Кто такой Dizaster?
Башир Ягами, более известный как Dizaster, родился в Лос-Анджелесе в 1984 году — сейчас ему 33 года (он старше Мирона на год). Практически сразу после рождения семья увезла мальчика в Ливанскую Республику, что было не самым очевидным решением — переезжать в самый разгар гражданской войны в стране. К счастью, в девяностые Башир переехал с семьей обратно в Лос-Анджелес, где и начал превращаться в того, кем он в результате стал — в одного из самых популярных баттл-рэперов мира.
Писать рэп Dizaster начал еще в подростковом возрасте в Ливане, но музыкальная индустрия Ближнего Востока во время гражданской войны, скажем так, была не самой перспективной сферой.
Первые уверенные шаги Башир сделал уже в Америке, где участвовал во всевозможных рэп-баттлах.
Надо заметить, что соревнования МС появились на YouTube далеко не вчера — организаторы баталий заливали ролики на площадку еще в 2007 году. Первыми это сделали ребята из компании Jump Off, которая специализируется на организации всевозможных хип-хоп соревнований.
Но тогда речь шла только о чистом фристайле — рэперы были обязаны придумывать строчки на ходу. Только импровизацией, конечно же, все не ограничивалось — многие готовили рифмы заранее, но поймать за руку и доказать жульничество просто невозможно. Уже в те годы было заметно влияние Эминема на стиль Башира — и подача, и игра голосом, и интонации очень напоминали Маршала Мэттерса.
Тогда Диза начали подкалывать и называть «арабским Слим Шейди». Это продолжается и по сей день, хоть современного Dizaster’а очень тяжело обвинить в копировании Эма.
На тот момент самой популярной баттловой площадкой мира была лига, названная именем ее основателя — SMACK. На самом деле это была даже не полноценная лига, а видео-журнал на DVD, на котором бонусом шли записи уличных рэп-баттлов.
Все поединки были сняты либо на улицах, либо в подуподвальных помещениях спальных районов Нью-Йорка — толпа агрессивных черных ребят, читающих про оружие и грабежи. На этих DVD выросло все современное поколение баттл-рэперов, а среди них были не только черные.
Белым ребятам, грубо говоря, выступления на SMACK были недоступны в силу очевидных причин (белым задротам нечего ловить в компании черных гангстеров). Вышеупомянутый Jump Off был единственным местом, где белые парни могли себя проявить. Но фристайлы уходили, а на их место стремительно шли баттлы с написанными заранее текстами. Поэтому Jump Off вскоре прекратили проводить свои соревнования, а лучше участники лиги начали организовать собственные баттловые площадки. Таким образом родились GrindTime в Лос-Анджелесе, King of The Dot в Торронто и Don’t Flop в Лондоне.
Dizaster по географическим соображением быстро стал резидентом GrindTime и превратился в местную знаменитость — мало кто из местных мог помериться навыками с невероятно талантливым арабом.
Башир отличался не только потрясающими выступлениями, но и достаточно экстравагатными выходками. Например, в 2009 году объявил баттл-рэп войну Канаде. В первую очередь, конечно, речь шла о канадской лиге King of The Dot и ее основателю Organik. Башир в интервью на радио уточнил, что «все канадцы — педики», а KOTD нагло своровали формат проведения мероприятий у площадки GrindTime (что было, конечно, абсолютным бредом, сказанным ради красного словца). В результате это вылилось в эпических баттл Dizaster vs. Organik — основатель канадской лиги, который не баттлился уже много лет и занимался только организацией эвентов, отправился в Лос-Анджелес, чтобы тряхнуть стариной и защитить честь своей страны.
У бога странное чувство юмора — вскоре после этого лига GrindTime пошла ко дну, а KOTD наоборот укрепила свои позиции.
С чем это связано? Канада собрала вокруг себя лучших МС страны, выпуская наиболее качественные и яркие баттлы, а американская GrindTime не могла тягаться со SMACK в США — к тому времени бывший DVD-журнал эволюционировал в самостоятельную лигу баттлов на YouTube. SMACK/URL была и остается самой популярной и уважаемой площадкой Америки. Впрочем, с начала нулевых там мало что изменилось — все те же агрессивные черные ребята читают про оружие, все также нет белых, все такая же неприязнь к новичкам с других площадок.
Башир долгое время оставался частым гостем на затухающем GrindTime, но вскоре переметнулся на King of The Dot — и тогда уже стал настоящей звездой баттл-рэпа.
Из-за своей харизмы и невероятно техничного стиля Диз стал одним из символов баттл-рэпа — он получал хорошие гонорары за выступления, а его профили в социальных сетях быстро стали самыми популярными среди всех баттловых МС. Когда такие ветераны хип-хопа как Canibus или Cassidy соглашались участвовать в баттлах, организаторы ставили им в соперники именно Башира — на его таланты устраивать шоу всегда можно было положиться.
В 2014 году Эминем и его менеджмент решили попробовать себя в организации баттлов — результатом стал крупный эвент Total Slaughter. Также по кабельному транслировались выпуски Road to Total Slaughter — потрясающего реалити-шоу в лучших традициях старого MTV. Толпу баттл-рэперов поселили в одном доме, в котором им предстояло уживаться друг с другом и баттлиться в подвале — проигравший проводил ночь на неудобном диване, а также лишался возможности поучаствовать в финальном мероприятии. Диз, к сожалению, вылетел на первых этапах, но сам эвент представлял собой плохо организованный цирк с неуправляемой толпой, перебивающей рэперов на сцене.
Иногда представления Диза заходили слишком далеко. В 2014 году на баттле с Math Hoffa Башир затеял драку, в результате чего пострадала дорогостоящая съемочная аппаратура KOTD.
Organik дисквалифицировал Dizaster на год и выписал штраф. Диз выполнил условие, принес извинения и в 2015 году вернулся на King of The Dot, подарив фанатам баттлов кучу зрелищных поединков с его участием.
Насилие на баттлах всегда критикуется, но в этом случае большинство сошлись во мнении, что это была карма — Math Hoffa в прошлом неоднократно срывал мероприятия, устраивал драки и множество раз распускал руки во время баттлов. А дисквалификация Диза не сильно отразилась на его карьере — в декабре 2014 года состоялся его долгожданный баттл с супер-звездой нулевых Cassidy.
Назревает резонный вопрос — если Dizaster так круто читает и пишет такие классные тексты, то почему у него нет хитов?
Все просто — баттл-рэперы крайне редко способны писать нормальные песни. Далеко не все из них умеют работать в студии, не у всех есть возможность писать и покупать себе хорошие инструменталы. Диз часто публикует в Инстграмме видео со студийных сессий, но в Сети песен с его участием можно найти всего парочку — и они так себе.
Страсть — лучшее слово, которым можно описать отношение Башира к рэп-баттлам. Он, в отличие от многих МС, занимался этим не ради рекламы своих альбомов — у него нет альбомов. Он, как некоторые, никогда не уходил «в отставку», чтобы затем «неожиданно» вернуться. Он искренне любит свое дело и баттлит только ради того, чтобы баттлить. Вероятно, именно эта одержимость своим ремеслом и сделала его тем, кем он сейчас является.