Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Термин «рогалик» применимо к видеоиграм звучит очень часто. Так, лучшей инди-игрой 2020 года, по версии The Game Awards, стала Hades — «рогалик» про древнегреческую мифологию. В апреле 2021 года на PlayStation 5 вышла эксклюзивная Returnal — «рогалик» про исследование далёкой планеты. А если заглянуть в раздел самых популярных инди-игр в Steam, чуть ли не для каждой третьей игры будет указан тег roguelike. Объясняем, что значит этот термин и чем roguelike отличается от roguelite.
Термин «рогалик» применимо к видеоиграм звучит очень часто. Так, лучшей инди-игрой 2020 года, по версии The Game Awards, стала Hades — «рогалик» про древнегреческую мифологию. В апреле 2021 года на PlayStation 5 вышла эксклюзивная Returnal — «рогалик» про исследование далёкой планеты. А если заглянуть в раздел самых популярных инди-игр в Steam, чуть ли не для каждой третьей игры будет указан тег roguelike. Объясняем, что значит этот термин и чем roguelike отличается от roguelite.

Как появились «рогалики» и почему их стали так называть

«Рогалик» — народное название игры в жанре «руглайк». Термин roguelike появился в 1980-х благодаря игре Rogue — фэнтезийному приключению про исследование подземелья, где уровни, а также объекты и враги, размещённые на локациях, генерировались случайно. Rogue не первая игра, где была такая механика, но именно этот проект, вышедший в 1980 году, приобрёл популярность среди американских студентов — в течение трёх лет после релиза Rogue была установлена на компьютерах чуть ли не каждого кампуса в США. Все последующие игры, где была случайная генерация подземелий, игроки между собой, а затем и разработчики, стали называть «похожими на Rogue», то есть Roguelike.

Что такое «рогалики»? Объясняем на примере Rogue, The Binding of Isaac, Hades

Игра Rogue

Случайная генерация уровней — не единственный характерный для «рогаликов» элемент. Есть ещё шесть важных жанровых характеристик. В 2008 году их сформировали разработчики, которые приняли участие в конференции International Roguelike Development Conference в Берлине. Если игра не соответствует хотя бы одному из пунктов, перечисленных ниже, она перестаёт быть «рогаликом».

Окончательная гибель главного героя. Если персонаж погиб, он не может возродиться у контрольной точки. Кроме того, в «рогаликах» нет возможности сохранить и затем загрузить прогресс в рамках одной игровой сессии. Если герой погиб, игру предстоит начать с самого начала.

Деление локаций на сетки из тайлов или клеток. Весь мир в «рогалике» должен быть разделен на условные или реальные клетки, по которым двигаются герой и его противники. Один ход равен перемещению персонажа на одну клетку. Из сравнительно недавних игр так работает, например, российская инди Stoneshard.

Что такое «рогалики»? Объясняем на примере Rogue, The Binding of Isaac, Hades

Игра Stoneshard. Каждая плитка на полу подземелья — одна клетка.

Пошаговый игровой процесс. Одно действие в мире игры — это всегда один ход. Главный персонаж за ход может, к примеру, сдвинуться на одну клетку, нанести удар по противнику или подобрать предмет. А враги, в свою очередь, за тот же ход, скорее всего, решат приблизиться к герою или атаковать его, если уже находятся рядом с ним.

Отсутствие дополнительных режимов поверх основного. В «рогалике» не может быть, скажем, режима в реальном времени, когда герой исследует город и общается с персонажами, и вместе с тем боевого, пошагового режима, когда персонаж сражается. Все действия должны происходит в рамках одного общего игрового режима.

Вариативность при решение игровых ситуаций. «Рогалик» должен давать игроку достаточно средств, чтобы тот мог выбраться из ситуации хотя бы парой разных способов. Запертую деревянную дверь, к примеру, в игре жанра roguelike наверняка можно открыть ключом или просто взорвать с помощью бомбы. А особенно мощного противника — убить как в ближнем бою, так и с помощью заклинаний.

Возможность и необходимость исследовать уровни. В «рогаликах» важно всегда внимательно осматривать каждый кусочек локации, заглядывать за каждый угол и открывать каждый сундук. Везде может быть что-нибудь полезное — то, что поможет в прохождении.

Здесь, правда, может возникнуть вопрос: а почему тогда «рогаликами» называют игры вроде The Binding of Isaac, Hades или Returnal? В них же нет, наверное, и половины упомянутых элементов! И действительно, называть эти игры «рогаликами» не совсем правильно. Все они — игры жанра roguelite.

Чем игры жанра roguelite отличаются от «рогаликов»

Классических «рогаликов», на самом деле, не так уж и много — и выходят они крайне редко. Многие — NetHack, Ancient Domains of Mystery, Moria, Angband — появились ещё в 1980-х и 1990-х годах. А среди сравнительно новых релизов можно отметить разве что Dwarf Fortress, которая развивается с 2006 года, и Tales of MajʼEyal.

Истинные «рогалики» — нишевый и крайне специфический жанр, в рамках которого создатели игр должны воплощать все перечисленные выше элементы. В 1980-х и 1990-х годах «руглайки» — те самые приключения об исследовании подземелий — появлялись из-за желания разработчиков перенести в формат видеоигры условную партию в настольную Dungeons & Dragons.

Что такое «рогалики»? Объясняем на примере Rogue, The Binding of Isaac, Hades

Игра Spelunky 2

Со временем, впрочем, появились новые графические технологии и жанры игр. Разработчики поняли, что вовсе не обязательно всегда создавать только классические «рогалики», и стали совмещать уже знакомые элементы с другими жанровыми механиками. Что, если добавить необратимую смерть героя в платформер? Или избавить игру про исследование подземелий от пошагового геймплея? Так и появились «руглайты», то есть «облегчённые roguelike» — игры, где от истинных «руглайков» осталась лишь пара классических жанровых элементов. Например, пермасмерть и случайная генерация уровней — именно эти механики чаще всего воплощают в современных «руглайтах», смешивая их с какими угодно другими жанрами.

Так, в Spelunky и Rogue Legacy случайная генерация уровней и необратимая смерть героя сочетаются с элементами платформера. Hades и The Binding of Isaac — изометрические ролевые экшены, где также есть пермасмерть и случайная генерация. А недавняя Returnal, где астронавт Селена после гибели всякий раз начинает путешествие по чужой планете у своего корабля, — это вообще шутер от третьего лица. Всё это — самые популярные современные «рогалики», постоянно попадающие в топы лучших игр жанра в западных и российских игровых изданиях. Их же можно отыскать и в топах Steam, если отфильтровать список популярного по соответствующему жанру.

10 лучших современных «руглайтов» по версии IGN.

В 2021 году истинных «рогаликов» почти не осталось — можно вспомнить разве что уже упомянутые Dwarf Fortress и Tales of MajʼEyal. Но игр жанра roguelite, сочетающих в себе массу разных элементов, гораздо больше — особенно среди инди-проектов. Узнать, какие из них популярны прямо сейчас, можно на странице лидеров продаж в Steam.