Мнение. Что происходит с баттл-рэпом
Почему в последнее время баттлы все чаще оказываются дном? Причин несколько:
- Вау-эффект давно прошел — рэп-баттлы неизбежно потеряли былую свежесть, превратившись в быт и вполне себе стандартный досуг.
- Невероятно высоко задранная планка качества отдельными представителями отрасли — после потрясающих раундов того же Окси и Гнойного смотреть на поединки уровня Птахи и Гуфа попросту больно. Опытные МС избаловали нас своими отточенными навыками, воспроизвести которые банально не по силам большинству русских рэперов.
- Именитые МС быстро поняли, что успехи на баттловом поприще никак не влияют на популярность их музыки — никто не пойдет на твой концерт лишь потому, что ты клево забаттлил соперника, а вот неудачные выступления на Versus могут подкосить репутацию и отпугнуть потенциального слушателя.
- Реально крутые баттлы проходят среди ноунеймов, но их мало кто смотрит, потому что поединки ребят без истории не так интересны массовому зрителю.
Некий застой баттлов в наши дни — в равной степени совокупность всех вышеперечисленных факторов.
Сам формат пользуется бешеной популярностью и приносит миллионы просмотров, но он перестал удивлять.
Крутейшие Оксимирон или Рики Ф не могут отдуваться за всех и баттлиться каждый месяц, а других популярных рэперов можно завлечь лишь с помощью оглушительно огромных призовых — иначе Гуф и Птаха в жизни бы не стали баттлиться. Впрочем, возможно, было бы лучше, если бы этого выпуска и вовсе не было, но это уже другой разговор.
Есть и дополнительные причины посредственных выпусков. Например, за выступления на Versus стали неплохо платить.
Еще год назад гонорар участника в лучшем был в районе 20 тысяч рублей, но сегодня МС получают уже по 70 тысяч.
Для кого-то это введение гонораров стало неплохим стимулом для участия (например, рэпер Domino за последний месяц баттлился аж дважды — можно подумать, что этот парень ходит на Versus как на работу), но кто-то почувствовал несправедливость распределения средств.
Эрнесто Заткнитесь в своем недавнем выступлении на «Рвать На Битах» заявил, что отдавать два миллиона Гуфу лишь за его имя — нечестно, ведь московский рэпер в прошлом неоднократно критиковал проект и баттлы в целом.
А десятки лояльных Ресторатору рэперов могут рассчитывать лишь на 30-70 тысяч, хотя именно благодаря их усилиям и стараниям проект стал таким популярным.
И с этим, конечно, сложно спорить.
Вечная проблема кроется и в составлении пар — не спасают даже приличные гонорары. Большинство узнаваемых баттл-рэперов уже успели перебаттлиться друг с другом, а новые мощные МС просто не успевают приходить в культуру с той же скоростью, с которой растет запрос аудитории на новые имена. Не стоит забывать, что постоянные участники баттлов давно успели подружиться между собой и далеко не всегда горят желанием выходить на бой против своих приятелей.
Бывают и исключения, когда участники даже одной группы шли на Versus с целью напомнить о себе и тупо заработать бабла. Тот же Замай успел побаттлить и против СД, и против Букера, хотя все трое МС состоят в одной группе «Антихайп», пишут песни сообща и дают совместные концерты! О природе таких поединков долго думать не приходится — вряд ли друзья сошлись в битве, чтобы уничтожить друг друга, отстоять свою позицию и доказать, кто лучший МС. Искусственная, наигранная вражда — еще одна причина плохих баттлов, ведь когда рэппер выходит на ринг без какого-либо желания сражаться, то результат всегда предсказуем.
Баттл-рэп в его современном виде появился в нашей стране всего несколько лет назад, в то время как в мире (и в первую очередь в США) он процветал уже пару десятилетий. И если изначально отечественные аналоги подглядывали за западными праобразами и перенимали их опыт, то сегодня в этом просто нет смысла. Благодаря участию российских суперзвезд баттлы на русском языке давно по всем параметрам обогнали все мировые баттловые лиги.
У нас больше просмотров, у нас больше денег, у нас куда шире общественный резонанс — Ресторатору попросту уже не за кем подглядывать, чтобы определиться с тем, что делать дальше и в каком направлении развивать свой проект. Мы имеем дело с культурным феноменом — никто даже не подозревал, что в результате все обернется таким успехом и к баттлам на русском языке будет приковано такое внимание.
Неудовлетворенность баттлами абсолютно логична, ведь этот формат сам по себе просто не способен покрыть запросы такой масштабной аудитории. Битвы МС всегда были интересны лишь хардкорным фанатам хип-хопа — нет ничего удивительного в том, что массы почувствовали себя утомленными этой культурой. В самой ДНК баттл-рэпа нет элемента, который мог бы увлечь далекого от этой музыки человека.
Что дальше будет происходить с баттл-рэпом? Совершенно неясно, ведь на нашей планете попросту не было случаев, когда соревнования рэперов становились национальным видом спорта и развлечением для всей страны. Российский феномен — первый в мире, поэтому сложно строить прогнозы.
Блогеры и телеведущие видят просмотры, нанимают гострайтеров и рвутся баттлиться, хотя до хайпа вокруг Versus не испытывали и малейшего интереса к битвам МС.
То же самое можно сказать и про большинство зрителей — люди пришли сюда не потому, что любят баттлы, а из-за громких имен участников и просмотров. Собственно, в этом и основная проблема общей неудовлетворенностью баттлами сейчас — формат сам по себе не в силах развлечь всех и каждого (это, знаете ли, не футбол), а требовательный зритель продолжает возмущаться, что «баттлы скатились». Баттлы суперзвезд (как последний выпуск с участниками группы CENTR) разочаровывают, а за ноунеймами следить мало кому интересно, но суть баттл-рэпа именно в соревновании новичков без имени — этот формат изначально зародился как противостояние зеленых ребят без биографии и прошлого.
Баттл-рэп — это не про шоу, фанфары и BMW X6, а про хардкорный рэп. Никому неизвестные ребята с RBL делают потрясающего уровня поединки, но не набирают и десятой доли просмотров даже самых нелепых выпусков Versus. Так что либо зрителям придется резко поменять свои взгляды и начать смотреть баттлы крутых новичков на новом Fresh Blood, либо попросту забить на Versus и начать смотреть, к примеру, рестлинг, если они так сильно любят яркие шоу с громкими именами и блестящими костюмами.