10 июля 2019

«Чекпоинт»: почему комикс о сражении десантников против монстров достоин вашего внимания

В мае 2019 года «Другое издательство» выпустило отечественный комикс «Чекпоинт». После анонса я долго не мог определиться — покупать его или нет. А вся проблема заключалась в абсолютно непонятном синопсисе. Теперь же комикс прочитан, и я готов поделиться своими впечатлениями.
В мае 2019 года «Другое издательство» выпустило отечественный комикс «Чекпоинт». После анонса я долго не мог определиться — покупать его или нет. А вся проблема заключалась в абсолютно непонятном синопсисе. Теперь же комикс прочитан, и я готов поделиться своими впечатлениями.

Начать стоит с истории, поскольку это наиболее занимательный элемент комикса. Сюжет повествует о группе воинов, которые принимают участие в масштабной десантной операции. Их цель — добраться до некого портала. Зачем им это нужно и что стоит на кону — не ясно. Однако со слов героев мы понимаем — задача не просто важна, а имеет прямо-таки сакральную значимость.

Такую минимальную вводную читатель получает на старте повествования. Никакого закадрового комментария, который бы описывал мир, в котором происходят события. Никакого знакомства с персонажами. Подобно героям, читателя бросают в самое пекло.

Стоит ли говорить, что по законам жанра высадка десанта проходит неудачно — корабль терпит крушение и разнообразной ватаге героев предстоит выжить и добраться до таинственного портала.

По ходу действия сюжета, отряду предстоит не раз сразиться с могучими монстрами, в дизайне которых угадываются библейские мотивы, встретиться со своими потаенными страхами и попытаться не поубивать друг друга. Об истинных же целях их путешествия станет известно лишь в конце. Сюжет здесь может преподнести пару добротных твистов.

Каждый из героев отряда напоминает некое клише, причем пришедшее скорее из видеоигр, нежели из кино: тут и святой воин, и маньяк-пироман с огромным огнеметом с ласковым именем Кляйф, и кибернетический самурай, постоянно говорящий о желании умереть в бою. Даже есть боевой знаменосец в виде маленькой девочки. Всех персонажей перечислять не буду, но думаю, что вы можете составить первое примерное впечатление по моим описаниям.

Кстати, о сеттинге! Вселенная комикса мне чем-то напомнила вселенную Warhammer 40k. Точнее будет сказать, что в комиксе присутствует схожий налет мистицизма и религиозности.

На эти мысли меня навели как реплики героев, так и образы монстров. Сама же команда, своим разнообразием напомнила о вселенной Overwatch — она такая же пестрая и разношерстная. Наконец мрачность и жестокость навеяла мне воспоминания об играх из серии Souls. Я уже говорил, что в этом комиксе очень сильно прослеживается влияние видеоигр. Угадал ли я с конкретными примерами, которые вдохновили — пусть каждый решит сам!

Почему же сюжет — занимательный аспект комикса? Для начала стоит сказать, что в комиксе очень мало текста. Полностью отсутствует закадровое описание экспозиции, диалоговая часть практически сведена на минимум. При этом в комиксе отлично работает визуальный способ подачи истории. Сценаристу Александру Лышову и художнику Александру Малышеву удалось рассказать емкую и увлекательную историю практически без слов. И это в комиксе, который позиционируется как боевик! В комиксе немало боевых сцен, но они, на мой взгляд, представляют наименьшую ценность. Рисунок наполнен различными намеками и деталями, которые рассказывают и дополняют историю — экипировка солдат, ландшафт, видения героев. Все эти мелочи помогают читателю сложить общий пазл сюжета в единую картину.

И что же здесь такого занимательного — спросите вы? А то, что такое встречается нечасто! В последнее время рисунку, как инструменту сценариста, уделяется очень мало внимания. Рисунок обычно призван либо радовать глаз, либо просто дополнять текст. Таковы актуальные механики написания комиксов — весь сюжет в тексте, а рисунок вторичен. За примерами ходить далеко не надо. Возьмите любой актуальный мейнстримный комикс: Batman, Amazing Spider-Man, XO-Manowar. Даже в совсем недавно прочитанных мною работах, таких, как God Country Донни Кейтса или Oblivion Song Роберта Киркмана. Во всех этих примерах истории рассказываются через текст. Таковы реалии рынка — сейчас бал правят сценаристы, а потом уже художники. Можно, конечно, вспомнить случаи, когда художник творит магию и читатель получает важную информацию из рисунка, как, например, в Gideon Falls, где художник Андреа Соррентино творит настоящие чудеса. Но это скорее исключение из правил, и таких наберется не так уж и много, что печально.

А в «Чекпоинте» как раз тот случай, когда рисунок поставлен во главу угла, но не по причине его качества и красоты, а потому, что именно с его помощью автор общается с читателем.

Чем больше я вчитывался в комикс, тем сильнее у меня складывалось впечатление, что такая история отлично подошла бы в качестве очередной серии замечательного анимационного проекта «Любовь, Смерть и Роботы» от Netflix.

Думаю, что такое сравнение поможет мне передать вам ту динамику и масштаб событий, которые развернулись на страницах комикса.

По итогу чтения выходит, что история получилась не самой сложной, но целостной — у нее есть четкая структура. Автор успел раскрыть наиболее важных персонажей, создать конфликт и привести это все к четкому финалу. И это за сорок восемь страниц! «Чекпоинт» берет не своим сюжетом и экшеном, а тем, что автор и художник не просто отлично сработали в тандеме, а самым правильным образом распорядились теми художественными инструментами, которые дал им комикс, как форма искусства. И это очень круто.

Теперь стоит поговорить о рисунке. И я не буду тянуть — художник Александр Малышев и колорист Елена Доронина просто молодцы. Я давно не встречал в русских комиксах настолько приятного рисунка (заметно вдохновленного работами Шона Гордона Мерфи), который еще и очень точно поймал атмосферу истории. Отдельно хочу сказать несколько слов о дизайне персонажей, монстров и окружения. Я не знаю, кто был ответственен за общую стилистику комикса, но смотрится все просто превосходно. Монстры с их явными библейскими отсылками выглядят как исполины. Ты словно ощущаешь их мощь и угрозу, которую они источают. Персонажи отлично прорисованы, а костюмы каждого подчеркивают их индивидуальные характерные черты, которые покажут себя по ходу сюжета (поймете при прочтении). Некоторые пейзажи тоже выдались очень запоминающимися.

Само издание вышло стандартным для книг в мягком переплете от «Другого издательства» (163×245 мм). Большего сказать не могу — каких-либо примечательных деталей у книги нет. Сама она очень тонкая, и по вышеназванным причинам прочитывается за 15-20 минут.

В итоге мы имеем довольно занятное чтиво. С одной стороны, это простой и незамысловатый боевик — его быстро читаешь и быстро забываешь. Но, с другой стороны, в этом комиксе очень грамотно используются механизмы передачи сюжета, что, к удивлению, встречается не всегда. История хоть и проста, но в ней нет ничего лишнего. Персонажи немного клишированные, но при этом выглядят живыми. Они боятся, злятся и ведут довольно лаконичные диалоги. Рисунок только выигрывает комиксу дополнительные очки.

В итоге получаешь удовольствие не от того, какую историю тебе рассказали, а как это сделали. А сделано все умело, красиво и со вкусом.

Стоит ли читать этот комикс? Определенно! Он не отнимет у вас много времени, но сможет подарить вам приятные эмоции. А я в свою очередь с нетерпением жду новую работу от творческого тандема Лышова и Малышева.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь