Что не так с Evil Genius Online и почему мы скучаем по злодеям
Злодей и его приспешник (на выбор давались коротышка-миллионер, бывший триада и роковая дама в возрасте; стартовый подчиненный был у каждого свой) прибывали на остров, и в недрах вулкана вырастала секретная база. Библиотека, бараки, лаборатории, пыточная, хранилище с золотыми слитками и кабинет Лидера – если вы смотрели классическую бондиану, то без меня знаете, какие комнаты бывают в подобных местах.
Мелкие хулиганства вроде похищения редкой вазы или чудо-машины с выставки быстро сменялись революциями в странах третьего мира и лихой кастрацией вымирающих панд
Двигателем зла был зал с компьютерами, работники которого следили за ситуацией в мире и украшали глобальную карту заданиями. Участвовать в этих заданиях было нельзя – вы просто отправляли нужное число людей в регион и представляли, как рабочие в желтых комбинезонах саботируют производство советской водки. Мелкие хулиганства вроде похищения редкой вазы или чудо-машины с выставки B3 быстро сменялись революциями в странах третьего мира и лихой кастрацией вымирающих панд. Злодейская слава постепенно росла, и персонал базы пополняли ученые, дипломаты и дикие приспешники вроде перуанца-качка и негра с бумбоксом. При должном старании в лаборатории можно было вывести армию синих халков.
Миньоны сами решали, кто из них пойдет прослушивать президентские разговоры, а кто – пытать китайскую шпионку библиотечным шкафом
Спокойно расшатывать мир злому гению, конечно же, не давали. На остров иногда вторгались карательные отряды других злодеев, но чаще всего дело приходилось иметь с разведкой и солдатами цивилизованных стран. Агентам добра можно было пустить пыль в глаза, построив на поверхности острова отель с казино, расставить ловушки и замаскировать вход на базу под старый храм, но проще было объявить тревогу и перестрелять всех посторонних. Впрочем, когда за головой Доктора Но приходил один из суперагентов, громил с автоматами уже не хватало. Элитные бойцы запросто давили отряды, обходили ловушки, взрывали электростанции, иногда проникали в святую святых – личный кабинет, в центре которого стояла уменьшенная Эйфелева башня, – и не хотели умирать. Победить шпиона можно было лишь выполнив особое задание на глобальной карте, но к этому моменту половина базы могла лежать в руинах.
Интересно, что главный недостаток Evil Genius был следствием амбиций самого Хассабиса. В игре про менеджмент и завоевание мира Демис зачем-то решил провести эксперимент с почти самостоятельным AI. Из-за этого напрямую командовать большинством подчиненных игрок не мог, миньоны сами решали, кто из них пойдет прослушивать президентские разговоры, а кто – пытать китайскую шпионку библиотечным шкафом. С одной стороны, это было удобно, потому что такие общие приказы экономили время. Чтобы построить какое-нибудь хранилище трупов (разбросанные по острову тела врагов портили воздух, подрывали командный дух и могли пригодиться для экспериментов) достаточно было выделить для него участок горы – свободные рабочие сами бежали на склад за динамитом, взрывали породу и строили комнату. Игрок в это время мог заниматься делом – например, проводить показательные расстрелы, после которых все начинали работать немного лучше.
С другой стороны, удобная на первый взгляд система часто давала сбои. Ученые, например, могли бросить пробирки с результатами исследований на полпути к компьютеру, и не было никакой гарантии, что их поднимет кто-то из коллег. Часть научных процессов в результате намертво зависала из-за того, что умники вдруг находили себе занятия поважнее. Прямого управления юнитами особенно не хватало на финальных этапах игры, когда таймер в углу экрана отмерял время до запуска ракеты, а базу вовсю штурмовали какие-то злые арабы, ниндзя и люди в фуражках.
Собственная подводная лодка была на скриншотах из превью, но в финальную версию почему-то не вошла
Несмотря на то, что солдат нельзя было обвести рамочкой, а рабочие могли бросить динамит посреди коридора, я прошел Evil Genius два или три раза, попутно составив список вещей, которые, как мне тогда казалось, обязательно должны быть в сиквеле. Многоуровневые базы, прямое управление миньонами, настоящие миссии и, конечно, собственная подводная лодка, которая была на скриншотах из превью, но в финальную версию почему-то не вошла. Но Elixir анонсировали вторую часть Republic, а вскоре и вовсе закрылись. Права на Evil Genius какое-то время болтались в вакууме, позже их перекупила Rebellion Developments, но к тому времени о симуляторе злого менеджера забыли все.
Про Evil Genius Online я узнал случайно – впрочем, как еще узнают про игры, которые выходят на Facebook? Официальное продолжение запускается в браузере, и на первый взгляд в нем все как надо. Rebellion сохранили стиль, на фоне играют треки, за которые композитора Elixir в свое время номинировали на премию BAFTA, миньонами наконец можно управлять напрямую, и появилась надежда, что дальше будет подводная лодка, но играть в Evil Genius Online могут разве что отчаянные домохозяйки, и вряд ли что-то изменится по завершению бета-теста, когда вещи вроде глобальной карты наконец станут работать.
Хассабис сегодня занимается совсем другими вещами, а продолжение его игры просит 500 рублей за набор фиолетовых стульев и банку с мозгами
Вместо звонких шагов к мировой власти здесь нужно шариться по углам в поисках ресурсов. Они выпадают случайным образом, так что нетрудно застрять даже в обучающей миссии: условно говоря, игра просит достать моток проводов, а в кучах мусора (они формируются сами собой с течением времени) раз за разом оказываются химикаты, деньги или дискеты с данными. Что-то можно получить от других игроков, что-то прикупить в магазине, но куда проще закрыть игру и не возвращаться к ней вовсе. Сиквел Evil Genius – просто еще одна «Веселая ферма», игра про социальные взаимодействия и донат, так что за личную подлодку здесь, скорее всего, придется заплатить настоящими деньгами.
То, что однажды сформировавший жанр Хассабис сегодня занимается совсем другими вещами, а продолжение его игры просит 500 рублей за набор фиолетовых стульев и банку с мозгами, здорово характеризует нынешнее положение в жанре стратегий про деньги и управление. В новом Zoo Tycoon (2013), например, экономики нет совсем – вы просто ставите вольер с мартышками и смотрите за тем, как доходы ползут вверх. Зато здесь можно гонять по зоопарку на машинке и кормить слонов с рук. Последнее, конечно, славно – дети любят животных, и увидеть их близко есть возможность далеко не у всех, – но десять лет назад Zoo Tycoon был совсем про другое, а еще в нем можно было строить вольеры с тираннозаврами.
Очевидно, что нынешние проблемы жанра мало связаны с тем, что аудитория тайкунов вдруг вымерла – новые Tropico выходят раз в несколько лет, да и шум вокруг последнего SimCity говорит о том, что люди хотят играть в мэров почти так же как в те времена, когда Maxis заправлял Уилл Райт. Беда в том, что когда он, Молинье и Хассабис каждый по-своему переросли жанр, в этой нише почти не осталось людей с четким видением того, как надо делать хорошие игры про города, парки развлечений или управление железной дорогой. Возродившие Tropico Haemimont Games стали в конечном итоге заложниками собственного успеха и в ближайшее время вряд ли будут дружить с кем-то кроме бородатых диктаторов, а создатели Anno зачем-то пытаются выйти в онлайн.
Новые лица нужны жанру больше, чем новые идеи, но даже Greenlight и Kickstarter с тайкунами пока предпочитают не связываться. Тем временем венгры анонсировали пятую часть Tropico. В ближайшее время ниша вряд ли умрет, но игры про бородатого владыку из третьего мира рано или поздно наскучат. Нужно переезжать в секретные базы и строить карающий лазер.
Текст: Сергей Колокольников