10 февраля 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Что мешает играм как виду искусства

Учитывая все обсуждения, которые сейчас ведутся о безопасности игр в России, интересно посмотреть, как к вопросу цензуры видеоигр относятся в США.
Учитывая все обсуждения, которые сейчас ведутся о безопасности игр в России, интересно посмотреть, как к вопросу цензуры видеоигр относятся в США.

Я наткнулся на очень интересную статью в Полигоне и решил ее перевести. Правда, мне кажется, что очень зря автор не рассказал о том, насколько сильно подвинула грани допустимого GTAV, где есть и обнаженка, и сцены пыток, и просто насилие.

В общем, энджой.

Рейтинг “только для взрослых” (“adults only”, AO, 18+) по сей день остается поцелуем смерти для любой игры, которая хочет прорваться в мейнстрим.

Игры с рейтингом “только для взрослых” не продаются в магазинах, а Sony, Microsoft и Nintendo не выпускают их на своих консолях. Список игр с рейтингом АО на сайте ESRB явно показывает, что этот рейтинг в основном дают за обнаженку и сцены с сексом, и крайне редко за высокий уровень насилия.

“Мне кажется, что ограничение игр с рейтингом АО плохо влияет на индустрию, потому что из-за этого смещается верхняя планка для игр с рейтингом Mature (17+)” - говорит Джеффри Заткин, основатель аналитического центра EEDAR. “Но поскольку крупные магазины не будут продавать игры с рейтингом AO, почти невозможно выпустить массовую игру с таким рейтингом”. Киноиндустрия обычно справляется с этим, выпуская фильм с содержанием на верхней грани рейтинга R, а после проката выпускают более полную домашнюю версию “без оценки”. У игровых производителей такого варианта нет.

Была одна консольная игра, которая почти получила оценку АО за насилие: в 2005 году компания Volition, известная ныне серией игр Saints Row, работала над игрой “Каратель” к выходу одноименного фильма. Дело происходило восемь лет назад, но эта история напоминает, какой еще путь предстоит пройти играм как виду искусства, и какие ограничения ставятся на мейнстримовые игры.

Некоторые разработчики готовы подойти к краю допустимого, но всего несколько людей с этого края готовы спрыгнуть. Компромиссы по содержанию игры и спорные возрастные рейтинги случаются, когда игра утыкается в планку дозволенного в рамках определенного рейтинга.

“Мы хотели аутентично представить персонажа, и поэтому мы поступили так, как поступили” - рассказывает Дэн Кермак, вице-президент Volition. “Каратель - он такой. Он же психопат, немного двинутый”.

Команда работала напрямую с организацией ESRB, и рассказывала им сразу, где могут возникнуть вопросы по содержанию. А что Marvel, компания, создавшая персонажа? “Они нас полностью поддерживали, без нареканий” - говорит Кермак. Идея ультракровавой игры на основе ультракровавой игры казалась совершенно разумной.

Кермак рассмеялся, когда я спросил, какое содержание показалось ESRB проблемный. Звучало выражение “интерактивные пытки” - сцены, где протагонист совершал невообразимые вещи с преступниками, чтобы получить от них дополнительную информацию, и исходя из них принимать дальнейшие решения по действиям в игре. Выполнять их необязательно, но они показывают ту темную грань, которая делает Карателя интересным персонажем.

У ESRB были вопросы по каждой подобной сцене.

Была сцена с использованием дробилки для дерева. Была сцена, где преступника разрывало дикое животное. В одной сцене Фрэнк Кастл, Каратель, мучает человека с помощью дрели. В одной сцене злодея подносят к быстрокрутящемуся вентилятору. Дело было не в том, как это все выглядело, сцены требовали интерактивности. Ты не смотрел, как кого-то мучают, ты участвовал. Это была часть игровой механики.

Они показали эти сцены ESRB, и было принято решение изменять цветовую гамму на черно-белую, дабы притупить ощущения от того, что происходило на экране. Фильм “Убить Билла” как раз вышел на экраны, и там была сцена, которую сделали черно-белой, как раз чтобы сохранить рейтинг R. Идея показалась разумной.

“Им казалось, что если менять цветовую гамму на черно-белую, обработать в стиле “Убить Билла”, обесцветить кровь, этого хватит” - объясняет Кермак. “Я с большим удовольствием с ними работал, они мне сильно помогли. Но когда собрали жюри, ничего не клеилось. Они нас просто уничтожили”.

ESRB давала Volition советы, но рейтинг выставляют панель из трех “обученных оценщиков”, которые просматривают DVD с содержанием игры перед тем, как вынести рекомендацию. Разработчики думали, что может один из оценщиков даст игре рейтинг АО. В результате все трое посчитали, что игра - “только для взрослых”.

Команда продолжила играть с цветовой гаммой, пока она не стала совсем черно-белой, так, что понять, что происходит на экране стало совсем тяжело. Они меняли углы обзора, и меняли, что было видно, а что - нет. Игре в итоге дали рейтинг Mature, после трех недель обсуждений и изменений.

Рэнди Уокер из ESRB явно обсуждает эту историю без энтузиазма. “Мне нечего добавить к этой истории, которой, напомню, уже 10 лет” - ответил он на письмо Polygon. “Мы не устанем повторять, что когда разработчик получает рейтинг, они могут либо принять его, либо изменить содержание и направить его в ESRB заново, и тогда оценку могут изменить”.

Это не единственная игра, которая натолкнулась на ограничения рейтинга Mature. Take-Two жаловались на ESRB когда в 2007 году игра Manhunt 2 получила рейтинг Adults Only.

“Нам кажется, что цель подобных рейтингов - помогать людям принимать решения с полным пониманием содержания игры, а не ограничивать его”, - рассказал представитель компании сайту GameSpot. “Игра Manhunt 2 создавалась для взрослых игроков, и конечно она заслуживает рейтинга M (Mature), наравне с проектами с подобным содержанием в других формах медиа. Мы изучаем, какие у нас есть варианты, чтобы разрешить ситуацию с рейтингом Manhunt 2”.

В конечном итоге игру редактировали, и она получила рейтинг Mature.

Volition сталкивалась с теми же проблемами при выпуске The Punisher. “С самого начала мы расстраивались, что не можем сделать игру такой, какой она должна была быть”, - говорил Кермак. “Команда очень хотела выпустить ее в том виде, в котором мы ее закончили. Она должна была быть именно такой. С точки зрения геймдизайна, мы не использовали допросы в том виде, в котором они должны были быть в игре. Они стали какой-то дополнительной штукой, а не ключевой частью игры”.

Игра была “в меру” успешной, согласно Кермаку. Они продали около миллиона копий, и она принесла прибыль компании. Это была не та игра, которую они хотели выпустить, не совсем, но далеко не провал.

Я спросил его, смогли бы они сейчас выпустить игру в желаемом виде, с учетом изменений верхней планки.

“Нет” - ответил Кермак со смехом. “Даже сегодня игра слишком кровавая для нашей индустрии”.

Процесс выставления рейтинга - субъективный, но они прекрасно понимали, что двигают грани дозволенного в рамках рейтинга Mature.

Заткин согласен с этой оценкой. “Часть проблемы - индустрию видеоигр считают детской”, - объясняет он. “При этом видеоигры никогда не были для детей, они нравятся им в той же степени, в которой им нравятся телевидение, кино, комискы и т.д. Но если смотреть на средний возраст игроков, он с 2004 года не опускался ниже 30 лет, и, насколько я помню, никогда не падал ниже 25”.

Рейтинги игр чаще применяют, чем рейтинги фильмов, и зачастую цензуру оправдывают влиянием на детей. “На Wii дети могут физически повторять действия жутких сцен мук и убийств в игре Manhunt 2 вместо обычного взаимодействия с геймпадом” - написали четверо американских сенаторов, включая Хиллари Клинтон, в открытом письме к ESRB, с требованием дать Manhunt рейтинг AO. “Некоторые психологи пришли к выводу что реалистичные действия при взаимодействии с игрой на Wii по сути учат детей действиям, необходимым для убийства”.

Из 34 игр, которые получили рейтинг AO от ESRB, только две должны были выйти на консолях. Thrill Kill в конечном итоге не выпустили, а рейтинг GTA: San Andreas в итоге переклассифицировали на Adults Only, когда выяснилось, что в ней есть мини-игра со сценой секса: к ней можно получить доступ с помощью мода Hot Coffee. Игру сняли с прилавков в день изменения рейтинга на AO, и версия с рейтингом Mature была выпущена скоро, откуда полностью убрали запрещенный контент.

В результате фанаты нашли способ получить доступ к отцензурированному контенту в “Карателе”, и патчи дающие доступ на ПК все еще гуляют по просторам интернета. Но в конечном итоге постоянно приводят аргумент, что небезопасное содержимое должно быть удалено из игры, поскольку есть вероятность, что диск попадет в руки детям, поскольку игры до сих пор ошибочно считают детским развлечением.

“Этот ярлык все еще висит на играх”, - говорит Кермак. “Я это наблюдал собственными глазами, и до сих пор эта тема меня интересует”.

Этой проблемы нет в других форматах медиа, в том числе в кино. “ESRB - самая строгая организация из подобных, таких ограничений нет ни в кино, ни в музыке. Индустрии трудно избавиться от ассоциации “игры” и “дети”. Когда индустрия хочет разрабатывать продукт для большинства своей аудитории, то есть для взрослых, эта ассоциация очень мешает”, - добавил Заткин.

Можно посмотреть на номинантов “Оскара” в 2014 году, и сразу становится очевидно, что к играм относятся иначе, чем к фильмам. Невозможно поверить, что сцена, где протагонист задувает голой женщине в зад кокаин, в принципе может существовать в игре. А это только самое начало фильма “Волк с Уолл-Стрит”, номинанта на лучшую картину.

“Если бы к фильмам относились так же, как относятся к играм, то ни один из фильмов-номинатов на “Оскар” не вышел бы на экраны”, - резюмирует Заткин.

Комментарии 73
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Михаил Вальмон
Михаил Вальмон
Нет, я всегда знал, что консоли для детишек, но чтоб они ещё и совсем игры для взрослых не продавали... забавно! :)
Михаил Вальмон
Михаил Вальмон
"Каратель", кстати, шикарен. Одна из любимых игр того времени.
Cowboy Wheatley
Cowboy Wheatley
Ситуация как и с комиксами. Как не крути, чтобы претендовать на высокое искусство, а не просто любую творческую деятельность, игра/комикс/фильм/книга так или иначе должны задавать неудобные вопросы, обращаться к темам, которые вызывают у зрителя в какой-то мере шоковую реакцию.