Через тернии к форту Клатсоп: обзор настольной игры «Льюис и Кларк: Экспедиция»
Открыв коробку игры «Льюис и Кларк: Экспедиция», мы отправимся в путь по диким землям молодой Америки, как это в своё время сделали реальные исторические личности, в честь которых эта игра и была названа. Само путешествие проходило с 1804 по 1806 год, в результате которого были изведаны земли бывших французских колоний, выкупленных США.
По счастью, нам выпадает шанс повторить то путешествие всего за час увлекательной игры. В правилах подробно описано не только то, как нам предстоит играть, но и дана историческая справка, описывающая экспедицию Льюиса и Кларка, её участников и результаты. Сама настольная игра забрала 6 наград с различных международных выставок и была успешно локализована Hobby World.
Первый взгляд
Первое, что бросается в глаза – художественное оформление. Оно сделано в историческом антураже с приятной толикой стереотипов о тех временах. Весь стиль пронизан духом первооткрывателя, исследователя и путешественника.
Компоненты и составляющие сделаны просто, но со вкусом. Отдельно хочется отметить, что большая часть компонентов будет находится на самом игровом поле и на планшетах игроков, что упрощает и ускоряет раскладку. Сама настолка, что приятно, занимает немного места на столе, особенно учитывая глубину игрового процесса.
Смысл игры заключается в грамотном позиционировании рабочих, выполнении действий картами, набор своей колоды и, неожиданно, гонке. Мы стартуем с небольшим запасом снаряжения, одним проводником-индейцем и стартовой командой, обладающей базовыми действиями по сбору ресурсов или найму местных жителей. Постепенно расширяя команду, нам предстоит отправиться в путешествие и первым достичь порога далёкого форта.
В путь!
Ход участника состоит из обязательного действия на выбор: отправка индейца в определённую локацию на игровом поле (размещение рабочего) или розыгрыш карты. А также из дополнительного действия: устроить привал или нанять попутчика (покупка карты с общего рынка). При направлении рабочего на локацию мы должны следовать простым правилам: в определённое место можно поставить только одного индейца, который занимает это место, и пока его не уберут, место занять нельзя. В некоторые точки можно направить до трёх рабочих, что даст больше свободы действий другим игрокам. Каждое место на игровом поле приносит определённый бонус — повторить действие с карт игроков, добыть ресурс, обменять ресурсы или сбросить карты будущих членов команды.
Розыгрыш карт носит крайне интересный характер. Дело в том, что на картах указано действие, которое нужно активировать, прикрепив рабочего или другую карту рубашкой вверх (можно совместить два этих варианта). Каждый значок индейца позволяет нам продублировать действие, получив максимальную выгоду. Карты также приносят вам пользу — к примеру, в вы можете получить ресурсы не только за ваши метки, но и за метки разыгранных карт ваших соперников слева и справа. Все полученные ресурсы идут на лодки, грузоподъёмность которых ограничена.
После наступает возможность совершить необязательное действие. Встреча попутчика или покупка карт с рынка в этой игре сделаны весьма увлекательно. Дело в том, что каждая карта на рынке не повторяется и представляет историческую личность, которая встречалась или могла быть встречена в реальном путешествии. Игра снабжает нас историческими сведениями, рассказывая, что делал в далёком прошлом тот или иной персонаж. Сами карты обладают уникальными свойствами, которые можно подстраивать под свою тактику.
Однако с запасом попутчиков и припасов главное не переборщить, так как на сцену выходит следующее свободное действие – привал. Вот за него я и полюбил эту игру. В рамках действия привала вы возвращаете все разыгранные карты на руку, а также получаете штраф в скорости передвижения в зависимости от несыгранных карт, загрузки лодок припасами и количества индейцев в команде. Последние, видимо не сильно хотят отдаляться от своих поселений, замедляя ваше передвижение. И в следующий раз, когда вы будете отправляться в путь, вы сможете пройти меньшее расстояние.
Победить в игре возможно достигнув первым Форта Клатсоп и сделав привал, ведь исторически именно Льюис и Кларк первыми пересекли американский континент по территории Дикого Запада. При этом привал должен быть сделан без штрафов (или с совсем небольшим количеством), в противном случае придётся подождать, и победу может увести другой игрок.
Игра в одиночку
Отдельно остановимся на соло режиме игры. Зачастую, это этакий «костыль», которым никто не пользуется. В случае с «Льюис и Кларк» — это повод отдельно сыграть в игру, когда рядом нет соперников. В соло режиме вы соревнуетесь с Александром Маккензи – шотландским путешественником, первым прошедшим Северную Америку от одного океана до другого. Фигурка Маккензи упрямо движется к форту, проходя по одной клетке каждый ход. Также можно регулировать сложность игры, просто разместив путешественника дальше от форта. Естественно, чем ближе к конечной точке – тем сложнее. И это все правила.
Наша оценка
И главный вопрос, как это играется? Я смело отвечу: великолепно. В рамках игры, я уверен, не будет ни одного повторяющегося матча, так как даже сам путь на поле можно менять с помощью компонентов игры. Простор для тактик просто огромный: будь то сразу бросок всех усилий на перемещение или накопление ресурсов и выполнение рывка, а может сбор отличной команды, которая даст возможность обходить сложные места. Правило привала же делает игру разнообразной, заставляя игроков подсчитывать и продумывать действия, а не просто копить ресурсы, ожидая удачного времени для рывка.
Есть ли кризисность в данной игре? Наверное, да. Ситуацию, когда всех рабочих себе забрал твой оппонент, я буду вспоминать своему приятелю долго. Так же как и он мне момент, когда буквально из-под его носа с рынка уходят нужные ему карты. Это значит, что игра завязана на определённом взаимодействии, хоть и напрямую вредить своим соперникам в экспедиции нельзя. Что в свою очередь тоже добавляет простор для тактики: забрать нужную карту себе или дать сопернику? Что уж говорить, если одним своим действием можно просто не дать победить игроку, который уже пересёк финишную прямую. Одним словом, нужно много просчитывать, рассчитывать и грамотно действовать в быстро меняющейся обстановке. Но это по желанию.
А можно просто наслаждаться путешествием. Антураж игры затягивает своим визуальным оформлением. Я бы смело сравнил эту игру с романами Жюля Верна. Ощущение после игры примерно такие же — пройдя весь путь хочется сбросить рюкзаки в угол и забраться в бар старого американского форта. И нет разницы, победил ты или нет. Важнее — каким образом ты предпочёл обойти горы, быстрые реки, и какой попутчик помог тебе в этом.
«Льюис и Кларк: Экспедиция», не смотря на соревновательный дух, очень приятная и малоконфликтная настольная игра, в которую можно поиграть как в семейном кругу, так и в веселой компании хардкорных еврогеймеров. Она проста в своём освоении, но отличается реиграбельностью и гибкостью решений. В ней можно с одинаковым удовольствием засесть с расчетами, а можно просто повторить удивительное путешествие отчаянной команды храбрецов.
Удачи на просторах Америки и достойных попутчиков в вашей экспедиции!