Чем аниме-сериал «Провожающая в последний путь Фрирен» так зацепил зрителей?
Хайп вокруг нового проекта на момент выхода — страшная вещь. Взять к примеру аниме-сериалы: одно время в топе MyAnimeList висела такая штука, как «Межвидовые рецензенты» — положа руку на сердце скажу, этой довольно пошлой комедии в топе делать было совершенно нечего. Если заглянуть в рейтинг сейчас, то можно будет увидеть на её месте «залетевшего на хайпе» новичка — сериал «Провожающая в последний путь Фрирен» (Sousou no Frieren). Соль в том, что в отличии от «Рецензентов» «Фрирен» там находится по полному праву.
На момент написания этого текста создатели выпустили 12 эпизодов из готовящихся 28 — меньше половины первого сезона. Однако даже уже вышедших серий вполне хватает для того, чтобы искренне полюбить это шоу. Сериал про эльфийку, скитающуюся по свету в попытках лучше понять человеческую природу, вышел весьма многогранным. Он меланхоличный в целом, но в нём есть место и юмору, и хорошо поставленным сражениям, и лёгкой, спокойной повседневности. В общем, пока что «Фрирен» — главный кандидат на звание «лучшего аниме осенне-зимнего сезона 2023-2024». Почему? Давайте разбираться!
О чём это шоу вообще?
Представьте стандартный, даже избитый сюжет о том, как храбрая группа под предводительством Героя идёт уничтожать очередное Великое Зло — типичное фэнтези, от которого не ждёшь сюрпризов, прекрасно зная, чем всё кончится. Так вот, «Фрирен» меняет правила уже в экспозиции: история начинается после того, как тот самый злосчастный король демонов пал от руки героя и его товарищей.
Эпическая битва со злом в далёких краях осталась в прошлом, герои возвращаются домой спустя десять лет похода за головой главного демона. У всех есть свои цели и устремления, ведь отнятые подвигом годы не вернуть, теперь им нужно с умом распорядиться оставшимся временем. Всем, кроме эльфийки Фрирен. Ей, как долгожителю, что десять лет, что пятьдесят — всё пустяк. Поэтому она и не понимает поначалу, почему её товарищи так странно реагируют на её предложение встретиться через полвека, чтобы ещё раз полюбоваться на звездопад. А когда понимание настигнет героиню, будет уже поздно. С того момента она начинает странствовать не только в поисках необычных заклинаний, но и с целью получше понять человеческую природу.
В своём путешествии она оказывается не одна. Один из бывших напарников, священник Хайтер, знакомит эльфийку с юной девушкой по имени Ферн. Она, как и Фрирен, обладает предрасположенностью к магии, и в итоге (после довольно ловко расставленной Хайтером ловушки) эльфийка становится наставницей девушки. Только не думайте, что всё пойдет по шаблонному пути — нет, здесь не будет никакой зубрёжки заклинаний, экзаменов и тому подобных вещей. Обучение Ферн идёт само собой, постепенно и очень размеренно, перемежаясь повседневным бытом героинь.
Позже, конечно, история всё-таки вспоминает про свои фэнтезийно-героические корни и подбрасывает Фрирен персональный квест — далёкое путешествие, сбор собственной партии и сражения. И всё же фокус сюжета сосредоточен на другом.
Повседневность — всему голова
Не совсем та «повседневность», к которой вы могли привыкнуть в случае с другими аниме-сериалами, конечно. Никакой школы, никаких ромкомов. «Фрирен» — шоу про познание и долгое путешествие, поэтому и «повседневность» здесь совершенно иного толка — фэнтезийно-приключенческого.
Сезоны и года сменяются быстро, но героиня этого словно не замечает. Да и внимание зрителей на неумолимое течение времени заостряют лишь скромные нюансы, чтобы ненароком не отвлечь от происходящего — например, аккуратные подписи в уголке кадра, подсказывающие, сколько прошло с момента смерти героя Химмеля. Фрирен и её восприятие времени в корне отличается от такового у обычных людей. Эльфийка спокойно может посвятить полгода на поиски одного-единственного цветка, здорово удивляя (и даже раздражая) свою ученицу. Потратить несколько месяцев на расчистку побережья от остовов затонувших кораблей ради того, чтобы взглянуть на один-единственный рассвет и получить ещё один недостающий кусочек пазла в общей картине мира. Даже заклинания, что она собирает, сплошь и рядом дурацкие.
Живости и определённого шарма героине предаёт её двойственная натура. С одной стороны, она обязательная и верная своим обещаниям. А с другой — невероятно ленивая, сонливая и в целом немного растяпа. Она вообще вся такая.
Ей, вроде бы, тысяча с лишним лет, она умная и повидавшая всякого на своём веку… но это не мешает ей с завидной регулярностью творить совершенную дичь. В ней легко уживаются мудрость и непосредственность, взрослый и ребёнок — и всё это приправлено тем самым непониманием людей, которые её окружают. Впрочем, и остальные в её группе ничем не лучше.
Ферн, к примеру, регулярно проявляет себя в роли заботливой матери при капризном и ленивом ребёнке, хотя сама буквально вчера была подростком и всё ещё по-детски срывается. Третий в компании, воин Штарк, присоединяется к коллективу далеко не сразу, он также выступает в роли парадоксального персонажа. В сериале героя прямым текстом называют трусом, который боится сражений, а бывший соратник Фрирен и учитель Штарка, гном по имени Айзен, наоборот считает парня «сильнейшим». Аниме не стесняется подтверждать слова делом, поэтому вы неоднократно увидите обе его стороны.
Эта многоликость проявляется здесь во всех аспектах. «Провожающая в последний путь Фрирен» — произведение, на первый взгляд, серьёзное, поднимающее не самые простые темы… однако это не мешает авторам с большим удовольствием откалывать шуточки в самых неожиданных местах, органично вплетая юмор в повествование. Во время просмотра ещё не было момента, когда после гэга хотелось воскликнуть в экран: «Холмс, что это, чёрт возьми, было?»
Думгай в юбке
Отдельно хочется упомянуть экшен «Фрирен». Несколько лет назад, когда вышел «Убийца гоблинов», многие шутили, мол, вот, вышла фэнтезийная экранизация серии DOOM. Так вот, забудьте об этом.
Если кого и называть анимешной версией Думгая, так это Фрирен. С каким хладнокровием она истребляет демонов заслуживает только восхищения.
Безусловно, сериал не ставит на экшен, однако все боевые сцены выглядят красочно, разнообразно, а действие в них развивается невероятно стремительного. Для кого-то это может стать минусом, но «Фрирен» не размазывает экшен на несколько эпизодов: в некоторых случаях героям хватает всего пары минут. Персонажи здесь не стесняются сразу использовать свои сильные стороны, не строят из себя протагонистов типичного сёнена. Напротив. Они отлично понимают в чём хороши и пользуются своими талантами на всю катушку (ну, разве что, Штарку всё-таки нужно надавать по бокам, чтобы он взял в себя в руки). При этом все козыри протагонистов нельзя назвать «роялями в кустах»: в сериале обстоятельно объясняется, что, как и почему. Флешбеком ли (готовьтесь, кстати — их тут много!) или простой демонстрацией — не имеет значения. Важно, что авторы проговаривают и показывают, как непобедимое полсотни лет назад заклинание внезапно оказалось не столь смертоносным в текущее время, или почему Фрирен заработала тёмную репутацию среди демонов.
Сложно сказать, чья это заслуга — авторов оригинальной манги или же сценаристов студии Madhouse, которая занималась экранизацией. Вероятно, что оба варианта правильные, хотя одного только взгляда на состав команды адаптации хватает, чтобы все вопросы отпали сами собой.
Режиссёром шоу, например, выступает Сайто Кэйитиро — его предыдущей работой в этой же должности был сериал «Одинокий рокер!» (Bocchi the Rock!). Работой с сюжетом занимается Томохиро Судзуки, на чьём счету значится, например, «Ванпанчмен» (One Punch Man). Ключевые аниматоры шоу — Сюн Энокидо, работавший над сериалом «Судьба/Апокриф» и над вторым ребилдом «Евангелиона», плюс Аяко Хата, занимавшаяся анимациями в сериалах «Стальной алхимик: Братство» (Fullmetal Alchemist: Brotherhood) и «Летние войны» (Summer Wars). Ну, а директор анимационного подразделения Хамада Кунихико был задействован, помимо уже упомянутых «Летних войн», в работе над проектом «Технолайз» (Tekunoraizu) и сериалом «Без игры нет жизни». Это далеко не весь состав, конечно, но неужели вам этого мало?
Если да, то вот ещё парочка имен: композитором сериала выступил Эван Колл («Вайолет Эвергарден»), а опенинг исполняет невероятно популярный в последнее время дуэт Yoasobi.
Промежуточный итог: к просмотру рекомендуется
В общем, немного неожиданно, но с оценкой на MAL после просмотра двенадцати вышедших серий вполне можно согласиться. Она, конечно, ещё упадёт после того, как трансляция подойдёт к концу.
Однако место на первой странице топа «Фрирен» наверняка возьмёт с невероятной лёгкостью. У сериала есть буквально всё, что для этого нужно: и добротная история, и здорово написанные персонажи, и бодрый экшен, отлично вписанный в фэнтезийную повседневность. Короче, тут буквально не к чему прицепиться.
Пожурить шоу можно разве что за довольно неспешно разворачивающийся сюжет и нерасторопное развитие отношений персонажей. Хотя, с другой стороны, это ещё один плюсик в копилочку сериала: всё-таки нам старательно пытаются показывать, как эльфийка-долгожитель учится понимать людей. А это вопрос непростой, требующий времени и неспешости.
Есть ли смысл смотреть? Безусловно! Конечно, с той оговоркой, что вас не смущает фэнтезийный сеттинг и большой упор на размеренную повседневность, а не на битвы. И ещё если вы не против прожить ближайшие четыре месяца в ожидании новых серий: у «Фрирен» впереди ещё шестнадцать эпизодов, поэтому дожидаться финала придётся долго. Если же вы не хотите натыкаться на разбросанные то тут, то там спойлеры, и понимать все шуточки и мемы, которые сериал уже умудрился породить (вроде одной прекрасной сцены из двенадцатого эпизода), то лучше садитесь прямо сейчас.