Что произошло бы с Hogwarts Legacy, выйди она 20 лет назад? Ни за что не угадаете!
Десятого февраля выйдет Hogwarts Legacy — новая игра по мотивам вселенной Джоан Роулинг, но уже без мальчика, который выжил. Сюжет разворачивается в 1800-х годах, почти за сто лет до событий «Гарри Поттер и Философский камень», поэтому мы не увидим подавляющее большинство знакомых персонажей. Тем не менее Hogwarts Legacy выглядит как самая лучшая игра про волшебников: пользователь может поступить в любой из факультетов Хогвартс, детально исследовать территорию замка, в том числе на летающей метле!
Hogwarts Legacy будет доступна на PlayStation 5, Xbox Series X\S и ПК. В апреле проект доберётся до приставок прошлого поколения, а в июле — до Nintendo Switch. Это будет одна и та же игра, отличающаяся лишь графикой. Но ещё 20 лет назад всё было бы по-другому и мы увидели бы шесть разных версий! По одной на каждую платформу. Для тех, кто не верит, автор «Канобу» Павел Хибченко рассказал историю игр по мотивам «Гарри Поттер и Тайная Комната». Они вышли в 2002-м году году и представляли собой пять совершенно разных игр!
Мало времени
Фильм «Гарри Поттер и Философский Камень» вышел в ноябре 2001-го года. Примерно тогда же EA выпустила_ _по заказу киностудии Warner Bros. четыре разных игры Harry Potter and the Sorcerer’s Stone. Четыре версии создавались специально для ПК, PlayStation и портативных приставок Nintendo — Game Boy Color и Game Boy Advance. Первые две напоминали друг друга благодаря схожим элементам, но игровые механики отличались, что позволило по-разному раскрыть историю.
«Продажи первой части были выше крыши, издатель остался доволен и хотел ещё, — рассказывает Христо Вучетич, один из геймдизайнеров ПК-версии «Гарри Поттер и Философский Камень». Уже в январе 2002-го следующая часть вошла в полноценное производство, чтобы выйти в тот же год, что и кино «Гарри Поттер и Тайная Комната». Но как разработчикам удалось это сделать? Всё таки времени оставалось меньше года, а EA и Warner Bros. метили сразу в семь разных платформ:
- ПК
- PlayStation 1
- PlayStation 2
- Xbox
- Nintendo GameCube
- Game Boy Color
- Game Boy Advance
Разные платформы
Выпустить одну и ту же версию, урезав графику, не получится: игровые системы сильно отличаются в мощности. Если ПК, PS2, Xbox, и Nintendo GC примерно совпадали друг с другом, то PlayStation 1 катастрофически отставала от них. А «портативки» Nintendo даже не поддерживали полноценную трёхмерную графику!
К тому же актуальные на тот момент приставки: PS2, Xbox и GC, — вышли недавно и не все разработчики успели к ним привыкнуть. От ЕА требовалось уложиться в сроки, максимально учесть особенности всех платформ и выпустить качественные игры. Видимо, поэтому издатель обратился к пяти студиям, чтобы те сделали различные версии Harry Potter and the Chamber of Secrets «Гарри Поттер и Тайная Комната»:
- Eurocom из британского города Дерби произвела игры для GC и Xbox* EA UK из города Чертси адаптировала эту версию под PS2
- Argonaut Games из британского города Эджвар выпустила отдельную версию для PS1
- Вашингтонская KnowWonder подготовила ПК-версию
- Вышеупомянутая Eurocom также создала игру для Game Boy Advance
- Вашингтонская Griptonite Games сделала версию для Game Boy Color
Версия для PlayStation 1
Но у российских геймеров самой родной версией игры стала выпущенная для PlayStation1, благодаря дешёвым пиратским дискам, PS1 пользовалась большой популярностью. Но во всём мире на 2002-й год приставка устарела: геймеры пересели с неё на PS2 или другие консоли шестого поколения. Возможно, поэтому «Гарри Поттер и Тайная Комната» для PS1 выглядит бедно, словно «объедки с барского стола». Тогда «вкуснятина» досталась обладателям PS2, GC или Xbox.
«Гарри Поттер и Тайная Комната» для PS1 выполнена в виде платформера с элементами боевика и головоломок. К продукту можно высказать две главные претензии. Игра вольно обходится с сюжетом: убирает яркие и любимые многими эпизоды. Например, посещение Гарри Поттером Косого Переулка, где юный маг познакомился со Златопустом Локонсом — его будущим учителем по «Защите от тёмных искусств». Уже тогда персонаж кажется самовлюбленным пустословом, в чём Гарри Поттер убедится в конце истории. Также в Косом Переулке юный волшебник встретил отца Драко Малфоя — Люциуса. Ниже мы объясним, чем важен этот персонаж.
Иные оригинальные эпизоды «Гарри Поттера и Тайной Комнаты» игра обыгрывает, как минимум, странно. Взять сцену, где Драко Малфой оскорбил Гермиону Грейнджер, подругу Гарри. В ответ его друг, Рон Уизли, пытается заколдовать обидчика, но сам страдает от заклинания. В итоге Рон безостановочно изрыгает слизней и бежит за помощью к Хагриду. Гарри бежит следом и скользит на поворотах, потому что Рон «заблевал» всю дорогу. Даже по меркам игр это выглядит неправдоподобно. Не говоря о том, что сам эпизод не настолько ценный, чтобы превращать его в отдельный уровень.
Возможно, странную сцену добавили, потому что аналогичный эпизод присутствовал в «Гарри Поттер и Философский Камень» для PS1. Только там мальчик, который выжил, скользил по коридорам банка Гринготтс, а здесь — по закоулкам Хогвартса. Такой самоплагиат стал второй проблемой версии для PS1. Пускай «Гарри Поттер и Тайная Комната» для ПК тоже использует ассеты из первой части, но там это выглядит умеренно. В конце концов, юный волшебник посещает Хогвартс во второй раз и часть помещений должны совпадать. Но в случае с PS1 самоповторы очень бросаются в глаза.
Версия для ПК
Ещё более родной для российского игрока можно назвать версию для ПК. «Гарри Поттер и Тайная Комната» выполнена в том же жанре, что и проект для PS1. Оба продукт похожи не только этим, но и проблемами с повествованием. Пользователи ПК получили урезанную историю.
ПК-версия пропускает экспозицию: спасение Гарри братьями Уизли, посещение Косой аллеи, погоню за хогвартским экспрессом, бегство от него и аварию с Форд Англия. Вернее, её показывают, но мимолетно, в бедно выглядящих роликах.
Сценаристы «Гарри Поттер и Тайная Комната» для ПК пропустили или не раскрыли важные эмоциональные части сюжета. Во-первых, попав в семью Узили Гарри понимает, что не все семьи волшебников одинаково уважаемы и богаты. Уизли хотя и славные люди, но не обладают и десятой долей респекта, что династия Малфоев. Последних не только чтят, но и боятся.
Во-вторых, не все семьи волшебников несут здравые взгляды. Малфой старший презирает не только магглов, грязнокровок, но и бедных магов. Мало того, Люциус транслирует свои нездоровые взгляды своему сыну, а тот впитывает их безоговорочно. В результате встречи с Люциусом, Гарри начинает понимать, почему Драко растёт такой гадкой персоной и почему между ними возникают конфликты и противоречия.
Начинать так историю про «Гарри Поттера и Тайную Комнату» – все равно, что игроизировать «Железного Человека», пропустив эпизод с пленением Тони Старка, или показав его в ускоренном режиме, что игрок ничего не поймёт. Например наспех изобразить, как гений-миллионер и филантроп поменял отношение к разработанному им оружию после того, как пострадал от него. Осколок ракеты Stark Industries оставил шрам не только в груди, но и на душе Тони Старка, поэтому он восстал против своего оружия и стал пацифистом.
Разработчики из KnowWonder старались сделать качественный платформер с элементами загадок, а не раскрыть сюжет «Гарри Поттера и Тайной Комнаты». Сюжет лишился важных сцен и персонажей: например, Колина Криви. Этот надоедливый первокурсник из «Гриффиндора» везде ходит с фотоаппаратом, что и спасает его от взгляда Василиска. Увидь его не в объектив камеры, Колин бы погиб, а так он лишь окаменел, а заодно дал Гарри подсказку: избегать взгляда чудовища.
Версия для PS2, Xbox и GC
В отличие от коллег из KnowWonder и Argonaut Games, разработчики «Гарри Поттера и Тайной Комнаты» для приставок шестого поколения не сделали экшен-платформер. Британцы из Eurocom выпустили клон The Legend of Zelda, заменив блондина Линка на разговорчивого брюнета Гарри.
В этой версии «Гарри Поттера и Тайной Комнаты» мы почти свободно перемещаемся по Хогвартсу. Если юный волшебник не может проникнуть куда-то сейчас, значит, мы не прошли подземелье и не нашли необходимый инструмент. Зачищая казематы, мы получаем доступ в ранее закрытые локации. Это ли не основной принцип всех «Зельд»? Гарри даже открывает сундуки на манер Линка. Видимо, нельзя просто так взять и не выпустить на приставке Nintendo игру, похожую на The Legend of Zelda? А заодно сделать так, чтобы ею насладились владельцы PS2 и Xbox!
Здесь Гарри исследует Хогвартс и прилегающие к замку земли не только пешком, но и верхом на метле. Юный волшебник может в любой момент достать транспортное средство и устремиться ввысь. Но только на PS2 пользователю дана возможность приземляться в любом месте: на Xbox и GC предусмотрены отдельные зоны для посадки.
С технической точки зрения игра выглядит более зрелой, чем версии для PS1 и ПК. В «Гарри Поттере и Тайной Комнате» лучше работает освещение, больше приятных анимаций и других визуальных эффектов. Видно, что Eurocom ориентировались на «топовые» по меркам 2002-го года платформы: PS2, Xbox и GC. Создатели проекта постарались поработать не только над «визуалом», но и сюжетом: их версия лучше соответствует оригиналу, чем «Гарри Поттер и Тайная Комната» для PS1 и ПК. По крайней мере, сценаристы и постановщики из Eurocom не пропускают экспозицию. А их видеовставки больше напоминают качественный анимационный фильм, а не выпускную работу троечника с факультета компьютерной графики и анимации. Да, «Гарри Поттер и Тайная Комната» для PS1 и ПК, мы намекаем на вас!
Версии для Game Boy Color и Advance
Так как портативные приставки Nintendo Game Boy Color и Game Boy Advance не поддерживали полноценное 3D и озвученные диалоги, эти версии выглядели примитивно даже по меркам 2002-го года. Но, как ни странно, спустя более 20 лет, это стало фишкой игр. «Гарри Поттер и Тайная Комната» для GBA напоминает классику с 16-битной Super Nintendo, а проект для GBC — ретро с 8-битной Dendy.
«Гарри Поттер и Тайная Комната» для GBA — это изометрический экшен с элементами головоломок. Выйдя на более мощной систему, игра умудряется выглядеть хуже, чем версия для GBC. Зачастую уровень занимает не всё экранное пространство из-за чего мы видим пустоту за пределами локаций. Eurocom сделала и без того неудачное художественное решение ещё хуже, заполнив освободившееся пространство кислотными, а, порой и вовсе «сатанинскими», задниками. Выглядит жутко!
На фоне «криповой» графики и нудного изучения локаций сценарий «Гарри Поттера и Тайная Комнаты» для GBA не кажется большой проблемой. Да, сюжету недостаёт важных сцен: например, той, где Гарри сражается с гигантским пауком Арагогом. Но это общая проблема игр про мальчика, который выжил: даже версии для PS1, ПК, PS2, Xbox и GC не следовали фильму или книге дословно.
На этом фоне версия для GBC выглядит, как чудо. Игра для устаревшей на тот момент портативной системы лучше всего следует оригиналу. Разработчики из Griptonite Games показали больше всего сцен не только из фильма, но и книжного «Гарри Поттера и Тайной Комнаты». Только здесь герой убивает Василиска, пронзая его мечом Гриффиндора. В остальных версиях юный волшебник использует клинок, чтобы отразить луч энергии, которой колдует гигантский змей.
Почему версия для самой слабой платформы оказалась самой насыщенной на события? Просто Griptonite Games удачно выбрали жанр: их «Гарри Поттер и Тайная Комната» — это пошаговая RPG в духе первых трёх Final Fantasy. Подобной игре не нужны дорого выглядящие сюжетные сцены, а, значит, их сделать проще и дешевле, чем для проекта на ПК и приставок шестого поколения.
Кстати, благодаря выбранному жанру «Гарри Поттер и Тайная Комната» для GBC единственная версия, где мы не ходим в одиночестве. Гарри сопровождают Рон, Гермиона и другие персонажи, помогающие в пошаговых боях. Кроме того, Griptonite Games нарисовали приятную 8-битную картинку с множеством сочной анимации. Поэтому их проект достойно состарился и выглядит не хуже Deltarune, To the Moon и других инди-игр.
Можно ли играть в это сейчас?
Да. Любители The Legend of Zelda не пожалеют, если пройдут версию для приставок шестого поколения. Даже тем, кому чужды приключения Линка, понравится то, как Eurocom передали события «Гарри Поттера и Тайной Комнаты». Хотя по современным меркам игра может неприятно удивить непродуманным и даже раздражающим геймдизайном.
Фанаты платформеров с упором на исследования стоит присмотреться к версии для ПК. Местные головоломки, может, и нацелены на детей, но их приятно решать и взрослым. В частности, загадки и секреты в «Гарри Поттере и Тайной Комнате» похвалил Станислав Костюк — геймдизайнер, работавший в том числе над Watch Dogs: Legion и Trials Rising.
'Читателей книги «Гарри Поттер и Тайная Комната» впечатлит количество визуализированных событий в версии для GBC. Конечно, при условии, что таким людям нравятся первые три части Final Fantasy и другие JRPG «старой школы». Иначе игра может стать пыткой из-за случайно нападающих монстров, которых не видно на карте, и других особенностей жанра.
Ностальгирующие по играм времён ранней 3D-графики и все, кому не чужд кринж, получат удовольствие от «Гарри Поттера и Тайной Комнаты» для PS1. Актеры озвучки произносят реплики так фальшиво, что даже смешно. А картинка изобилует уродливыми, но забавными моделями персонажей, напоминающих не людей, а частично расплавившиеся восковые фигуры. При этом сама игра совсем неплохая: об этом говорит оценка 8 баллов из 10 у пользователей Metacritic. На других ресурсах тоже можно найти хвалебные отзывы. «Одна из моих любимых игр на PS1, — пишет один из покупателей на Amazon. — Я все ещё ценю её, пускай у меня есть [более продвинутые] PS2 и PS3».