Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером

Юрий Никитин
В этом материале мы расскажем про асинхронный мультиплеер и проследим его развитие на конкретных примерах — выборка примеров небольшая, но каждый пример заслуживает внимания и по-своему важен. Если вы вдруг большой любитель такой концепции, то, возможно, вы найдете для себя что-то новое. Например, Space Justice, под выход которой мы и писали эту статью. Но для начала давайте определимся с тем, что же на самом деле представляет из себя этот тип мультиплеера. В большинстве современных и старых игр асинхронный мультиплеер означает, что игроки (зачастую — соперники) ограничены в действиях по времени и по ходам.
Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5972

Scorched Earth

Саддам Хусейн грозил США, что в случае, если они появятся на Иракской земле, то это будет «Мать всех войн». А в 1991 году, когда вышла Scorched Earth, ей присвоили слоган «Мать всех игр».

Цель игры была в том, чтобы уничтожить танк противника раньше, чем он уничтожит ваш. Вся механика сводилась к расчету угла выстрела в зависимости от силы полета снаряда, на который влияла сила ветра. Собственно, на этом — все.

Несмотря на то, что впервые механика hot-seat (это когда вы по очереди управляете игровым процессом и меняетесь местами) была использована в игре Tank Wars (1990 г.), которая и была родоначальником жанра, именно Scorched Earth считается отправной точкой для игр с асинхронным мультиплеером.

Со временем формат hot-seat только укрепился в умах разработчиков и сердцах геймеров — мультиплеер мог быть не только динамичным, но и тактическим. Но, к сожалению, там, где скорость уступала тактике, динамики практически не было. Ходы соперников ощущались слишком долгими, ваши ходы — слишком быстрыми. Игрокам не хватало скорости там, где, казалось бы, высокой она быть не может — в стратегиях. Пока не появились «Червячки».

Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5973

Worms

Именно благодаря этой серии игр «асинхронка» стала такой популярной. В чем же были ее плюсы? Ну, во-первых — сеттинг. Несмотря на убийства и взрывы на экране, не было ни расчлененки, ни крови, а все злодеяния выполняли милые червячки с выпученными глазами.

Мультиплеерная механика оказалась настолько простой, но в то же время залипательной, что очень быстро игра появилась и в компьютерных клубах, где конкурировала с CS и «Дотой», и почти на каждом батином домашнем компьютере. Уникальное в своем роде орудие для борьбы с гиперактивными детьми. Рано в Mortal Kombat — открываем Worms!

С момента выхода Worms асинхронный мультиплеер практически не менялся. Партийные ролевые игры, стратегии, всевозможные мини-игры типа шахмат или бильярда. Нового никто придумывать не хотел. Асинхронный мультиплеер замечательно проявляет себя в реиграбельности, ведь те же самые задания можно проходить с другими игроками, которые будут действовать иначе. Но никто не хотел экспериментировать — слишком велик риск не оправдать ожидания от измененной механики hot-seat.

Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5974

Words with Friends

Помните, как в долгих поездках вы от скуки мучили родителей фразми в духе «Мне скучно!» или «Поиграйте со мной!». Обычно все это скатывалось в старую-добрую игру «Слова». А теперь мы просто залипаем в смартфон или слушаем музыку. Так вот, в остальном мире была похожая на «Слова» игра, она называлась Scrabble. Краткие правила: на столе лежит куча доминошек с буквами. Кто больше соберет слов — тот и победил.

В 2009 году разработчики поняли, что ностальгия хорошо монетизируется, и сделали Scrabble для смартфонов.

Видеоигры — это очень полезно не только для развития реакции и, в случае с Words with Friends, эрудиции, но и отношений! В период с 2009 по 2011 год в США было зарегистрировано несколько браков между людьми, которые познакомились в чате Words with Friends, когда попались друг другу как случайные соперники в режиме быстрой игры.

Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5975

Draw Something

Простейший стартап, купленный компанией Zynga за 180 миллионов долларов — доказывает, по-моему, главное правило мобильного гейминга: «Просто — значит круто!».

Есть два игрока, которым, в зависимости от сложности, ИИ предлагает по очереди рисовать те или иные картины. Цель: отгадать, что тебе нарисовали. Есть всевозможные «бомбы», которые ограничивают поле или цвета для рисования, в платной версии игры их больше, в бесплатной — всего несколько штук. Но этот тот случай, когда не кривой интерфейс или надоедливая реклама становятся причиной покупки, а челлендж.

В 2012 году игра была настолько успешной, что Hasbro выпустила одноименную настолку! В то же время именно Draw Something стала главным героем ноябрьского выпуска журнала Wired — асинхронный мультиплеер назвали новой революцией в гейминге.

В большом гейминге уже давно и очень успешно соединялись знакомые с детства настольные игры, типа шахмат, и виртуальные персонажи. Мобильный же рынок тоже не стоял на месте. Едва рядовые смартфоны смогли тянут достойную графику и обрабатывать что-то, что весит больше, чем «Шарики», как свет увидела Hero Academy — одна из самых больших мультиплеерных turn-to-turn стратегий.

Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5976
Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5977

Hero Academy

В 2012 году авторы популярнейшей tower defence Orcs Must Die! выпустили своих «Героев 3». Игра одновременно появилась на смартфонах и Windows. Игроки последней платформы могли играть за эксклюзивную для Steam фракцию — героев Team Fortress 2.

А механика игры, как мы уже выше писали, была ну очень похожа на «Героев». Команды начинают друг напротив друга. По карте разбросаны не только ваши солдаты (мечники, лучники и маги), но и магические кристаллы. Ваша цель — уничтожить кристалл врага и защитить свой. Поскольку сами матчи длились всего пару минут, игра не успевала надоесть, и вы с легкой руки отправлялись снова в бой. Итого у нас было: знакомая с детства механика шахмат, приятный мультяшный визуальный стиль и реиграбельность за счет коротких сессий. Сиквел вышел в январе 2018 года, а затем, в рамках 2018 Webby Awards, победил в номинации «Лучший соревновательный мультиплеер».

Не удивительно, что проект оказался успешным — над игрой работали ветераны лучших стратегических игр: Age of Empires и Halo Wars.

Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5978

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

Асинхронный мультиплеер Metal Gear Solid V заставил сплотиться многомиллионное сообщество игры ради достижения одной цели — спасения человечества от ядерного вооружения.

В течение всей сюжетной линии вы не только выполняете роль обычного оперативника в горах Афганистана и африканских джунглях, но и развиваете свою базу: тратите ресурсы на новые отсеки, вербуете других агентов, наращиваете огневую мощь. А потом прилетает чувак, который на неделю дольше вас играет и что-то ворует. Вы решаете отомстить и залетаете к нему — увы, его охрана стреляет лазером из глаз и вот, вы уже приходите в себя на своей базе. Таков закон всех сетевых режимов, где есть градостроительные функции: вы либо бросаете всего себя и строите самый большой и мощный домик в округе, либо даже не пытайтесь.

И вы, что логично, спросите: «Блин, а зачем мне вообще на базу других игроков?». Бинго! Джек-пот! Бин-пот! (это из «Бруклин 9-9», обязательно посмотрите!). Именно финальная цель стала тем самым рупором, который заставлял игроков трудиться годами. Нет, серьезно, с момента выхода финальной стадии достигли только сейчас — в конце декабря 2018.

У каждого игрока было ядерное вооружение. Для «хорошей» концовки свое надо было разрядить, но для ЛУЧШЕЙ этого было мало, необходимо было уничтожить ВСЕ на своей платформе (ПК, XBOX 360, XBOX ONE, PS3 и PS4).

За что стоит сказать спасибо Turtle Rock, так это за правильный вектор Left 4 Dead. Они показали миру, что жертвой играть тоже может быть интересно, но некоторые пошли еще дальше — и перенесли на экраны мониторов и телевизоров каноничные ужастики про заплутавших подростков и кровожадных маньяков. Что еще сильнее развило механику асинхронного мультиплеера. По сути, игроки брали под управление настолько разных персонажей, что поставь их в ряд — не сразу поймешь, что они из одной видеоигры. Именно эта опция и делает продукты последних лет отличительным асинхронками.

Что общего у Worms и MGS? Игры с асинхронным мультиплеером | Канобу - Изображение 5979

Space Justice

Это аркадный скролл-шутер, классический shootʼem up, у которого есть не только асинхронный соревновательный режим, но именно о нем мы хотим рассказать.

Как и любая другая мобильная игра, это в первую очередь залипалово. Вы играете не просто за пилота, а за командира боевого крейсера, время от времени переключаясь на истребители — для рейдерских налетов на других игроков или сюжетных миссий.

Но не забывайте о своей базе. Думаете, вы один такой, кто решит позариться на чужое добро? Конечно, лучшая защита — это нападение, но оставлять голые стены на базе совсем не лучшее решение. Чтобы прорвать оборону, вражескому истребителю придется уничтожить все орудия на трех платформах, настраиваете которые вы сами — какие турели понравятся, такие и поставите.

Подробнее о Space Justice читайте в нашем отдельном материале. От себя же добавлю, что разработчики прекрасно понимают — от мобильной игры вы в первую очередь ждете динамики, поэтому с первых секунд вам дают ворваться гущу событий. Во-первых, чтобы как можно раньше продемонстрировать геймплей. Во-вторых, чтобы вы сразу осознали — в Space Justice можно играть одним пальцем (а свободной рукой есть лапшу во время обеденного перерыва, я проверил).

Последние статьи