«Черепашек-ниндзя можно поместить в любой сеттинг, и они будут работать» Беседа с Матеусом Сантолоко
Это не первая ваша поездка в Россию. Ранее вы были в Санкт-Петербурге на «Бигфесте». Какой город понравился больше?
Когда я был в Санкт-Петербурге, это был первый год проведения «Бигфеста». Впоследствии уже в Сети, в Instagram, я увидел, что фестиваль заметно вырос. Сейчас он гораздо больше. Но Comic Con Russia выглядит еще больше. Он похож на те фестивали, которые проводят в США и Бразилии.
Мне удалось побыть в Москве всего несколько дней и то, что я увидел, мне очень понравилось. Точно так же, как и Санкт-Петербург. Жаль, что я не смог снова туда съездить. Изначально у нас с женой это было в планах, но пришлось их изменить из-за рабочего расписания.
Вы сказали, что Comic Con Russia похож на зарубежные фестивали. А что по-вашему у них общего?
Похожа сама структура, шоу и залы гораздо больше — это заметно. Очевидно, что в подобное мероприятие вложили много денег. Не могу сказать наверняка, значит ли это, что комикс-индустрия в России развивается. Могу предположить, что все больше людей читает комиксы, отсюда интерес к ним и у инвесторов, готовых вложить деньги в подобный проект. Мне кажется, это отлично.
Как часто вы бываете на подобных фестивалях?
Я обычно посещаю два или три подобных фестиваля в год. Я ежегодно езжу на Comic Con Experience в Сан-Паулу — это крупнейший комикс-конвент в Бразилии. Я там появляюсь каждый год со старта его проведения в 2014 году. Это ежегодно в начале декабря.
С тех пор, как я работаю с IDW над «Черепашками-ниндзя» я начал посещать хотя бы один конвент в США. Там очень много фанатов серии. До 2016 года я не посещал зарубежных конвентов, только бразильские. Моим первым зарубежным конвентом был Comic Con в Аргентине. А за пределами Южной Америки первым был «Бигфест» в Санкт-Петербурге.
Честно говоря, Бразилия сейчас не в лучшей экономической ситуации, а ездить самому на конвенты довольно дорогое удовольствие, которое я не могу себе позволить, поэтому с радостью откликаюсь на предложения организаторов, где помогают с переездом и проживанием в другой стране.
Среди ваших работ выделяются «Черепашки-ниндзя», над которыми вы работаете уже несколько лет. А посещало ли вас желание заняться какой-нибудь другой серией?
Честно говоря, не хотел бы. Поработать над другими сериями для иных издательств было бы интересным опытом, но есть кое-что особенное в «Черепашках». Я был их фанатом, когда рос — играл в различные игры, читал комиксы. Для меня работать над ними — это личное. Кроме того, отношения с фанатами и с IDW заметно отличаются от тех, которые были бы в других издательствах. У меня достаточно творческой свободы при работе над «Черепашками».
Например, я сам работаю над дизайном персонажей и могу добавить туда что-то на свой вкус. Мне кажется, это общий принцип IDW. Если вы посмотрите на комиксы о Черепашках, то заметите, что у каждого художника есть свое видение персонажей. Я не думаю, что такое позволят в других франшизах. Например, все художники актуальных серий DC должны рисовать Бэтмена в едином стиле. А в «Черепашках» каждый получает право добавить что-то от себя. С точки зрения креатива это мне гораздо приятнее.
Если бы вы все же могли использовать подход, который вам нравится, то над какими героями хотели бы поработать?
Я бы поработал над Человеком-пауком и Людьми Икс. Я бы с удовольствием нарисовал их. Там множество интересных персонажей, соответственно, работа над Людьми Икс была бы интересным вызовом самому себе. Возможно, рисовать комикс о таком сольном герое, как Человек-паук, было бы проще, чем работать над командой. Сложно сказать.
Просили ли вас компании вроде Marvel или DC нарисовать вас что-нибудь для них?
Да, за последние несколько лет я отказался от многих предложений. DC предлагали мне рисовать Teen Titans, но мое расписание было забито «Черепашками», и мне пришлось отклонить предложение. Издательство Marvel спросило, хочу ли я с ними поработать, но они не называли конкретную серию, а спрашивали в принципе, заинтересован ли я в сотрудничестве. Мы провели несколько бесед, но из-за своего расписания я все же отказался от предложения.
Но что меня больше всего расстраивает, так это то, что я не смог поработать над «Конаном-Варваром», когда Dark Horse позвало меня рисовать серию. (это было до возвращения прав на персонажа к Marvel — ред.) Несколько месяцев спустя они позвали меня рисовать историю во вселенной «Хеллбоя» про B.R.P.D., но я, к сожалению, не смог.
Я тогда потратил несколько дней, пытаясь понять, как распределить свое время, чтобы рисовать и для Dark Horse, и для IDW, но не придумал, к сожалению. Я люблю делать свою работу качественно, поэтому разумным решением было оставить одну серию и не хвататься за все сразу. Пришлось отказаться.
Помимо рисунка, вы также выступали сценаристом нескольких историй во вселенной «Черепашек». Новая мини-серия Shredder in Hell станет продолжением вашей Secret History of the Foot Clan. Можете что-то рассказать о ней?
Это скорее «духовный сиквел». Он возвращает читателя к некоторым моментам из Secret History of the Foot Clan. Спойлер: после того, как Шреддер погибает в пятидесятом выпуске «Черепашек», это не становится финалом его истории. И новый комикс Shredder in Hell призван закрыть его сюжетную линию. Поэтому и необходимо вернуться обратно к Secret History of the Foot Clan, чтобы открыть новые грани Шреддера, показать их через ретроспективу некоторых моментов его прошлого. Я не могу сказать, что он вернется, но и не могу сказать, что этого не произойдет. Чтобы узнать, что ждет его, нужно прочесть комикс.
Если вы помните мини-серию про злодеев из вселенной «Черепашек», то там был заметный фокус на Шреддере. Там было представлено, что произошло с ним в период между Феодальной Японией и современностью. И в Shredder in Hell я тоже возвращаюсь и к этому периоду. А вот в макро-серии Шреддер в какой-то момент встретил версию самого себя из будущего. И мы вернемся к этому мотиву в новом комиксе, создавая таким образом временную петлю. Мы закрываем историю Шреддера, и это скажется не только на нем, но и на всей вселенной «Черепашек».
Shredder in Hell объединит многие элементы в себе, причем по большей части на мифологическом уровне. Он многое изменит для самих Черепашек и их ближайшего окружения. Очень сложно говорить об этом без спойлеров.
В разных ваших комиксах стиль рисунка заметно меняется. Например в American Vampire он отличается от «Черепашек-ниндзя». Как вы выбираете, в какую сторону менять стиль в зависимости от комикса? Решает жанр, редактор или ваше авторское видение?
По большей части, мое видение. Жанр, конечно, тоже влияет и на историю, и на ее подачу. Например, если это хоррор, то я рисую ее более мрачной, менее детальной, местами «грязной», чтобы было трудно разобрать некоторые моменты.
А вот в «Черепашках» много экшена, поэтому мне нужны были различные референсы для изображения достоверных движений. И в этом очень помогла манга. Например, «Акира» и «Призрак в доспехах». А еще я читал много Dragon Ball. В «Черепашках» много референсов к манге. Больше, чем, например, в моей работе над Dial H и American Vampire.
Недавно я сделал небольшую историю для Dark Horse в комикс-антологии Hungry Ghosts. Ее написал Энтони Бурден. И здесь я тоже использую стиль, заметно отличающийся от «Черепашек» и других своих работ.
А как много вообще авторской свободы при работе над «Черешками-ниндзя»?
Очень много. Мы пытаемся все согласовывать с другими художниками. Например, если вы покупаете комикс, нарисованный мной, и комикс, нарисованный Кори Смитом, то вам хочется ощущать, что вы читаете одну и ту же серию, что это одни и те же Черепашки-ниндзя. И это при том, что у нас с Кори стили заметно отличаются. Но в них все же есть детали, которые мы рисуем одинаково.
При этом нас не ограничивают при работе над «Черепашками» — мы можем рисовать их так, как хотим. Иногда даже в разных размерах и комплекции. Но есть и художники, кто рисует Черепашек одинаковыми, за исключением повязок на глаза. Многое зависит от художника, и я очень уважаю IDW за такой подход.
К тому же я чувствую, как много свободы дает издательство, когда мне разрешают работать над историей самостоятельно. Это тот момент, когда ты действительно чувствуешь себя творческой личностью. Рисуя сценарий, написанный кем-то другим, ты таких же ощущений не испытаешь — там художник скорее исполнитель чужой воли, хоть именно он и создает визуальный стиль комикса: построение панелей, разворотов, позы персонажей, детали и многое другое. Но это, конечно, далеко не то же самое, когда рисуешь придуманный тобой комикс.
Что думаете насчет нового мультсериала Rise of the Teenage Mutant Ninja Turtles? Фанаты крайне неоднозначно его восприняли.
Я посмотрел первый эпизод, и он показался мне смешным. Анимация там отличная — она очень хорошо сделана. Я не согласен с некоторыми дизайнерскими решениями, но это дело вкуса и не имеет никакого отношения к качеству работы. Я люблю Сплинтера в этой версии. Многие его ненавидят, а мне нравится, что он невысокий, толстый и ленивый. Это очень смешно.
Мне понравилась и Эйприл, в том числе и потому, что она афроамериканка. Мне реально понравились эти «Черепашки». Когда я впервые увидел дизайны, то был в ярости из-за их образов, но в действии они выглядят отлично. И там хорошо прописаны герои — в особенности их характеры.
Я знаком с человеком, который близок к созданию этого мультсериала, и он сказал, что постепенно роль Рафаэля в качестве лидера команды изменится, и у Донателло будет шанс показать себя. Эта линия будет развиваться постепенно на протяжении всего сезона и выльется во что-то большее в будущем.
«Черепашки-ниндзя» заметно изменились за последние годы. Какой образ за пределами вашей серии комиксов ваш любимый?
Наверно, самый первый фильм 1990 года. Я был зависим от аркадной игры, вышедшей по мотивам того фильма. Я очень долго играл в нее, буквально каждый день. Я был от нее без ума. Возможно, именно поэтому я вырос с любовью к Черепашкам-ниндзя.
Как думаете, теоретически могут ли «Черепашки» устареть?
Не думаю. Черепашки вряд ли устареют, потому что это Черепашки мутанты подростки ниндзя. Это звучит безумно и именно поэтому это работает. Это история о семье, о братьях, о жертвах, на которые они идут ради друг друга и родного города. Такие сюжеты не устаревают — они бессмертны.
К тому же истории о Черепашках, сражающихся с ниндзя можно сделать в любых локациях — в канализации, в городе, в другом измерении, на далекой планете. Или столкнуть персонажей с бандами, пришельцами, роботами, богами — с кем угодно. Черепашек-ниндзя можно поместить в любой сеттинг, и они будут работать. Это очень круто.
Мне кажется, сегодня издательства как раз пытаются обновить интерес к своим персонажам для новых поколений. У IDW хорошо получается адаптировать Черепашек для аудитории разного возраста. Мне кажется, что с помощью игр, мультфильмов и кино мы будем снова и снова видеть новые версии Черепашек. Это то же самое, что происходит с супергероями наподобие Бэтмена и Человека-паука.
Черпушки forever!! Отличное интервью, очень интересное и спойлерное))