02 июля 2017

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука

Уже 6 июля выйдет первый фильм в новой паучьей франшизе, «Человек-паук: Возвращение домой», а я внезапно для себя понял, что не так уж и жду этой премьеры. По крайней мере, я горю от нетерпения куда меньше, чем перед стартом «Логана», «Чудо-женщины», даже «Лигу справедливости» и «Черную пантеру» я жду куда больше. Как так, ведь Паркер всегда был моим любимым героем и в ожидании его прошлого фильма, разочаровавшего «Высокого напряжения», я засматривал до дыр все доступные трейлеры и считал дни до начала проката.
Уже 6 июля выйдет первый фильм в новой паучьей франшизе, «Человек-паук: Возвращение домой», а я внезапно для себя понял, что не так уж и жду этой премьеры. По крайней мере, я горю от нетерпения куда меньше, чем перед стартом «Логана», «Чудо-женщины», даже «Лигу справедливости» и «Черную пантеру» я жду куда больше. Как так, ведь Паркер всегда был моим любимым героем и в ожидании его прошлого фильма, разочаровавшего «Высокого напряжения», я засматривал до дыр все доступные трейлеры и считал дни до начала проката.

Если вы ждете «Возвращения домой» с нетерпением, я искренне рад за вас, я не собираюсь ругать фильм, который еще не видел, лишь пытаюсь разобраться в собственных ощущениях. Это мнение, оно никого ни к чему не обязывает.

Есть много факторов, которые могли бы повлиять на мое прохладное отношение к новой версии, но я знаю, что дело не в них, поэтому их стоит сразу перечислить и отбросить. Возможно, для кого-то из вас они как раз имеют куда большее значение.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 1

Усталость от ребутов

Паука перезагружают второй раз за пятилетку, это третья версия персонажа меньше чем за 20 лет. Так часто разные версии одного и того же персонажа еще не сменяли друг друга в истории кино. Между перезагрузками Бэтмена, Супермена и Фантастической Четверки проходило больше времени, а остальные супергерои по большей и вовсе имеют всего по одному киновоплощению. Росомаха появился на киноэкране раньше Паркера, а его до сих пор играет один и тот же актер, как и прочих персонажей вселенной «Людей-икс», пусть в их случае и добавились молодые версии тех же героев, но вселенная все та же.

Многих это действительно утомляет и обескураживает – только привыкли к одному пауку, его уже отменили и сняли нового. Меня, если честно, это особо не трогает. Класть Паука на полку и «дать ему отдохнуть», как предлагали некоторые фанаты, мне всегда казалось идиотской идеей. Нам нужно больше Спайди, а не меньше.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 2

Другие версии Спайди были лучше

Это могло бы стать одной из причин: я любил версию Уэбба и паука Гарфилда, мне жаль, что им не дадут шанс исправить ошибки сиквела и снять по-настоящему великий фильм в своей франшизе. Многие из вас, скорее всего, обожают версию Магуайра/Рейми и до сих пор скорбят о том, что четвертый фильм отменили и решили перезапустить франшизу. Еще одна новая версия по идее должна вызывать у нас тоску уже потому, что служит напоминанием о том, каких фильмов мы не получили. И уже не получим.

И все же, я не думаю, что это сильно влияет на мое ожидание «Возвращения домой». Да, я люблю Гарфилда, но самого персонажа я люблю больше, чем конкретное его воплощение. Паркер сам по себе куда больше любой из своих версий, поэтому я очень рад, что у нас есть новый Паук. Да, обширная франшиза с кучей сиквелов может позволить по-настоящему глубоко изучить мир, перебрать менее очевидных персонажей, дать зрителю большее ощущение живого мира, но перезагрузка тоже по-своему увлекательна. Новая версия ориджина, новый костюм, новый взгляд на историю, новый тон и подход к героям. Это здорово.

Версия героя от Marvel и Томма Холланда

Я уверен, что многим новый Спайди не импонирует уже из-за направления, который выбрала студия. Сделать Паркера настоящим школьником (которого играет реальный школьник, а не дылда 27 или более лет, притворяющийся подростком) и связать его тесно с Тони Старком – не всем это пришлось по душе. Искренние проявления восторга, фанбойства, задротства этой версии Питера, его канонично несмешные шуточки во время боя, его болтливость, его новый костюм – все это может кого-то напрягать.

Эта причина уже теплее – я не могу сказать, что в восторге от нового Паркера, и не совсем понимаю фанатов, которые орут «10 дядей Бэнов из 10, это ТОТ САМЫЙ Паркер». Проблема в том, что и отторжения такой Питер у меня не вызывает. Он нормальный, с ним можно работать, фильм про такую версию вполне может быть отличным.

Спайди Гарфилда попал в меня, он был не каноничным, но был интересным, это была свежая версия, в которой было много своего, он заставлял ему сопереживать так, как не удавалось многим другим киношным супергероям. Паркер Холланда пока такой мгновенной связи не вызывает, но ведь я и видел его лишь в паре сцен «Противостояния», где он был далеко не главным героем. Так что эта причина тоже не тянет на серьезную – по крайней мере для меня дело не в этом.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 3

Этот Паук – часть киновселенной Marvel

Не буду тянуть – это моя главная причина, и, вероятно, многих из вас она обескуражит. Как она может быть минусом? Ведь фанаты ждали этого годами, Паук вернулся к Marvel и присоединился к Мстителям, еще 5 лет назад мы представляли его в рядах супер-героев, спасающих Нью-Йорк от Локи и Читаури, и вздыхали о том, что никогда не увидим Паркера на одном экране с Тони Старком и Капитаном Америка. По крайней мере, не с этой версией персонажей уж точно – и вот мечта сбылась.

Это настолько большое и долгожданное событие, что даже название фильма посвящено ему – все понимают, что значит этот «хоумкаминг» на самом деле. Блудный сын вернулся к создателям, и уж они-то сделают все, как надо. Отобрать его у Sony, которые в попытках выдоить своего главного супер-героя уже дважды загнали его франшизу в могилу – что в этом может быть плохого?

Дело в том, что после того, как эту новую версию Паука представили в «Противостоянии», «Возвращение домой» воспринимается как сцена после титров.

Продолжение уже виденного. У него нет того ощущения новизны и самостоятельности, которые было у предыдущих воплощений. Нет очарования независимых историй, которые представляют свою собственную вселенную, увлекают в целый новый мир со своей атмосферой.

Раз это часть франшизы Marvel, новый фильм наследует не только планку качества и стабильности, но и плоскую цветовую палитру, сдержанные творческие риски, проверенную сюжетную схему, отработанное чувство юмора и так далее. Все что сделало киновселенную Marvel успешной в целом и делает каждый отдельный ее фильм все менее оригинальным, самобытным и способным удивить. Просто еще один эпизод сериала.

Ничего радикально нового в «Возвращении домой» мы, скорее всего, не увидим. Да, это формально снова фильм нового жанра для киновселенной – были тим-апы, фильмы про войну, шпионские триллеры и фэнтази-эпики, теперь – фильм о взрослении (если вы слабо представляет себе этот жанр, посмотрите мою подборку самых интересных современных его представителей). Но вряд ли это даст нам по-настоящему глубокий глоток свежего воздуха. Паук встал на конвейер и теперь он просто еще один супергерой, помещенный в отработанную упаковку киностудии Marvel.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 4

Паук в рядах Мстителей

Комиксов про Паркера я перечитал очень много, включая как минимум половину основного онгоинга, Amazing Spider-man, плюс дополнительные серии (весь прекрасный Ultimate Spider-man, включая версию с Майлзом Моралесом) и разнообразные ван-шоты. И то, что никогда не было самой чарующей их стороной – это истории, где Паук объединялся со Мстителями.

Дело в том, что Паркера любишь за его человечность, его наивную веру в добро, его комплекс мессии, его недостатки, его глупые шутки. Он интереснее всего, когда является главным и единственным персонажем. Стоит попробовать объединить его с каким-то более пафосным супергероем, и Паркер начинает казаться менее привлекательным, потому что все его недостатки, которые заземляют и сближают его с читателем/зрителем в сольных историях, в сравнении с более идеальными персонажами начинают выглядеть… кхм, недостатками.

Когда он заявляется в башню Мстителей становится очевидно и отношение к нему остальных супергероев – ну Паук он такой, милый и честный, но немного с придурью.

Мелет какую-то чушь невпопад, положиться на него зачастую нельзя, потому что удача от него отворачивается, и он постоянно опаздывает – и так далее. Смотреть на это несколько неловко, словно на твоих глазах облили грязью твоего друга и вроде как за дело. Хочется просто уйти и забыть об этом, уведя друга за ручку.

На фоне прочей марвеловской шоблы Паркер не самый умный (тут есть Рид Ричардс), не самый крутой изобретатель (есть Старк), не самый благородный и мудрый (есть Кэп) и не самый мощный даже в плане способностей (есть куча куда более перекаченных суперсилами персонажей). Да, он самый интересный как персонаж, самый популярный и зашибающий самые большие деньги своими комиксами – но это не сильно помогает самому Паркеру чувствовать себя комфортно рядом с коллегами.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 5

И именно так он и выглядел в «Противостоянии» – придурковатым подростком, которого более вменяемые взрослые герои просто использовали как наемную силу в своих разборках. Он им понадобился не как изобретатель, обладатель поразительной силой воли или моральный компас, а как оружие. Особого уважения они к нему тоже не питают, даже Тони, и это его покровительское полусвинское отношение сквозит и в трелейрах сольного фильма. Оно, опять же, может быть идеальным с точки зрения интересной динамики персонажей, но с чисто человеческой точки зрения за Паука просто обидно.

Он – главный супергерой Marvel, а Тони и все Мстители никому годами были нахрен не нужны со своими комиксами, они были так глубоко в тени Паучка и его тиражей, что говорить не о чем.

И стали популярны все эти Тони Старки, потому что Marvel сняли по ним кино, а пришлось им снимать про Тони Старков, потому что Паука у них не было – права они продали, спасаясь от банкротства. Был бы у них Паркер, именно с него они бы и начинали свою вселенную, а не с Тони. И вот такого отношения Питер в итоге заслуживает внутри этой вселенной? От этого как-то не по себе.

На контрасте – тим-апы Спайди и Фантастической четверки в комиксах как раз смотрятся великолепно, потому что там совсем другая динамика отношений. Ричардс, Грим и Штормы воспринимают Паркера не как оружие, а как члена семьи. Они знают его лично, они друзья, они не мирятся с его чудачествами, а любят Питера именно потому, что он такой. Они уважают его и как ученого, и как героя, поэтому за их совместными приключениями наблюдать куда интереснее.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 6

Паук и Железный человек

Это отчасти вытекает из предыдущих двух пунктов, но все же тут отдельная проблема. В новой версии получается, что Питер был начинающим супергероем в нелепом костюме, который успел нагеройствовать не так много, когда его замечает Тони, выдает костюм, стипендию и порцию нравоучений. И это делает Паркера крайне вторичным, еще больше лишает самостоятельности.

Да, герою необходим ментор, который будет направлять его, помогать разобраться в себе – и тот же Стик в Сорвиголове Netflix справляется с этой ролью идеально. Он и учит Мердока, и сам при этом может драться не хуже, но он не затмевает ученика, не лишает самостоятельности, мы видим сознательный отказ Мэтта следовать по стопам учителя – у него своя мораль, своя грань дозволенного и свои приоритеты.

Из того что мы видели в «Противостоянии» и в трелейрах, Паркера и Старка равными не назовешь.

Тони относится к нему, как к ребенку, дарит игрушку, но снабжает ограничителями, не доверяет ему, обращается как с нашкодившим карапузом. Да, Паркер тоже восстает против учителя, но делает это не из сознательного несогласия с методами или моралью Тони, а именно как ребенок – я не хочу спать и не буду. Это капризы малолетки, а не противостояние идеологий, и поэтому смотреть за таким героем уже не столь интересно.

Было бы круто, если бы они докрутили арку «Гражданской войны» до конца. В комиксах во время конфликта с Кэпом по поводу регистрации героев, Тони точно так же берет под крыло Паркера, уговаривает его публично открыть свое имя общественности, дает новый костюм «Железный паук» с кибер-руками за спиной а-ля доктор осьминог. Вот только Паркер в тот момент уже взрослый человек и состоявшийся супер-герой, а не зеленый юнец, еще никем не успевший стать.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 7

Поначалу он соглашается с Тони – герои должны принять ответственность идущую вместе с их силой и подчиниться закону. Но затем он понимает, что это фашизм, принуждение зашло слишком далеко – он высказывает это Старку и уходит на сторону Кэпа.

Вот это стоило бы сделать сюжетом «Возвращения домой». Разочарование Паркера в Тони и стороне, на которой он оказался. Он должен был увидеть последствия этого раскола героев и понять, что так нельзя. Подводные тюрьмы, преследования, обычные люди, оставшиеся без защиты, пока герои разбираются между собой. Это было бы очень в духе Паркера, как раз обладающего тем самым на удивление чутким моральным компасом, и создало бы достойную драму для фильма. Но опять же – фильма я еще не видел, возможно, там все именно так и сделали. Впрочем, сами понимаете, шансы минимальны.

В общем, я вижу проблему в том, что на данный момент образ нового Паука состоит на 70% из Старка – его менторства, его технологий, его влияния на супергеройскую карьеру Питера.

Это вроде сольный фильм, но что-то главный герой не слишком блистает самостоятельностью. Он вторичен по отношению к другому герою – куда более сильному, опытному и занимающемуся спасением мира куда дольше и совсем в других масштабах.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 8

Тони бы, естественно, и сам спас людей на барже (прилетел же в конце) и со Стервятником разобрался, если бы сценаристы не придумали ему временное помутнение, которое позволило ему прошляпить такую угрозу. Паркер здесь выглядит героем не столько фильмов о взрослении, сколько детских комедий, где малыши спасают мир и останавливают преступников просто потому, что взрослых нарисовали слепыми дебилами, не замечающими очевидного.

Я понимаю, что они делают ориджин, но не в привычном нам смысле – про дядю Бена, а именно взросление Паука как героя.

Он преодолеет эту вторичность и инфантильность во втором-третьем фильме, и это интересно. Но он так и останется героем, который раскрутился благодаря Старку, а не стал самостоятельным героем до него. История про дядю Бена и преступников, которых Спайди должен остановить, потому что больше физически некому, конечно, куда более затасканная, но она сильнее и больше впечатляет своим героем. Здесь он останавливает злодея потому, что Питеру нужно доказать свою ценность и самостоятельность своему покровителю.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 9

Трейлеры не впечатляют

Я не говорю, что трейлеры вышли несуразными или что проблема в монтаже роликов – я имею в виду, что сам фильм, который можно по ним представить не сильно интригует. Сами видео вроде тащат – хороший экшен, смешные шутки, ряд правильных работающих решений в концепции, много любимого всеми Дауни, Китон в роли Стервятника – кто вообще мог о таком мечтать?

И все же, как-то это все мелковато. Стервятник собирает инопланетное оружие, затем, похоже, крадет (или пытается украсть) оружие Мстителей, снабжает всем этим добром уличный сброд. Тони отдает Питеру костюм, но говорит не высовываться и ни во что серьезное не лезть, тот лезет, так как хочет проявить себя, лажает и костюм Тони забирает. Паркер в костюме из говна и палок бьется со Стервятником, Тони раскаивается и возвращает костюм, доверяя Паркеру финальный бой, «then they punch for a bit» ©, занавес. Это не спойлеры, это просто то, что становится очевидным из трейлеров. И да, это многовато.

Это нормальная линия для экшена, но в плане драмы, путешествия героя – как-то пусто. Где типичная для Питера борьба с сомнениями, неуверенностью в себе, попытка понять и принять свою роль героя? Все эти препятствия экстернализированы, воплощены в конфликте с Тони, навязывающим Спайди другую роль, про внутренние метания, которые всегда были в сердце историй Спайди, вряд ли будет отдельная линия.

Почему я жду «Возвращение домой» меньше предыдущих экранизаций Паука - фото 10

Естественно, это всего лишь трейлеры и там могли просто не акцентировать на этом внимания, но даже ни намека? Судя по тону, тут все же не будут сильно давить на его внутренний путь, а это уже откровенно разочаровывает. Даже Паук Рейми при всей его мультяшности делал на этом огромный акцент – и это окупилось сторицей. Если тут мы этого не увидим, новый Паркер так и не станет для нас настоящим Спайди.

Честно говоря, этот Паркер все больше напоминает мне Майлза Моралеса, второго Человека-паука в Ultimate вселенной комиксов. Тоже еще более юный и неопытный, тоже несамостоятельный и постоянно пытающийся отделаться от опеки Ника Фьюри, запрещающего ему все.

Да и толстого друга в фильме точно рисовали с Ганке, друга Моралеса. Может и стоило тогда снимать сразу про Майлза?

Что вы думаете о предстоящем фильме? Ждете как никакой другой или какие-то из перечисленных аспектов подмочили и ваше ощущения от того, что мы можем получить? Возможно, у вас есть собственные причины ждать его меньше или больше, которые я не упоминал, делитесь.

Комментарии 96
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Devilos
Devilos
Согласен по всем статьям. Смотреть нового паучка -это все равно что проходить третий раз заново хорошую игру. Да, интересно попробовать что нибудь новое в этом прохождении, но Вау-эффекта больше нет и хочется запустить поиграть что нибудь другое.