Что такое косплей: Объясняем феномен и показываем лучшие образы из игр и кино

На гик-культурных мероприятиях и конвентах, на просторах социальных сетей и даже на красных дорожках кинопремьер можно встретить настоящих мастеров перевоплощения — и это не знаменитые актёры. Люди в невероятных, детально воссозданных костюмах персонажей из фантастических киновселенных, комиксов, аниме и видеоигр — косплееры. За десятки лет своей эволюции косплей превратился из забавного и странноватого хобби в культурный феномен, форму искусства и мощный двигатель фан-сообществ. Как это произошло, что движет современными косплеерами и что сегодня в тренде у косплееров?
Кто всё это начал?

Поклонники «Звёздного пути» в 1969 году
Фото: Getty Images
Вопреки распространённому мнению, косплей зародился не в Японии. Его корни уходят в 1930-е годы, в самое сердце американских научно-фантастических конвенций. В 1939 году на первом World Science Fiction Convention (Worldcon) в Нью-Йорке редактор тематического журнала и писатель-фантаст Форрест Аккерман и его девушка Миртл Дуглас появились в «футуристических костюмах», сшитых Миртл по мотивам фильма «Облик грядущего». Этот костюмный выход можно считать точкой отсчёта истории косплея. На протяжении десятилетий костюмированные мероприятия и конкурсы были неотъемлемой частью фанатских съездов, позволяя поклонникам «Звёздного пути» (Star Trek), «Доктора Кто» (Doctor Who) и других популярных фандомов вывести свою безграничную любовь к произведениям и героям на совершенно новый уровень.
Сам же термин «косплей» (cosplay), образованный от слияния английских слов «costume» и «play», был придуман в 1983 году японским журналистом Нобуюки Такахаси. В японском, будучи калькой с английского, он звучит как kosupure.
Посетив Worldcon в Лос-Анджелесе, Такахаси был настолько впечатлён зрелищем, что привёз эту концепцию на родину. В Японии идея упала на благодатную почву бурно развивающейся индустрии аниме и манги. Именно японские косплееры сделали этот вид фанарта безгранично популярным и задали высокую планку в точности воспроизведения образов, внимании к деталям и искусстве «отыгрыша» персонажа.
Косплей сегодня: культурный феномен, прикладное искусство и метод исследования собственной идентичности

Косплей Трисс Меригольд из «Ведьмака»
Модель: Mercurygin
На сегодняшний день косплей — глобальное явление, он популярен во множестве стран на всех континентах Земли. Когда воссоздаются костюм и образ, границы между зрителем и произведением стираются, позволяя фанату стать частью и даже творцом любимого фандома. В этом заключается магия косплея и сила его влияния на поп-культуру.
Искусство и ремесло
Косплей объединяет в себе десятки навыков: моделирование, кройку и шитье, 3D-печать, работу с кожей, металлом, гримом, электроникой, инновационными скульптурными и художественными материалами, позирование и съемку. Создание действительно выдающегося костюма — это месяцы, а иногда и годы кропотливого труда, требующего не только энтузиазма и таланта, но и инженерно-технических знаний.
Социальный клей
Это хобби строит сообщества. Люди объединяются для создания групповых косплеев, обмениваются опытом, помогают друг другу и находят друзей по всему миру. Фестивали вроде Comic-Con International, Gamescom или российского ИгроМира становятся местами притяжения единомышленников, где каждый может стать новой звездой индустрии, если поразит публику своей работой.
Новая форма идентичности
С точки зрения самоопределения, косплей — это, в том числе, способ исследования границ своей личности. Надевая костюм Супермена, Халка, Ведьмака или Малефисенты, человек примеряет на себя качества, которыми, казалось бы, не мог обладать. Это мощный психологический инструмент для самовыражения и рефлексии.
Косплей — это титанический труд. Почему они это делают?

Косплееры на выставке Gamescom
Что заставляет людей тратить тысячи часов и значительные финансовые средства на создание одного образа? Мотивация косплееров многогранна.
- Страсть к фандому: В основе всего лежит глубокая любовь к персонажу и его истории. Косплей — это высшая форма признания, способ сказать «спасибо» авторам за созданный ими мир и даже стать замеченным самими создателями фандома.
- Творческая реализация: Для многих это главный способ проявлять и совершенствовать свои таланты. А радость от того, что сложный элемент доспеха или идеально уложенный парик наконец-то получились — источник качественного дофамина, не в пример скроллингу в соцсетях.
- Эскапизм и игра: Повседневная рутина может утомлять и казаться слишком однообразной. Косплей предлагает яркий побег из серых будней: в масштабное творчество, в фантастические визуальные и текстовые вселенные, в мир грандиозных перевоплощений
- Сообщество и признание: Тёплый приём в кругу единомышленников и восхищение зрителей — мощный стимул. Яркие фотографии, конкурсы и победы, восторженные отзывы дают косплееру ощущение значимости его труда.

Анатомия косплея

Косплей на аниме — самый популярный вид косплея
Работа косплеера — это полноценный проектный менеджмент, где финальным продуктом является завершённый и доведённый до идеала образ.
Исследование
Все начинается с детального изучения первоисточника. Косплеер собирает десятки скриншотов, артов и кадров, чтобы понять каждую деталь костюма, его текстуру и то, как он ведёт себя в движении.
Планирование и бюджет
Создаётся план работы, подбираются материалы. Этот этап включает в себя решение, что будет создано с нуля, а что можно купить и модифицировать.
Создание (крафт)
Самый трудоёмкий этап. Он включает в себя шитье тканевых элементов, создание доспехов и оружия (часто из материалов вроде EVA Foam или Worbla), 3D-печать сложных деталей, укладку париков, создание грима и спецэффектов.
Отыгрыш
Косплей — это не только «костюм», но и «игра». Важно передать характер, позы, мимику и даже голос персонажа.
Фотосессии и выступления
Завершающий этап, на котором образ предстает перед публикой. Это могут быть профессиональные фотосеты, участие в дефиле на фестивалях или создание видео-контента для социальных сетей.
Маркетплейсы VS ручная работа: можно ли купить крутой костюм для гик-фестиваля на AliExpress

Даже с помощью AliExpress можно сделать крутой косплей
С ростом популярности косплея на рынке появилось множество тематических товаров. Однако грань между покупным и рукотворным всё ещё очень четкая.
Что доступно на маркетплейсах (AliExpress, Amazon, Ozon и др.)
- Базовые элементы одежды: Простые рубашки, брюки, плащи, которые можно доработать.
- Парики: Основа для большинства образов. Существуют готовые модели для самых популярных персонажей и базовые парики, который затем стригутся и укладываются под конкретный образ.
- Линзы, уши, хвосты и зубы: Цветные контактные линзы и различные накладные элементы для воссоздания каноничной внешности.
- Готовые костюмы: Массово производимые костюмы популярных персонажей (например, из «Атаки Титанов» или «Наруто»). Их качество может варьироваться, и они часто требуют подгонки и доработки деталей.
- 3D-модели: Файлы для печати оружия, элементов брони или аксессуаров.
Что почти всегда приходится делать вручную

Эпичный косплей на Айзека из Dead Space
- Сложные доспехи и броня
- Доспехи Айзека Кларка из Dead Space или броня космодесантника из Warhammer 40,000 требуют индивидуального подхода, подгонки по фигуре и сложной покраски.
- Уникальное оружие и реквизит
- Легендарные мечи, как Фростморн из World of Warcraft, или сложные технологические устройства, как Pip-Boy из Fallout, создаются вручную для достижения максимальной детализации и аутентичности.
- Нестандартные элементы
- Крылья, сложные хвосты и головные уборы, роботизированные части — все, что имеет сложную конструкцию и крепится к телу.
- Высококачественный грим
- Сложный пластический грим, воссоздание шрамов или особых физических признаков.

Тренды: косплей в 2025

Трендовый косплей 2025 года
Мир косплея постоянно развивается, и сегодня можно выделить несколько ключевых тенденций.
Технологии в действии
3D-печать стала стандартом для создания реквизита. Всё чаще косплееры встраивают в костюмы электронику: светодиоды (LEDs) для имитации магии или футуристических элементов, подвижные части (например, механические крылья) и даже звуковые эффекты.
Экологичность и устойчивость
Растёт популярность использования переработанных материалов и «апсайклинга» — переделки старых вещей. Это не только снижает затраты, но и отвечает глобальному запросу на осознанное потребление.
Ретро-футуризм и киберпанк
Эстетика 80-х и 90-х, смешанная с современными представлениями о будущем, находит отражение в косплее. Образы из таких вселенных, как «Бегущий по лезвию» (Blade Runner) и Cyberpunk 2077, остаются на пике популярности.
Видео-формат
С доминированием платформ вроде TikTok и Reels, косплееры все больше создают короткие видео, где отыгрывают сцены, участвуют в трендах и демонстрируют процесс создания костюма. Это требует новых навыков — режиссуры, монтажа и актерской игры.
Популярные фандомы: вечная классика и герои 2025 года

Джедаи, ситхи, штурмовики. Иконический дизайн, ностальгия и возможность скрыть лицо под шлемом делают эту вселенную вечно привлекательной.
MarvelиDC

Бесконечный пантеон супергероев и злодеев с узнаваемыми костюмами. От классического Человека-паука до сложной брони Железного человека.

- Произведения о Ведьмаке подарили миру харизматичных персонажей с яркой средневековой эстетикой. Геральт, Йеннифэр и Цири — постоянные гости фестивалей.

Особенно седьмая часть. Уникальный японский дизайн персонажей, запоминающееся оружие и глубокие истории делают героев этой серии любимцами косплееров на протяжении десятилетий.

Сильвана Ветрокрылая, Артас, Иллидан. Сложные, эпические доспехи и фэнтезийные расы — вызов для любого мастера.
Главные фандомы 2025 года
Вселенная Marvel

Косплей на Сорвиголову

Женская вариация Зимнего Солдата

Косплей на Роуг (Шельму) из Людей Икс

Неиссякаемый источник идей для воссоздания персонажей из фильмов, комиксов и анимации, постоянно обновляющий свой контент. В 2025 году это: «Сорвиголова: Рождённый заново», «Громовержцы», «Фантастическая четвёрка: Первые шаги», анимационный сериал «Marvel Зомби» и «Железное сердце».
Вселенная DC

Косплей на Чудо-женщину от Alyson Tabbitha

Косплей на Супергёрл

Косплей на Женщину-кошку и Бэйна из фильма «Тёмный Рыцарь: Возрождение легенды»

Ещё один ключевой генератор миров и героев в текущем году представляет их новые прочтения: полнометражный «Супермен», где появится множество неожиданных персонажей (Супергёрл, Зелёный Фонарь, Метаморфо и Орлица) и второй сезон «Миротворца».
Свежие японские аниме

Косплей на Резе из аниме «Человек-бензопила»
Модель: Senya Miku

Косплей на Кацуки Бакуго, Очако Урарака, Эйджиро Киришима
Косплееры: Денис Цукрин | Анастасия Галузина (Ulichan) | Евгений Васильев
Фотограф: Waffles
Обработка: Dorian
Источник: world-cosplay.ru

Косплей на Тандзиро и Незуко из аниме «Истребитель демонов» («Клинок, рассекающий демонов»
Авторство: Faritio Ri
«Человек-бензопила: Резе», «Истребитель демонов: Бесконечная крепость», «Моя геройская академия: Финал», новый сезон сериала «Ванпанчмен» и многие другие.
Silent Hill F

Косплей на основе Silent Hill f
Автор: Гульнара Гадиляева
Косплей на Лизу Гарланд из оригинальной Silent Hill 1999 года
Автор: Sersh

Косплей на игру Silent Hill F
Легендарная франшиза с запоминающимися образами продолжает активно провоцировать фанарт.
Genshin Impact

Косплей на Genshin Impact
Авторы: Leo Darsh / katyaeffy

Косплей на Кэ Цин из игры Genshin Impact
Автор: Саша Холланд
Регулярные обновления героев и уникальных скинов наряду с неутихающей популярностью проекта делают Genshin неисчерпаемым источником вдохновения для косплея. Одна из любимейших героинь фанатов — Коломбина, загадочная участница событий игры, в которой она по факту не появлялась.
Ностальгические фандомы и редкие открытия
Уникальность героя и его редкое (в идеале — никогда не случавшееся в публичном пространстве) появление часто влияет на выбор. Уникальный косплей так же важен как поиск идеала в образах самых популярных персонажей.
Ключевые персоны мира косплея
Талантливых мастеров косплея на сегодняшнем этапе развития индустрии бесчисленное множество, и выбрать из них лишь несколько наиболее значимых — почти невыполнимая задача. Каждый косплеер уникален и представляет свой собственных подход к созданию идеальных перевоплощений. Представляем некоторых выдающихся косплееров с разнообразными акцентами в творчестве: артистизм, работа с собственным телом и пластика, гениальные инженерные и технические решения, костюмное моделирование, потрясающий грим и тонкое чувство стиля.
Yaya Han

Легенда косплей-индустрии, судья и гостья множества медиапроектов и реалити-шоу (Heroes of Cosplay, King of the Nerds и другие).
Она начала заниматься косплеем в конце 1990-х, когда он был нишевым и непопулярным среди широкой публики увлечением. На заре развития культуры не было ни туториалов, ни доступных материалов, ни масштабных комик-конов. Yaya стояла у истоков популяризации косплея и прошла грандиозный путь.
Помимо непревзойденного мастерства и превосходной работы с самыми разными материалами, она уже 20 лет удерживает статус эталона успешности в любимом деле.
Han основала бренд Yaya Hanʼs Cosplay Fabrics в партнерстве с компанией Spark Fabrics, который выпускает ткани с принтами, специально разработанными для создания косплей-костюмов (например, с узором «чешуя дракона», «космос», «киберпанк» и т. д.), а также выпустила книгу-гайд «The World of Cosplay», где делится историей, философией и практическими советами по созданию костюмов.
Kamui Cosplay

Пара косплееров из Германии, Светлана и Бенни Квиндт, завоевавшие негласный титул абсолютных королей EVA-пены и термопластика. Будучи одними из самых успешных косплееров-инфлюенсеров, команда Kamui Cosplay наиболее известна своими детализированными работами над броней, оружием и реквизитом, а также увлекательным контентом DIY. Светлана и Бенни — авторы бестселлеров The Book of Cosplay Armor Making и The Book of Foam Armor Making. Эти книги стали учебниками для множества новичков и профи по всему миру и значительно демократизировали процесс изготовления доспехов в индустрии, поскольку термопластик и пена — намного более доступные материалы, чем стекловолокно и эпоксидная смола.
Alyson Tabbitha

Косплей-дива и американская звезда социальных сетей, известная своим мастерством создания грима и бодиарта. Регулярно выступает на конференциях и конвентах, сотрудничает с мейк-ап-брендами. Элисон, при помощи профессионального художественного макияжа делает образы, беспрецедентно схожие с оригиналом. Она успешно справляется не только с женскими, но и с мужскими персонажами вроде Джокера и даже Железного Человека.
Leon Chiro

Профессиональный рестлер, модель, косплеер и уважаемый судья многих косплей-ивентов. Леон неоднократно побеждал на европейских конкурсах и конвентах, благодаря своему артистизму, глубокому авторскому взгляду на костюмы и стиль, а также проработанной мускулатуре — в отличие от всего остального, вполне натуральной.
Елена Самко

Российская косплей-модель с нетривиальной внешностью и глубоко детализированным подходом к перевоплощению. Елена с шокирующей реалистичностью воплощала как хоррор образы, так и роковых красавиц из красочных фандомов. В её послужном списке роскошные косплеи из «Ведьмака», «Игры престолов», Эльвиры повелительницы Тьмы, Fallout и многих других. На данный момент Самко завершила (или, можно надеяться, приостановила) свою карьеру в косплее.
Ониксия Софиникум

Российская модель, участница косбэнда «Ну вы поняли», представительница экспериментального подхода в косплее. Ониксия создает многогранные и продуманные образы без каких-либо границ, погружаясь в фэндомы популярных игр, фильмов, аниме, фем-версии мужских персонажей, ориджиналы и контент 18+ — всё с любовь к деталям и качеством исполнения на высшем уровне.
Ormeli (Анна Молева)

Косплей-модель и профессиональная актриса с увлекательной карьерой и разнообразным бэкграундом. Она сотрудничает с крупными геймдев-компаниями (Irrational Games, Mundfish и CD Projekt RED) и выступила лицом рекламной кампании и обложек BioShock Infinite в роли Элизабет.
Narga & Aoki

Косплей-дуэт из Санкт-Петербурга с внушительным стажем и огромным количеством роскошных детализированных работ, лауреаты и призеры многих косплей-конкурсов, включая Blizzcon 2018. Члены жюри косплей-соревнований в более чем 15 странах Европы, Азии, Америки и Африки, а также участники коллаборации с Relic, Warner Bros., Blizzard и независимыми разработчиками.
Заключение
Косплей — это продукт эволюции поп-культуры и её взаимодействия с аудиторией. Он давно перестал быть нишевым увлечением гиков, превратился в мощную индустрию и признанную форму искусства. Косплей требует от мастера времени и преданности, терпения, мастерства и смелости. Но дарит бесценную свободу творческого выражения и возможность заполучить любовь фанатов по всему миру.
Словарь косплеера: от «крафта» до «закоса»
Мир косплея, как и любая увлеченная субкультура, обзавёлся собственным языком — набором терминов и сленговых выражений, которые могут поставить в тупик непосвящённого. Этот словарь поможет вам разобраться в разговорах косплееров и понять, что стоит за созданием их невероятных образов.
- Апгрейд (Upgrade) — Улучшение, доработка уже существующего костюма. Например, замена тканевых элементов брони на пластиковые или добавление световых эффектов.
- Ваншот (Oneshot) — Буквально «один выстрел». Костюм, который косплеер делает для одного-единственного выхода или фотосессии, не планируя носить его в будущем.
- Виг (Wig) — Парик. Один из важнейших элементов большинства косплеев.
- Вип / ВИПка (WIP — Work In Progress) — «В процессе работы». Обозначение для фотографий или постов, демонстрирующих незавершенный костюм или его отдельные части. Косплееры часто делятся ВИПками, чтобы показать объем проделанной работы.
- Гайд (Guide) — Руководство, пошаговая инструкция по созданию какого-либо элемента костюма, укладке парика или нанесению грима.
- Дефиле (Defile) — Сценическое выступление косплеера, во время которого он демонстрирует свой костюм и отыгрывает персонажа. Обычно длится от 30 секунд до 2 минут.
- Закос — Упрощенная версия косплея, часто созданная из подручных материалов или повседневной одежды. Цель закоса — не точное воссоздание образа, а передача его общей атмосферы и узнаваемых черт. Идеально для тестирования образа или домашней фотосессии.
- Канон (Canon) — Оригинальный дизайн персонажа из первоисточника (фильма, игры, комикса). «Косплей по канону» означает максимально точное следование этому дизайну.
- Крафт (Craft) — Процесс создания твердых частей костюма: брони, оружия, аксессуаров, украшений. Также этим словом называют и сами эти элементы. «Я всю ночь крафтил меч».
- Крафтер (Crafter) — Косплеер, который специализируется на создании крафта.
- Ориджинал (Original) — Оригинальный, придуманный самим косплеером образ, не основанный на каком-либо существующем персонаже, но часто выполненный в стилистике определенной вселенной (например, «мой оригинальный персонаж в мире Cyberpunk 2077»).
- Отыгрыш — Актерская составляющая косплея. Умение передать характер, мимику, жесты и позы персонажа. Хороший отыгрыш ценится не меньше, чем качественный костюм.
- Персонажка — Сленговое название встречи фанатов или косплееров, посвященной одной конкретной вселенной или фандому.
- Повседневка — Образ персонажа в его обычной, повседневной одежде, если таковая имеется в первоисточнике. Часто используется для создания более простых и комфортных косплеев.
- Проходка — Движение косплеера по сцене во время дефиле.
- Реквизит (Prop) — Любой предмет, который персонаж держит в руках или использует: оружие, магический посох, артефакт, гаджет.
- Референс (Reference) — Изображение-образец (арт, скриншот, кадр из фильма), на которое опирается косплеер при создании костюма.
- Сет (Set) — Полный комплект костюма, включая все аксессуары, парик и реквизит.
- Туториал (Tutorial) — см. Гайд.
- Фандом (Fandom) — Сообщество поклонников определенного произведения, будь то фильм, сериал, игра или книга.
- Фем-версия (Fem-version) — Женская версия персонажа мужского пола. Создается путем переосмысления оригинального дизайна с сохранением узнаваемых черт. Обратное явление — мейл-версия (male-version).
- Фотосет (Photoshoot) — Профессиональная или любительская фотосессия в костюме. Результат фотосета — главный способ запечатлеть и продемонстрировать проделанную работу.
- Хендлер / Хелпер (Handler / Helper) — Помощник косплеера на фестивале. Носит вещи, помогает надеть сложные части костюма, поправляет детали перед выходом на сцену или фотосъемкой. Незаменимый человек для любого косплеера в сложной броне.
Материалы и техники
- Ева / EVA Foam — Вспененный этиленвинилацетат. Основной материал для создания брони и реквизита. Легкий, гибкий, хорошо режется и склеивается. «Нагрудник из евы».
- Ворбла (Worbla) — Листовой термопластик. При нагревании становится пластичным, как глина, а при остывании — твердым и прочным. Используется для создания сложных рельефных деталей и укрепления конструкций из EVA Foam.
- Грунт — Специальное покрытие (например, жидкая резина или клей), которым покрывают крафт перед покраской, чтобы сгладить поры материала и обеспечить лучшее сцепление краски.
- Покрас — Процесс покраски костюма или его элементов.
- Шейдинг / Драйбраш (Shading / Drybrush) — Техники покраски для придания объема и реалистичности. Шейдинг — затемнение впадин, драйбраш — высветление выступающих частей «сухой» кистью. Создают эффект потертостей, металла, грязи.
FAQ
- Косплей — это очень дорогое хобби?
Стоимость может быть любой. Можно собрать простой, но узнаваемый образ из имеющейся одежды («closet cosplay»), а можно потратить сотни тысяч рублей на сложные доспехи и спецэффекты. Косплей доступен для любого бюджета, главное — желание и креативность.
- Обязательно ли шить костюм самому?
Нет. Многие косплееры заказывают костюмы у мастеров или на специализированных сайтах (например, AliExpress). Это абсолютно нормально. Главное в косплее — любовь к персонажу, а способ создания костюма вторичен.
- С чего начать, если я хочу попробовать косплей?
- Начните с простого. Выберите любимого персонажа с несложным дизайном. Посмотрите туториалы на YouTube по макияжу и укладке парика. Не бойтесь экспериментировать и помните, что первый опыт не обязан быть идеальным. Главное — получить удовольствие!