Черное крыло: как менялся автомобиль Бэтмена
В комиксах прототип Бэтмобиля 1939-го года был совсем не похож на современную версию и скорее напоминал 1936 Cord (им создатели и вдохновлялись). Во-первых, авто было полностью красным, а не черным, каким мы привыкли его видеть. Во-вторых, машина не имела характерной символики (исключая разве что небольшой золотой логотип темного рыцаря на капоте) и обходилась без специальных гаджетов, щитов и оружия. Первый настоящий Бэтмобиль появился на страницах комиксов в 1940-м, когда художники Боб Кейн и Джерри Робинсон развили идею супергеройского транспортного средства: цвет сменился черный, под стать костюму.
Следом наступила эпоха Бэтмобилей с головами Бэтмена, которые венчали переднюю часть машины и выступали в роли тарана. Сперва головы были из металла, но после этот элемент убрали и превратили в обыкновенный символ, нарисованный на капоте (к классическому варианту возвращались в легендарном The Killing Joke 1988-го, мультсериале Batman: The Animated Series 1990-го, Batman: Nine Lives в 2003 и других работах). Удивляться тут нечему — в то время графические новеллы не претендовали на серьезность, и гротеск только приветствовался: темного рыцаря однажды похитил коллекционер шляп, соблазнившийся стильной маской стража Готэма, — глуповатый дизайн соответствовал глуповатым сюжетам. В конце шестидесятых комиксы о Бэтмене стали более мрачными, и на смену железным головам пришел логотип летучей мыши, который также изображали на капоте, а иногда и дверях.
Уже тогда активно обсуждались слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации мистера Уэйна, и сторонники теории нередко использовали страсть темного рыцаря к продолговатым Бэтмобилям в качестве главного аргумента — посмотрите, мол, да это же фаллос на колесах
Авто величайшего в мире детектива менялось от года к году: к транспорту дорисовывали закрылки, заделанные под крылья летучей мыши, добавляли раздельные кресла вроде тех, в которых сидят пилоты реактивных самолетов, машину превращали в подобие космического корабля (притом очертаниями она напоминала пивную открывашку) и даже обвешивали плащами — по каждому на одну из сторон. Что уж и говорить — на страницах комиксов мелькала даже версия Бэтмобиля в виде кара, который в 50-х водили гонщики «Формулы-1».
В 1970-м художники, следуя веяниям моды, пересадили Брюса в слегка измененную версию Lamborghini Miura. В основу Бэтмобилей вообще часто ложился дизайн уже существовавших машин, в их числе: Ford Torino (1971), Porsche 904 (1973), Bugatti Atlantic (1993), Mercedes-Benz CLK GTR (2004) и многие-многие другие. В середине девяностых кабину начали все больше и больше удлинять, из-за чего Бэтмобиль в итоге стал похож на узкую черную ракету. Уже тогда активно обсуждались слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации мистера Уэйна, и сторонники теории нередко использовали страсть темного рыцаря к продолговатым Бэтмобилям в качестве главного аргумента —посмотрите, мол, да это же фаллос на колесах! К счастью, мода на «носатые» машины быстро прошла, хотя к этому форм-фактору в дальнейшем также неоднократно возвращались — например, в мультфильме Justice League: Doom (2012).
Киноиндустрия не может похвастать таким количеством разновидностей Бэтмобилей: в телесериале «Бэтмен» (1965) Адам Уэст водил 1959 Cadillac, Майкл Китон (картины «Бэтмен», «Бэтмен возвращается») — доработанную Chevrolet Impala, а в «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин» Уэйн ездил на Chevrolet 350 ZZ3 (в «Бэтмен навсегда» машина супергероя лишилась находившейся спереди турбины, в «Бэтмен и Робин» претерпела ряд улучшений, однако мотор остался от той же ZZ3). Фильмы девяностых повторяли тенденции, которые на тот момент были популярны в комиксах, потому все модели и были продолговатыми.
Бэтмобиль из Arkham Knight напоминает тот, что мы видели в работах Кристофера Нолана. Режиссер в свою очередь позаимствовал его из Batman: The Dark Knight Returns Фрэнка Миллера. Милитаристский дизайн, заостренные формы, колеса как у вездехода, — неудивительно, что в финале трилогии Rocksteady cтраж Готэма будет разъезжать по стенам и на ходу катапультироваться, чтобы атаковать врагов сверху.
Транспорт Бэтмена раньше мелькал в видеоиграх лишь эпизодически, еще реже им можно было управлять, а ведь это очень важная деталь образа; в играх Rocksteady Бэтмен наконец-то не только драчун, но и детектив, и охотник. В Batman: Arkham Knight, кажется, еще и гонщик. После этого точно можно ставить точку.
Текст: Максим Иванов