Что не так с сериалом «Звездный путь: Дискавери» (без спойлеров)
Все, что в «Стар Треке» есть хорошего, было порождено в конце 60-х суровой необходимостью. Сюжеты были социально-психологические, потому что на достойные боевые сцены не было денег. Огромная вселенная вокруг мостика «Энтерпрайза» была нагромождена потому, что серии на 90% состояли из разговоров (и на 10% — из сотрясений этого мостика). Гигантский, тщательно продуманный мир будущего позволял общаться на интересные темы. В центре оригинального сериала лежала дружба человека и вулканца потому, что эту дружбу было проще всего изобразить (приделать Леонарду Нимою уши) и труднее всего понять (что опять-таки мотивировалось диалогами).
И даже фирменная система телепортеров-транспортеров появилась в сериале только потому, что в бюджете не было денег на отображение высадки на далекие планеты на шаттле… и сколько проблем она потом доставила сценаристам других сериалов и фильмов этой вселенной!
В 2017 году, пять сериалов спустя, в телевизионном «Стар Треке» можно было показать все, что угодно. Сквозные сюжеты любой сложности. Флэшбэки к прошлому героев. Убедительные высадки на планеты. Детальные космические битвы «флот на флот» не хуже, чем в фильме-блокбастере. Все миры, все цивилизации, все культуры созданной Джином Родденберри вселенной были к услугам создателей «Дискавери»… но, разумеется, они все это использовали, чтобы рассказать историю о битве двух флотов со спецэффектами, как в фильме-блокбастере.
Первые две серии «Стар Трек: Дискавери» — это телевизионная версия «Треков» Джей Джей Абрамса. Одним из продюсеров и сценаристов сериала выступает Алекс Куртцман, сценарист абрамсовских «Треков». И это не просто стилизация, не взирая на совершенно безумное количество lens flares (направленных в камеру источников света) в духе Абрамса, которые я для вас отобрал в отдельную галерею. Это тупое повторное использование сюжетных приемов из фильма Star Trek 2009 года выпуска.
В отличие от многих трекки, я спокойно отношусь к первому абрамсовскому «Треку»: это максимально безмозглая, но качественная история дружбы двух очень разных людей разумных существ на просторах дальнего космоса. Сюжетные приемы там используются самые дешевые, но максимально эффективные — это драматургический эквивалент вулканского зажима нерва на шее у зрителя.
Но такой фильм может сработать только один раз. Вот почему Star Trek Into Darkness — такой кошмарный бред с беспорядочным заимствованием сцен из лучшего фильма по «Стар Треку» (Star Trek II: The Wrath of Khan) и лихорадочной чередой драк, перестрелок, трюков и погонь. Для вулканского зажима нужна ничего не подозревающая жертва — если зритель готов к сценарной низкопробности, его нужно впечатлять другими средствами… а ничего другого за душой у Абрамса и Куртцмана не было и быть не могло.
«Дискавери» использует те же принципы построения сюжета, что и эти два фильма. Принципов всего три:
- назревает большой военный конфликт, исход которого зависит только и исключительно от действий главного героя
- главный герой совершает самые самоубийственные, безумные и просто раздолбайские поступки
- когда идиотское поведение главного героя приводит его самого и всех остальных действующих лиц на грань гибели, сценаристы выдумывают какой-то технический, культурный или психологический факт, который вместо гибели приводит героя к победе
Схема повторяется по мере необходимости, пока не наберется требуемое экранное время.
Казалось бы, в «Дискавери» совсем другие герои: это две женщины, первый помощник Майкл «Мишель» Бернхэм (Сонекуа Мартин-Грин из The Walking Dead), и ее командир корабля Филиппа Джорджиу (Мишель Йео). Одна — 32-летняя афроамериканка, другая — 55-летняя актриса малайзийского происхождения. Что у них может быть общего со Споком и капитаном Кирком из новых фильмов, сыгранных двумя молодыми и очень, очень белыми актерами?
Сценаристы «Дискавери» поступили очень просто: Бернхэм выросла на Вулкане, причем воспитывал ее не кто-нибудь, а Сарек, отец Спока (!). Поскольку Мишель Йео явно заглянула в сериал ненадолго (эпитафией ей служит титр guest star — пришедшая на одну-две серии звезда), в личности Мартин-Грин щедро намешали и Спока, и Кирка. От первого — основной конфликт между умом и сердцем, инопланетной логикой и человеческой эмоциональностью. От второго — трагическую предысторию с гибелью родителей и твердокаменное раздолбайство, которое всегда можно задним числом выдать за тактический гений.
Сонекуа Мартин-Грин даже играет в той же манере, что и Крис Пайн, что мне казалось невозможным чисто физиологически. Перед тем, как совершить какой-нибудь совершенно безответственный поступок вроде прыжка в открытый космос или нападения на вышестоящего офицера, она как можно более усердно пучит глаза, делает неподвижное лицо и часто-часто дышит, чтобы передать внутреннюю борьбу своего персонажа.
Героиня Йео в первых двух сериях служит зеркалом для того или иного агрегатного состояния Бернхэм: на порывы души она отвечает холодной логикой, на холодную логику — эмоциями. Йео, к слову, играет превосходно (как и всегда и везде со времен «Полицейской истории 3»), это то немногое, что в сериале удалось на все сто…
Также заслуживает упоминания великолепный Даг Джонс (Эйб Сапиен из «Хеллбоев») в роли научного офицера корабля, лейтенанта Сару, рассказ о родной планете которого — единственный интересный научно-фантастический момент двух серий.
Из сюжетно-постановочных находок не могу не упомянуть совершенно первоклассную сцену с контуженным мичманом, которая — одна из лучших военных сцен, что я видел в «Треке», неважно, в старом или новом, в сериалах или полнометражных фильмах.
Но в целом на каждое удачное режиссерское, сценарное или актерское решение в первых двух сериях «Дискавери» приходится целый каскад ужасных непродуманных штампов, которые напоминают не столько «Трек», сколько некачественную видеоигру (ну, или фильм Абрамса).
Тут и пиф-паф из бластеров фазеров на мостике вражеского корабля, и рукопашная двух хрупких на вид земных женщин с двумя матерыми клингонами (!!!), и совершенно необъяснимая сцена, в которой за смотровыми экранами звездолета на добрых пять минут загорается ослепительный свет… И НЕ ГАСНЕТ. Простых lens flares создателям сериала показалось мало — они изобрели их неисчерпаемый источник!
Диалоги тут тоже на удивление плохие для столь серьезного и высокобюджетного проекта с таким количеством опытных сценаристов («я надеюсь, что события, которые произойдут здесь, станут мостом для будущих отношений наших цивилизаций»). Но это, кажется, сознательная стилизация под классический «Стар Трек», который всегда отличала почти шекспировская высокопарность. К тому же, большая часть диалогов — на клингонском.
Я бы хотел вам что-то рассказать о мире и сюжете нового сериала: ведь это приквел самого первого «Стар Трека», действие происходит за 10 лет до событий оригинала, в разгар одного из самых интересных и малоизученных конфликтов в этой вселенной — Холодной войны с клингонами.
Но информации о мире за две серии до нас доносится меньше, чем в заставке Mass Effect, а о холодной войне с клингонами сообщается только то, что она «давно идет». Сюжет двух серий — пунктир штампов на уровне вышеупомянутой нижесредней НФ-видеоигры.
Обнаружен загадочный инопланетный артефакт — на него можно послать только главного героя — на поверхности артефакта происходит стычка — внезапно появляется флот враждебной расы, для которой этот артефакт — святыня… Дальнейшее развитие событий вы, я думаю, без труда предугадаете сами.
С каждой следующей сюжетной точкой использование сюжетных принципов из новых «Треков» становится все очевиднее: Бернхэм использует все более самоубийственную тактику и попадает во все более безвыходные ситуации, из которых ее вызволяют, вывалив на зрителя набор новых фактов о похоронных обычаях клингонов, этике используемых Федерацией ИИ и даже специально по такому случаю изобретенных законах физики.
Вторая серия заканчивается клиффхэнгером: ничего толком не разрешено, героиня в еще более отчаянном положении… При этом первые 2 серии рассказывают самостоятельную историю, служащую прологом к основному действию (всего серий будет 15). За два часа на экране даже не появился звездолет, в честь которого назван весь сериал!
На ранней стадии разработки «Дискавери» Брайан Фуллер (ушедшей из сериала на этой же стадии ранней разработки) говорил, что авторы намерены сполна использовать новый телевизионный формат и весь сезон рассказывать одну сквозную историю.
По поводу сквозной истории и даже ее формата я пока сказать ничего не могу: нам не показали ни звездолета, на котором будет происходить действие, ни его командира, ничего не сообщили об основном сюжете (который, вероятно, как-то будет завязан на итоги битвы из первых двух серий). Это связано с тем, что первые две серии «Дискавери» транслировались по американскому телевидению бесплатно, а остальные будут доступны только для подписчиков сервиса CBS All Access.
Уже известно, что оставшийся сезон будет разбит на две большие «главы»: одну закончат показывать к ноябрю, вторую начнут в январе. У меня на этот сериал осталась только одна надежда: что «под Абрамса» был стилизован только пролог, чтобы привлечь как можно больше молодых зрителей, и две другие главы будут стилизованы под другие эпохи «Трека» (ведь в конце-то концов, над шоу работал режиссер-сценарист «Гнева Хана» Николас Мейер).
Пока что в «Дискавери» нет ничего, способного привлечь серьезного поклонника «Трека» или научной фантастики.
Тут нет ни идеи, ни интересного конфликта, ни хоть какой-то парадоксальности или нестандартности мышления. Это штамп на штампе, поданные через красивую картинку и непривычный для мира сериала гендерно-этнический кастинг. Даже «Орвилл» Сета Макфарлейна, при всех его чудовищных недостатках, сильнее стимулирует интеллект и создает более убедительную картину жизни космического флота далекого будущего.
Следующую серию «Звездный путь: Дискавери» покажут 1 октября 2017 года.