Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука
Если вы ждете «Возвращения домой» с нетерпением, я искренне рад за вас, я не собираюсь ругать фильм, который еще не видел, лишь пытаюсь разобраться в собственных ощущениях. Это мнение, оно никого ни к чему не обязывает.
Есть много факторов, которые могли бы повлиять на мое прохладное отношение к новой версии, но я знаю, что дело не в них, поэтому их стоит сразу перечислить и отбросить. Возможно, для кого-то из вас они как раз имеют куда большее значение.
Усталость от ребутов
Паука перезагружают второй раз за пятилетку, это третья версия персонажа меньше чем за 20 лет. Так часто разные версии одного и того же персонажа еще не сменяли друг друга в истории кино. Между перезагрузками Бэтмена, Супермена и Фантастической Четверки проходило больше времени, а остальные супергерои по большей и вовсе имеют всего по одному киновоплощению. Росомаха появился на киноэкране раньше Паркера, а его до сих пор играет один и тот же актер, как и прочих персонажей вселенной «Людей-икс», пусть в их случае и добавились молодые версии тех же героев, но вселенная все та же.
Многих это действительно утомляет и обескураживает – только привыкли к одному пауку, его уже отменили и сняли нового. Меня, если честно, это особо не трогает. Класть Паука на полку и «дать ему отдохнуть», как предлагали некоторые фанаты, мне всегда казалось идиотской идеей. Нам нужно больше Спайди, а не меньше.
Другие версии Спайди были лучше
Это могло бы стать одной из причин: я любил версию Уэбба и паука Гарфилда, мне жаль, что им не дадут шанс исправить ошибки сиквела и снять по-настоящему великий фильм в своей франшизе. Многие из вас, скорее всего, обожают версию Магуайра/Рейми и до сих пор скорбят о том, что четвертый фильм отменили и решили перезапустить франшизу. Еще одна новая версия по идее должна вызывать у нас тоску уже потому, что служит напоминанием о том, каких фильмов мы не получили. И уже не получим.
И все же, я не думаю, что это сильно влияет на мое ожидание «Возвращения домой». Да, я люблю Гарфилда, но самого персонажа я люблю больше, чем конкретное его воплощение. Паркер сам по себе куда больше любой из своих версий, поэтому я очень рад, что у нас есть новый Паук. Да, обширная франшиза с кучей сиквелов может позволить по-настоящему глубоко изучить мир, перебрать менее очевидных персонажей, дать зрителю большее ощущение живого мира, но перезагрузка тоже по-своему увлекательна. Новая версия ориджина, новый костюм, новый взгляд на историю, новый тон и подход к героям. Это здорово.
Версия героя от Marvel и Томма Холланда
Я уверен, что многим новый Спайди не импонирует уже из-за направления, который выбрала студия. Сделать Паркера настоящим школьником (которого играет реальный школьник, а не дылда 27 или более лет, притворяющийся подростком) и связать его тесно с Тони Старком – не всем это пришлось по душе. Искренние проявления восторга, фанбойства, задротства этой версии Питера, его канонично несмешные шуточки во время боя, его болтливость, его новый костюм – все это может кого-то напрягать.
Эта причина уже теплее – я не могу сказать, что в восторге от нового Паркера, и не совсем понимаю фанатов, которые орут «10 дядей Бэнов из 10, это ТОТ САМЫЙ Паркер». Проблема в том, что и отторжения такой Питер у меня не вызывает. Он нормальный, с ним можно работать, фильм про такую версию вполне может быть отличным.
Спайди Гарфилда попал в меня, он был не каноничным, но был интересным, это была свежая версия, в которой было много своего, он заставлял ему сопереживать так, как не удавалось многим другим киношным супергероям. Паркер Холланда пока такой мгновенной связи не вызывает, но ведь я и видел его лишь в паре сцен «Противостояния», где он был далеко не главным героем. Так что эта причина тоже не тянет на серьезную – по крайней мере для меня дело не в этом.
Этот Паук – часть киновселенной Marvel
Не буду тянуть – это моя главная причина, и, вероятно, многих из вас она обескуражит. Как она может быть минусом? Ведь фанаты ждали этого годами, Паук вернулся к Marvel и присоединился к Мстителям, еще 5 лет назад мы представляли его в рядах супер-героев, спасающих Нью-Йорк от Локи и Читаури, и вздыхали о том, что никогда не увидим Паркера на одном экране с Тони Старком и Капитаном Америка. По крайней мере, не с этой версией персонажей уж точно – и вот мечта сбылась.
Это настолько большое и долгожданное событие, что даже название фильма посвящено ему – все понимают, что значит этот «хоумкаминг» на самом деле. Блудный сын вернулся к создателям, и уж они-то сделают все, как надо. Отобрать его у Sony, которые в попытках выдоить своего главного супер-героя уже дважды загнали его франшизу в могилу – что в этом может быть плохого?
Дело в том, что после того, как эту новую версию Паука представили в «Противостоянии», «Возвращение домой» воспринимается как сцена после титров.
Продолжение уже виденного. У него нет того ощущения новизны и самостоятельности, которые было у предыдущих воплощений. Нет очарования независимых историй, которые представляют свою собственную вселенную, увлекают в целый новый мир со своей атмосферой.
Раз это часть франшизы Marvel, новый фильм наследует не только планку качества и стабильности, но и плоскую цветовую палитру, сдержанные творческие риски, проверенную сюжетную схему, отработанное чувство юмора и так далее. Все что сделало киновселенную Marvel успешной в целом и делает каждый отдельный ее фильм все менее оригинальным, самобытным и способным удивить. Просто еще один эпизод сериала.
Ничего радикально нового в «Возвращении домой» мы, скорее всего, не увидим. Да, это формально снова фильм нового жанра для киновселенной – были тим-апы, фильмы про войну, шпионские триллеры и фэнтази-эпики, теперь – фильм о взрослении (если вы слабо представляет себе этот жанр, посмотрите мою подборку самых интересных современных его представителей). Но вряд ли это даст нам по-настоящему глубокий глоток свежего воздуха. Паук встал на конвейер и теперь он просто еще один супергерой, помещенный в отработанную упаковку киностудии Marvel.
Паук в рядах Мстителей
Комиксов про Паркера я перечитал очень много, включая как минимум половину основного онгоинга, Amazing Spider-man, плюс дополнительные серии (весь прекрасный Ultimate Spider-man, включая версию с Майлзом Моралесом) и разнообразные ван-шоты. И то, что никогда не было самой чарующей их стороной – это истории, где Паук объединялся со Мстителями.
Дело в том, что Паркера любишь за его человечность, его наивную веру в добро, его комплекс мессии, его недостатки, его глупые шутки. Он интереснее всего, когда является главным и единственным персонажем. Стоит попробовать объединить его с каким-то более пафосным супергероем, и Паркер начинает казаться менее привлекательным, потому что все его недостатки, которые заземляют и сближают его с читателем/зрителем в сольных историях, в сравнении с более идеальными персонажами начинают выглядеть… кхм, недостатками.
Когда он заявляется в башню Мстителей становится очевидно и отношение к нему остальных супергероев – ну Паук он такой, милый и честный, но немного с придурью.
Мелет какую-то чушь невпопад, положиться на него зачастую нельзя, потому что удача от него отворачивается, и он постоянно опаздывает – и так далее. Смотреть на это несколько неловко, словно на твоих глазах облили грязью твоего друга и вроде как за дело. Хочется просто уйти и забыть об этом, уведя друга за ручку.
На фоне прочей марвеловской шоблы Паркер не самый умный (тут есть Рид Ричардс), не самый крутой изобретатель (есть Старк), не самый благородный и мудрый (есть Кэп) и не самый мощный даже в плане способностей (есть куча куда более перекаченных суперсилами персонажей). Да, он самый интересный как персонаж, самый популярный и зашибающий самые большие деньги своими комиксами – но это не сильно помогает самому Паркеру чувствовать себя комфортно рядом с коллегами.
И именно так он и выглядел в «Противостоянии» – придурковатым подростком, которого более вменяемые взрослые герои просто использовали как наемную силу в своих разборках. Он им понадобился не как изобретатель, обладатель поразительной силой воли или моральный компас, а как оружие. Особого уважения они к нему тоже не питают, даже Тони, и это его покровительское полусвинское отношение сквозит и в трелейрах сольного фильма. Оно, опять же, может быть идеальным с точки зрения интересной динамики персонажей, но с чисто человеческой точки зрения за Паука просто обидно.
Он – главный супергерой Marvel, а Тони и все Мстители никому годами были нахрен не нужны со своими комиксами, они были так глубоко в тени Паучка и его тиражей, что говорить не о чем.
И стали популярны все эти Тони Старки, потому что Marvel сняли по ним кино, а пришлось им снимать про Тони Старков, потому что Паука у них не было – права они продали, спасаясь от банкротства. Был бы у них Паркер, именно с него они бы и начинали свою вселенную, а не с Тони. И вот такого отношения Питер в итоге заслуживает внутри этой вселенной? От этого как-то не по себе.
На контрасте – тим-апы Спайди и Фантастической четверки в комиксах как раз смотрятся великолепно, потому что там совсем другая динамика отношений. Ричардс, Грим и Штормы воспринимают Паркера не как оружие, а как члена семьи. Они знают его лично, они друзья, они не мирятся с его чудачествами, а любят Питера именно потому, что он такой. Они уважают его и как ученого, и как героя, поэтому за их совместными приключениями наблюдать куда интереснее.
Паук и Железный человек
Это отчасти вытекает из предыдущих двух пунктов, но все же тут отдельная проблема. В новой версии получается, что Питер был начинающим супергероем в нелепом костюме, который успел нагеройствовать не так много, когда его замечает Тони, выдает костюм, стипендию и порцию нравоучений. И это делает Паркера крайне вторичным, еще больше лишает самостоятельности.
Да, герою необходим ментор, который будет направлять его, помогать разобраться в себе – и тот же Стик в Сорвиголове Netflix справляется с этой ролью идеально. Он и учит Мердока, и сам при этом может драться не хуже, но он не затмевает ученика, не лишает самостоятельности, мы видим сознательный отказ Мэтта следовать по стопам учителя – у него своя мораль, своя грань дозволенного и свои приоритеты.
Из того что мы видели в «Противостоянии» и в трелейрах, Паркера и Старка равными не назовешь.
Тони относится к нему, как к ребенку, дарит игрушку, но снабжает ограничителями, не доверяет ему, обращается как с нашкодившим карапузом. Да, Паркер тоже восстает против учителя, но делает это не из сознательного несогласия с методами или моралью Тони, а именно как ребенок – я не хочу спать и не буду. Это капризы малолетки, а не противостояние идеологий, и поэтому смотреть за таким героем уже не столь интересно.
Было бы круто, если бы они докрутили арку «Гражданской войны» до конца. В комиксах во время конфликта с Кэпом по поводу регистрации героев, Тони точно так же берет под крыло Паркера, уговаривает его публично открыть свое имя общественности, дает новый костюм «Железный паук» с кибер-руками за спиной а-ля доктор осьминог. Вот только Паркер в тот момент уже взрослый человек и состоявшийся супер-герой, а не зеленый юнец, еще никем не успевший стать.
Поначалу он соглашается с Тони – герои должны принять ответственность идущую вместе с их силой и подчиниться закону. Но затем он понимает, что это фашизм, принуждение зашло слишком далеко – он высказывает это Старку и уходит на сторону Кэпа.
Вот это стоило бы сделать сюжетом «Возвращения домой». Разочарование Паркера в Тони и стороне, на которой он оказался. Он должен был увидеть последствия этого раскола героев и понять, что так нельзя. Подводные тюрьмы, преследования, обычные люди, оставшиеся без защиты, пока герои разбираются между собой. Это было бы очень в духе Паркера, как раз обладающего тем самым на удивление чутким моральным компасом, и создало бы достойную драму для фильма. Но опять же – фильма я еще не видел, возможно, там все именно так и сделали. Впрочем, сами понимаете, шансы минимальны.
В общем, я вижу проблему в том, что на данный момент образ нового Паука состоит на 70% из Старка – его менторства, его технологий, его влияния на супергеройскую карьеру Питера.
Это вроде сольный фильм, но что-то главный герой не слишком блистает самостоятельностью. Он вторичен по отношению к другому герою – куда более сильному, опытному и занимающемуся спасением мира куда дольше и совсем в других масштабах.
Тони бы, естественно, и сам спас людей на барже (прилетел же в конце) и со Стервятником разобрался, если бы сценаристы не придумали ему временное помутнение, которое позволило ему прошляпить такую угрозу. Паркер здесь выглядит героем не столько фильмов о взрослении, сколько детских комедий, где малыши спасают мир и останавливают преступников просто потому, что взрослых нарисовали слепыми дебилами, не замечающими очевидного.
Я понимаю, что они делают ориджин, но не в привычном нам смысле – про дядю Бена, а именно взросление Паука как героя.
Он преодолеет эту вторичность и инфантильность во втором-третьем фильме, и это интересно. Но он так и останется героем, который раскрутился благодаря Старку, а не стал самостоятельным героем до него. История про дядю Бена и преступников, которых Спайди должен остановить, потому что больше физически некому, конечно, куда более затасканная, но она сильнее и больше впечатляет своим героем. Здесь он останавливает злодея потому, что Питеру нужно доказать свою ценность и самостоятельность своему покровителю.
Трейлеры не впечатляют
Я не говорю, что трейлеры вышли несуразными или что проблема в монтаже роликов – я имею в виду, что сам фильм, который можно по ним представить не сильно интригует. Сами видео вроде тащат – хороший экшен, смешные шутки, ряд правильных работающих решений в концепции, много любимого всеми Дауни, Китон в роли Стервятника – кто вообще мог о таком мечтать?
И все же, как-то это все мелковато. Стервятник собирает инопланетное оружие, затем, похоже, крадет (или пытается украсть) оружие Мстителей, снабжает всем этим добром уличный сброд. Тони отдает Питеру костюм, но говорит не высовываться и ни во что серьезное не лезть, тот лезет, так как хочет проявить себя, лажает и костюм Тони забирает. Паркер в костюме из говна и палок бьется со Стервятником, Тони раскаивается и возвращает костюм, доверяя Паркеру финальный бой, «then they punch for a bit» ©, занавес. Это не спойлеры, это просто то, что становится очевидным из трейлеров. И да, это многовато.
Это нормальная линия для экшена, но в плане драмы, путешествия героя – как-то пусто. Где типичная для Питера борьба с сомнениями, неуверенностью в себе, попытка понять и принять свою роль героя? Все эти препятствия экстернализированы, воплощены в конфликте с Тони, навязывающим Спайди другую роль, про внутренние метания, которые всегда были в сердце историй Спайди, вряд ли будет отдельная линия.
Естественно, это всего лишь трейлеры и там могли просто не акцентировать на этом внимания, но даже ни намека? Судя по тону, тут все же не будут сильно давить на его внутренний путь, а это уже откровенно разочаровывает. Даже Паук Рейми при всей его мультяшности делал на этом огромный акцент – и это окупилось сторицей. Если тут мы этого не увидим, новый Паркер так и не станет для нас настоящим Спайди.
Честно говоря, этот Паркер все больше напоминает мне Майлза Моралеса, второго Человека-паука в Ultimate вселенной комиксов. Тоже еще более юный и неопытный, тоже несамостоятельный и постоянно пытающийся отделаться от опеки Ника Фьюри, запрещающего ему все.
Да и толстого друга в фильме точно рисовали с Ганке, друга Моралеса. Может и стоило тогда снимать сразу про Майлза?
Что вы думаете о предстоящем фильме? Ждете как никакой другой или какие-то из перечисленных аспектов подмочили и ваше ощущения от того, что мы можем получить? Возможно, у вас есть собственные причины ждать его меньше или больше, которые я не упоминал, делитесь.