Четыре причины, по которым новое поколение консолей может оказаться последним
С пугающей регулярностью суровый рынок рубит устаревшим железкам головы. Список дохлых изобретений пополняется почти каждый год. Мы пережили видеомагнитофоны и виниловые проигрыватели, HD-DVD и кассетные плеера, КПК, диктофоны, бумбоксы.
Прямо сейчас Sony, Microsoft и Nintendo готовят консоли нового поколения. Это мультимиллионные проекты, к ним будет привязан бизнес сотен тысяч людей. Но совсем скоро, в течении нескольких лет, эти устройства тоже могут уйти путем предков. Для этого есть пачка причин.
1. Steam, iOS и Android
Самый главный враг новых консолей легко влазит в карман. За последние пять лет у больших платформ выросли сильные конкуренты – iOS и Android – которые подминают рынок с помощью армии маленьких разработчиков и агрессивной политики цен. Разница поражает воображение. Обычная игра для консоли стоит 60 долларов, для планшета – в районе 5. На распродаже, которые устраивают регулярно, вы можете купить планшетную игру за один бакс. При этом у многих проектов есть бесплатные версии, которые отличаются от платных крохотными рекламными баннерами.
Кто-то тут может заметить, конечно, что планшетно-мобильные игры – говно. Но они быстро становятся лучше. Вот так например выглядела одна из главных игр в 2009-м году (остальные были еще хуже). Под ней одна из лучших в 2011.
Один из последних опросов, который американские аналитики прогнали по средним школам, говорят, что подростки постепенно переключаются с больших игр на карманные.
С другой стороны, на рынок консолей постепенно наступает Steam. Этой зимой Valve хвасталась тем, что их бизнес вырос в два раза (это происходит седьмой год подряд) и это тоже победа цен и маленьких игр. Steam известен своей поддержкой независимых разработчиков и безумными распродажами.
2. Неповоротливость
На фоне этого, “традиционная” индустрия в США – ну все знают, с магазинами-коробками-дисками – падает четвертый год и успела рухнуть на четверть, с 22 миллиардов (в 2008-м) до 17 (в 2011-м). Все выглядит так, будто баланс потихоньку смещается в сторону крохотных команд и дешевых игр.
За эти же несколько лет Sony, Microsoft, Nintendo так и не смогли построить магазин, который можно было бы сравнить со Steam или App Store и успешно разогнали большую часть небольших разработчиков, которые хотели издаваться на их платформах.
В 2011-м Тим Шафер ругался:
Для всего приходится мучаться и танцевать качучу, даже для таких важных вещей, как доставка патчей и поддержка игры. Мы хотим делать всякие штуки, но на больших системах не можем. Нет, серьезно – один патч на XBLA и PSN обойдется нам в 40 тысяч долларов. Мы не можем себе это позволить! Но у нас уже открытые системы, вроде Steam, там это можно сделать практичеки в одиночку. Именно туда идут люди.
3. Универсальные системы
Тем не менее, при том, что рынок падает, продажи X360 и PS3 очень неторопливо, но все же растут. По каким-то причинам люди покупают меньше игр и больше консолей.
Парадокс легко объяснить тем, что за последние несколько лет Sony и Microsoft превратили свои консоли в “коробки развлечений”, главное медиа-устройство в квартире. Сюда можно подключить библиотеку фильмов Netflix, спортивный ESPN, музыкальные сервисы и так далее.
Но уже сейчас это преимущество исчезает. На этом рынке консоли сражаются с “умными телевизорами“, системами Smart TV, которые, среди прочего, предлагают LG, Samsung, Google и Apple. Текущее поколение консолей может конкурировать с ними ценой. X360 стоит 200 долларов, Apple TV – 160.
Но новые консоли будут стоить дороже и могут упусить рынок. Не поможет и то, что Apple недавно добавила игры в Apple TV.
4. Бюджеты
Получается новые консоли мало кому нужны. У случайных игроков, казуалов, есть планшеты и телефоны, core-аудиторию потихоньку отъедает Steam, маленькие разработчики уже нашли себя на iOS, Steam и Android.
Самое интересное, большие студии тоже не грызут ногти в ожидании смены платформ. По оценкам с приходом Next Gen бюджеты подпрыгнут в два раза. То есть с 15-20 миллионов до 30-40.
Сейчас, чтобы окупить обычный проект, нужно продать ~500 тысяч копий. Попробуйте представить, что получится в ситуации, когда студиям нужно будет продать как минимум миллион? Все команды без сильных брендов сами покинут рынок. Мы проходили похожий процесс семь лет назад. Тогда переезд на X360 с PS3 почти убил японскую индустрию и оставил без дела российскую. С новым поколением это грозит всем остальным.
Бизнес-модель старых консолей при смерти, самое время ее поменять. Делать и покупать игры на других платформах проще, удобнее, дешевле, Большие компании или самостоятельно прибьют консоли старого образца и предложат вместо них что-то новое. Или дождутся момента, когда их техночуда – Xbox 720, Wii U, Playstation 4 – схлопнутся на затянувшемся старте, как Dreamcast или Sega CD.