говорил вначале, если вам не будет смешно, то и восприниматься «Роман» будет хуже.

А ты, Виталь, сам как считаешь — почему «Роман» нравится читателям?

Я не знаю, если честно. Я знаю, почему он нравится мне. Он легкий, приятный и очень смешной. Там есть близкие мне темы: «Пятерочка», Автово, драки с птицами, дружба, любовь, предательство, смерть и убогие шутки.

Что такое «Роман, победитель ласточек»? Как нарисованный на коленке зин стал российским комикс-мемом - фото 2
Комментарии 8
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Grantovich
Grantovich

Ох уж эти бумагомаратели...

MFDOOMgeneral28
MFDOOMgeneral28

Ну хоть не пёся