Что такое краудфандинг и как не стать обманутым инвестором
Генератор стартапов от «Канобу» и QIWI Fundl
Осторожно: может быть смешно!
Краудфандинг — это что-то про попрошайничество в Интернете?
Нет. Со стороны это может выглядеть, как что-то в духе «ребята, скиньте денег на стартап». Фактически краудфандинг работает по принципу предпродаж — ты не просто отдаешь деньги в поддержку создателей кампании, а покупаешь будущий продукт. Например, у бедного студента Кевина из Техаса появилась идея о создании умного вентилятора с шестью USB-разъемами и управлением со смартфона. Но у него нет денег, чтобы начать производство, а инвесторы вежливо отказывают вкладываться в рискованный проект. Тогда Кевин идет на одну из краудфандинговых площадок, публикует описание своего изобретения и устанавливает минимальную сумму, необходимую для начала производства.
И что, кто-то пришлет ему на это денег?
Да. Ведь Кевин — смышленый парень, поэтому разослал ссылку на свою кампанию во все СМИ, которые обычно пишут о таких вещах. Если к проекту будет привлечено достаточно внимания, то найдутся и вкладчики. Важно понимать, что люди будут не просто так присылать ему деньги, а фактически покупать умный вентилятор по предзаказу по заниженной цене. Выходит, что они покупают пока еще несуществующий товар, чтобы Кевин собрал деньги с предпродаж и запустил на них производство своего изобретения. И потом разослал вентиляторы всем счастливым покупателям!
Он что, может хоть пять лет деньги собирать?
Нет. В среднем на краудфандинговых площадках проекту предоставлено полтора-два месяца на то, чтобы собрать необходимую сумму. Если Кевин не сможет убедить достаточное количество людей в том, что им срочно нужен умный вентилятор с шестью USB-разъемами, то за два месяца он не сможет собрать всю сумму денег и останется ни с чем.
А что будет, если он соберет лишь половину суммы? Вкладчики потеряют деньги?
Нет. Как правило, деньги с вашей карточки даже не списываются, пока Кевин не наберет необходимое количество вкладчиков (их называют бэйкерами). Если кампания не накопит нужную сумму за отведенный срок, то деньги останутся у бэйкеров, а Кевин пойдет работать на ферму и навсегда забудет о вентиляторах. А если найдется множество потенциальных покупателей, готовых вложить деньги, то кампания будет завершена успешно, деньги спишутся с карточек вкладчиков и уйдут к Кевину за вычетом комиссии площадки.
А где гарантия, что я получу свой вентилятор в случае успешного завершения кампании?
Ее нет. Кевин может оказаться просто амбициозным мечтателем из Техаса, который был не готов к суровым законам бизнеса — например, он мог ошибится при расчете затрат на производство, когда устанавливал необходимую сумму. Его могут подвести партнеры с фабрик или логистические компании. Или опытная компания, заметив ажиаотаж вокруг умных вентиляторов, успеет выпустить на рынок конкурирующий продукт, оставив Кевина у разбитого корыта. Производство электроники не заканчивается на сборе инвестиций, успешный сбор денег — это лишь начало долгого пути. Очень часто мечты наивных изобретателей разбиваются о реальностью: сами они не в состоянии держать в голове множество бизнес-аспектов.
Как же избежать таких проблем?
Хорошо подготовиться. Проконсультироваться с опытными краудфандерами по поводу оформления своей кампании; посмотреть на успешные примеры. Если кампания уже идет и производит впечатление успешной, то нужно рассмотреть вариант с привлечением крупных инвесторов, используя внимание интернет-общественности к своему проекту как аргумент. Также стоит заранее подыскать себе надежных подрядчиков и бизнес-партнеров. В таком случае шансы на успех вырастают в разы и у условного Кевина будет возможность навсегда изменить мир потребительской электроники.
То есть если краудфандинговая кампания подготовлена по первому классу, то можно смело вкладывать деньги?
Не всегда. Краудфандинговые площадки полны мошенников, которые даже не планируют доводить свой проект до конца. Таких примеров полно и это ужасно! Аферисты публикуют поддельные концепт-арты и прототипы, указывают вымышленные имена сотрудников своих «компаний». В результате наивные бэйкеры вкладываются в производство космического корабля, а их деньги уходят в карман хитрых жуликов. Итог — бэйкеры остались без путешествий по галактике, а порядочные изобретатели типа Кевина сталкиваются со скепсисом и подозрением со стороны потенциальных вкладчиков.
А можно как-то отличить шарлатана от честного изобретателя?
Конечно. Старайся внимательно изучать описание кампаний. Ищи в гугле имена ответственных за проект людей, читай комментарии и отзывы о проекте и проверяй видеоролики и фото-материалы на достоверность. И помни: до чего не докопается один — докопается сотня. Если единственное видео работающего прототипа снято на камеру домофона, концепты нарисованы палкой на песке, а в списке имен указаны Иван Иванов и Джон Доу, то лучше обойти такую кампанию стороной.
В общем, если кампанию создали люди с хорошей репутацией, то им можно доверять?
Да. В таком случае риск быть обманутым минимален. Например, опытные геймдизайнеры часто приходят на краудфандинговые площадки со своими новыми играми — люди стабильно вкладывают деньги в их проекты, и в результате почти гарантированно получают качественные игры. Понятное дело, что большинство кампаний создано людьми без громких имен — в таком случае стоит убедиться, что условный Кевин серьезно относится к своему проекту. И только после этого вкладываться в умные вентиляторы.
А какие вообще проекты можно встретить на таких площадках кроме бытовой техники?
Любые. В выборе области нет никаких границ. Музыкальные исполнители собирают деньги на запись альбомов и съемки клипов, писатели просят денег на издание своих книг, геймдизайнеры копят деньги на разработку видеоигр. Режиссеры ищут финансирование своих новых фильмов и сериалов (даже Уве Болл пытался собрать денег на съемки Postal 2, но безуспешно). Дизайнеры одежды ищут средства на выпуск модной коллекции — словом, что угодно. Существуют даже совершенно сумасшедшие и смехотворные кампании, которые оказываются успешными — мы даже сделали тест, в котором нужно отличить настоящую кампанию от вымышленной. Попробуйте его пройти!
И сколько же в итоге нужно вкладывать денег?
В теории — сколько угодно. В каждой кампании установлены различные типы наград, которые ты можешь получить за свои пожертвования. Обычно они построены по обному шаблону — например, у Кевина с его вентиляторами она выглядела бы примерно так:
- $5 — благодарность на сайте Кевина
- $15 — футболка с логотипом бренда и благодарность
- $50 — умный вентилятор, благодарность и футболка
- $100 — _три умных вентилятора разных цветов, _благодарность и футболка
- $500 — три умных вентилятора с гравировкой твоего имени, футболка с логотипом бренда, благодарность на сайте и обои для рабочего стола
- $10,000 — все вышеперечисленное + ужин дома у Кевина, который он приготовит самостоятельно
Разные кампании по-разному стараются мотивировать бэйкеров вкладывать деньги, но шаблон все равно один.
Где можно найти таких изобретателей, чтобы читать обо всем на русском языке?
У наших друзей — на платформе для краудфандинга **QIWI Fundl.**Тутможно получить деньги на реализацию самого смелого бизнес-плана, лишь бы нашлось достаточно людей, которым понравится идея. Ну, а если начинать свое дело — не входит в ваши планы на ближайшее будущее, то рекомендуем посмотреть страницу проектов на QIWI Fundl. Возможно, вы найдете для себя условного Кевина и захотите вложиться в реализацию его идей.
Генератор стартапов от «Канобу» и QIWI Fundl
Осторожно: может быть смешно!