Что не так с итогами Golden Joystick Awards и при чем тут «Ведьмак 3»
Дополнение The Witcher 3: Wild Hunt - Blood and Wine стало «Главной RPG года», получило награды за «Лучшее повествование» и **«Лучший визуальный стиль».**Актер, чьим голосом говорит Геральт в английской озвучке, получил «Лучшую актерскую игру», а CDPR второй год подряд провозгласили «Лучшей студией года». И мне эта ситуация кажется совершенно дикой.
Cразу отмечу, что я большой поклонник The Witcher 3: Wild Hunt, а CD Projekt RED для меня — олицетворение мечты об игровой индустрии, в которой студии и издатели работают не столько ради денег, сколько ради игроков, ради популяризации своей национальной культуры и собственного самовыражения. Это мечта о такой игровой индустрии, в которой слова «независимый разработчик» не становятся синонимом схематичных анимаций и дешевого пиксель-арта (не имею ничего против, но иногда все же хочется видеть полигоны и текстуры).
Польская команда, которая начинала в 90-х с продажи пиратских дисков, превратилась в одного из самых авторитетных, любимых игроками и обласканных критиками издателей и разработчиков. А ведь все ее выпущенные игры можно пересчитать по пальцам одной руки.
Оригинальная The Witcher была сырой как по геймплею, так и в техническом плане. Неадекватно долгие загрузки приводили в бешенство (до первого патча я успевал сходить на кухню и сделать бутерброд, пока Геральт пытался войти в таверну в Вызиме), боевая система была перегружена лишними элементами, а совершенно одинаковые NPС на посту важных сюжетных персонажей порой превращали драматичные моменты в фарс.
Вопреки всему игра вышла атмосферной, а герои запоминались даже несмотря на скудный набор моделей. Мрачный сеттинг не скатывался в голливудский пафос, в который позже возвела эстетику темного фэнтези Dragon Age: Origins.
Именно эти сильные стороны поляки продолжали развивать, создав в итоге, идеальную ролевую игру. По моему мнению, конечно. Впрочем, если вы читали мои рецензии на The Witcher 3: Wild Hunt - Blood and Wine и The Witcher 3: Wild Hunt - Game of the Year Edition, то уже и так знаете, c какой любовью и теплотой я отношусь к Геральту, его приключениям и людям, которые перенесли их на мой монитор.
Но «Лучшей студии 2016» я все еще не понимаю. Разумеется, выпустить огромный, проработанный аддон к прошлогоднему хиту — это щедрый жест и немой упрек многим крупным издателям, но неужели ни одна студия не смогла превзойти это достижение?
Возьмем ту же Blizzard — как бы вы ни относились к Overwatch, которая получила «Лучшую оригинальную игру», «Лучший мультиплеер», «Лучший игровой момент» за Play of the Game, «Лучшую соревновательную игру» и «Лучшую игру на PC», трудно не признать, что над игрой была проведена огромная работа. С момента релиза в мае в нее добавили двух ярких, сбалансированных персонажей, провели два отличных тематических фестиваля, пересмотрели баланс, ввели новые режимы и карты, выпустили три великолепных короткометражки и вывели игру на кибеспортивную арену. Неужели этого мало?
Трудно согласиться и остальными номинациями. Результаты премии определяются через голосование британских игроков, но в этом году решение «гласа народа» дискредитировало половину индустрии, прямо заявив, что ни одна из новых игр не смогла сравниться с дополнением к прошлогодней «Игре года».
Это важно — Deus Ex: Mankind Divided, Tyranny, The Banner Saga 2, Dark Souls 3 и прочие сравнивали не с полным «Ведьмаком 3», а только с «Кровью и вином».
Еще более невероятным кажется то, что «Актерскую игру» присудили именно Дагу Коклу (голосу Геральта), а не Нолану Норту (Нейтан Дрейк из Uncharted 4: A Thief’s End, которая ограничилась лишь «Лучшей игрой для PS4»), или Элайасу Туфексису (Deus Ex: Mankind Divided).
Даже в посредственных играх часто встречаются отлично сыгранные и написанные персонажи — неужели все действительно было так плохо, что Кокл-Геральт всех переплюнул, а мы и не заметили?
Что касается оставшихся номинаций, то там победители в большинстве своем распределились более адекватно:
- «Лучшая игра от независимого разработчика» — Firewatch
- «Инновация года» — Pokemon Go
- «Награда за общие достижения» — продюсер серии The Legend of Zelda Эйдзи Аонума
- «Платформа года» — Steam
- «Лучшая игра на Xbox» — Rise of the Tomb Raider
- «Лучшая мобильная игра» — Pokemon GO
- «Лучший звук» — Fallout 4
- «Зал славы» — Лара Крофт
- «Самая ожидаемая игра 2017» — Mass Effect: Andromeda
- «Игра года» по версии игроков — Dark Souls 3
- «Игра года» по версии критиков — Titanfall 2
Погодите, «Лучший звук» в Fallout 4? Несмотря на то, что в этом году были Doom (2016), Battlefield 1 и Mafia 3 (музыка там отличная, не спорьте). С этой премией определенно что-то не так.
Игровые премии неизменно нужны и важны. Отчасти именно благодаря им в игровой индустрии все еще остается место творчеству. Награды помогают людям отвлеченным от игровых новостей и событий, не потеряться в ассортименте цифровых и физических магазинов. Даже выправить продажи не самых коммерчески успешных игр им под силу.
Опытные геймеры всегда знают лучше любого критика или журналиста, что они ждут и почему. Но не стоит забывать, что знатоков и энтузиастов меньше чем тех, кто играет редко, лишь периодически наведываясь в отдел с дисками местного супермаркета электроники.
И для них список наград на обложке или информация по запросу «лучшие игры» в поисковике может стать решающей в выбора игрового досуга на несколько месяцев вперед.
Это означает, что в жюри таких премий необходимо допускать только самых авторитетных, ответственных и максимально непредвзятых людей. Ведь им доверяют разделять добро и зло в глазах наиболее массовой аудитории. Выбрав простых, подверженных влиянию и избыточным эмоциям людей в качестве судей, Golden Joystick подвела всех. Остается надеяться, что The Game Awards и остальные «классические» премии справятся лучше.