Что такое Pathfinder? «Доделанная» D&D 3.5, Баба Яга в Первую мировую и возведение королевств
Тут еще надо пояснить, что я люблю RPG, но компьютерные. С настолками у меня отношения довольно сложные, во многом потому что слишком уж мало у меня знакомых, с которыми в них можно было бы сыграть. Поэтому набор известных мне настольных игр предельно короткий — «Монополия», «Манчкин», Dungeons & Dragons (третьей редакции, о более поздних я только с различных тредов на Reddit и знаю) и «Ужас Аркхэма». Так что анонс игры Owlcat поставил меня в тупик.
К счастью, гугл все знает. Поэтому довольно скоро о Pathfinder узнал и я. По сути, это несколько измененная версия Dungeons and Dragons 3.5, призванная исправить недостатки оригинала. Вышла первая версия в августе 2009 года, спустя год после неоднозначно принятых фанатами правил D& D четвертой редакции. Собственно, эта самая четвертая редакция в каком-то смысле и подтолкнула авторов Pathfinder к созданию своей игры. Так что они вооружились OpenGameLicense (открытая игровая лицензия позволяет брать и менять части тех или иных игр), правилами редакции 3.5 и начали делать все по-своему.
Базовая механика у Pathfinder та же — различия в деталях. Их, впрочем, много — базовая книга правил в русской версии занимает без малого 615 страниц, и это только правила — без бестиария и прочих дополнений. Забавный факт: на перевод рулбука деньги собирали краудфандингом, и очень успешно. Просили 300 тысяч, а собрали на 4 миллиона больше. Иными словами, игра оказалась внезапно довольно популярной у российского коммьюнити.
Что же такого добавили авторы Pathfinder, чтобы изменить к лучшему редакцию 3.5? Много чего. Например, начали войну с «пустыми» уровнями, при достижении которых игроки не получают ничего. В третьей редакции это была довольно распространенная проблема: многие классы на определенных уровнях получали только бонусы к атаке и спасброскам. Pathfinder эту проблему решила просто — в этом сеттинге игрокам дается случайный бонус на каждом уровне, в дополнение к бонусам атаки и спасброска. Да, классовые способности все еще изучаются далеко не каждый уровень (у некоторых классов между ними так и вовсе натуральная пропасть), но это уже что-то.
Еще? Фиты (то есть качества персонажа) в Pathfinder выдаются каждые два, а не каждые три уровня, плюс их стало в полтора раза больше — это позволяет куда точнее настраивать персонажа. Авторы изменили огромное количество заклинаний и умений для разных классов: часть старых просто вырезали и заменили новыми, часть просто поправили, а для остальных изменили кулдауны, особенности применения и многое другое. Сами классы также частично подверглись ребалансу и изменению способностей, а двадцатый уровень любого класса теперь дарит игрокам одну чрезвычайно мощную способность. Это сделано с расчетом на то, что игроки будут отыгрывать строго заданного в начале персонажа, а не будут уходить в мультиклассовость. Штрафов у них теперь нет, но и особые навыки высших уровней им тоже не светят.
Основное отличие, впрочем, даже не в элементах ролевой системы (в конце концов, уже знакомые с D&D игроки освоятся довольно быстро, хотя к новым правилам им и придется привыкать). Дело в том, что авторы Pathfinder еще и свой мир придумали, полностью отойдя от уже привычных по D&D миров и планов. Хотя и в Pathfinder есть концепция планов и мультивселенной.
Мир игры называется Голарион. Это типичная Земля, которая вращается вокруг местного Солнца. Эта планета — третья по счету от звезды, а два ее соседа постоянно появляются в ночном небе вместе с Луной. Мир разбит на восемь континентов и разделен между множеством королевств. Сам сеттинг — довольно типичное средневековое фэнтези, которое по большей части будет знакомо всем игрокам, решившим сыграть в Pathfinder. Практически стандартный набор основных рас — люди, эльфы, гномы с дварфами, халфлинги, полуэльфы и полуорки. И бестиарий известный — включает всякую разную нежить, драконов и их различные подвиды, диких животных и так далее. Впрочем, тут у Pathfinder не все так просто — есть и уникальные монстры, которые больше ни в одном другом сеттинге не появлялись.
Студия Paizo выпустила уже двадцать два официальных Adventure Path — это приключения, состоящие из шести книг по сотне страниц в каждой, которые связаны общим сюжетом. Эти вот «пути» стали адаптацией двух журналов по D&D — Dungeons и Dragons соответственно (их и выпускала Paizo). После выпуска Pathfinder компания перебросила свои силы на свою игру, благодаря чему каждые полгода игроки получают по большому и детально проработанному модулю.
Модули в игре совершенно разные — от разборок с бедами какого-нибудь отдельно взятого города до проблем с королевой ведьм Бабой Ягой. Чтобы вы понимали, насколько сумасшедшими тут бывают кампании, поясню: в поисках этой Бабы Яги герои попадают на нашу с вами Землю в 1918 год, где их выкидывает в Сибирь (ну куда же еще?). Там им встречаются русские солдаты (с огнестрельным оружием!), медведи, матрешки и, внезапно, Григорий Распутин, который в Pathfinder стал сыном Яги. Также в комплекте — танцующая изба ведьмы, четырнадцать ее дочерей и прочая безумная дичь. Честно говоря, после одной только этой аннотации мне захотелось раздобыть себе набор для Pathfinder.
Kingmaker, шестой по счету модуль для Pathfinder, куда более приземленный. И он куда удачнее вписывается в определение «классическое фэнтезийное приключение», чем та же Reign of Winter про Бабу Ягу. Наверное, именно поэтому Owlcat Games решила создать игру именно по этому модулю.
Kingmaker во многом интересен еще тем, что многих ключевых NPC и злодеев написал Эд Гринвуд — человек, который придумал сеттинг «Забытые королевства» (Forgotten Realms), самый популярный и известный D&D-сеттинг в принципе. Впрочем, сам модуль писал уже не Эд — на его совести только персонажи. Все шесть книг для Kingmaker написали разные люди — с немалым, впрочем, опытом создания модулей для настольных ролевых игр. Многие из них писали еще в Dungeons и Dragons для D&D, так что эти люди знают, что творят.
В центре истории Kingmaker — находящаяся в северо-восточной части мира земля под названием Речные королевства. Государство Бревой намеревается захватить так называемые Украденные земли — ничейную территорию между несколькими государствами, которая кишит бандитами, монстрами и черт еще знает чем. Игрокам отводится роль приключенцев, которые отправляются в Украденные земли с целью разбогатеть. Ведь тому, кто сумеет выжить в этих суровых местах, Бревой обещает титул барона и приличный кусок земли в придачу. Собственно, созданию и становлению этого королевства модуль и посвящен. Не зря же он называется Kingmaker, верно?
Еще модуль интересен тем, что в нем есть строительство. В буквальном смысле — строить королевство надо на бумаге, все правила заботливо прописаны в рулбуке. В общем, самое оно для тех игроков, которым одних только ролевых приключений кажется слишком мало и хочется чего-то еще. Помимо строительства, в Kingmaker хватает и других вещей, куда более привычных обычным фанатам ролевых игр. Например, нашествие троллей. Или грызня с соседними государствами. Согласно заявлениям разработчиков, практически все крупные события из настолки так или иначе переедут в компьютерную версию, а это значит что настольщики себе уже все давным-давно заспойлерили. Я, к сожалению, тоже.
У Pathfinder: Kingmaker есть все шансы стать не просто хорошей ролевой игрой, но и отличной рекламой для Pathfinder. Да, сеттинг существует уже почти десять лет, но я узнал о нем совершенно случайно — и даже карточная игра от Obsidian, Pathfinder Adventures, не особо помогла.
Что же касается сложности и порога вхождения Kingmaker, то авторы обещают, что в их игру смогут играть как опытные настольщики, так и новички, для которых слова «дайс», «спасбросок» и прочие не значат ровным счетом ничего.
Pathfinder: Kingmaker вышла 25 сентября на PC.
Вначале не понял что это, а потом прочел заголовок что это партнерский материал и стало все ясно
бой риал-тайм или турн-бэйсд? Иными словами Divinity: Original SIn 2 или Pillars of Eternity 2 ?