24 декабря 2014Игры
Обновлено 09.05.2015

Чек, наличные или кредитная карта?

Сегодня у игроков есть огромный выбор вариантов оплаты, от наличных и карточек до более гибких и безопасных виртуальных кошельков. Мы уже не помним, что когда-то играм было тяжело добраться до покупателей, и каждый новый способ покупки игр — от монеток до почтовых чеков — становился настоящей революцией и полностью менял облик индустрии.
Сегодня у игроков есть огромный выбор вариантов оплаты, от наличных и карточек до более гибких и безопасных виртуальных кошельков. Мы уже не помним, что когда-то играм было тяжело добраться до покупателей, и каждый новый способ покупки игр — от монеток до почтовых чеков — становился настоящей революцией и полностью менял облик индустрии.

Современные способы оплаты дают огромную свободу и максимальный комфорт. Электронные системы, от PayPal до QIWI позволяют покупать игры хоть из терминала на улице, хоть с мобильного устройства у тебя в кармане. Ты можешь дарить игры другим игрокам, не выходя из дома, пользоваться всевозможными скидками и спецпредложениями, или даже вообще настраивать автоматизированные платежи, продлевающие подписку на онлайн-игры или игровые сервисы вроде Xbox Live/PlayStation Plus. А когда-то купить игру было целой эпопеей и событием. Более того, останься игровой рынок в рамках традиционной физической розницы, мы бы просто не увидели многих жанров. Но давай начнем по порядку. А началась история игровых покупок аж в XIX веке.

Монеты в аркадных автоматах

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 1

Игровые автоматы по праву считаются первопроходцами в борьбе за содержимое карманов игрока. Расставленные в торговых центрах или специализированных салонах, ярко оформленные стойки привлекали внимание подростков симпатичным дизайном и увлекательными демо-роликами. Сначала Pacman и Arcanoid, а затем Street Fighter и Ridge Racer служили главным развлечением школьников 30-40 лет назад. Гигантский низкокачественный дисплей, пара стиков, несколько кнопок — вот и все, что было нужно для счастья среди молодежи в ту эпоху. За исключением еще одного незаменимого элемента любого игрового автомата: приемник монет.

Однако первые автоматы были намного проще — речь идет о машинах, появившихся еще в конце XIX века и получившие особую популярность в 30-х годах прошлого столетия. Главный символ той эпохи — пинбол, механическая установка, на которой с помощью двух рычагов нужно было гонять шарик по лабиринту и не дать ему упасть в низ «уровня». К сожалению, создатели таких устройств столкнулись с мощным сопротивлением от американских властей. Именно оплата с помощью монет позволила приравнять игровые автоматы к азартным развлечениям и до 1976 года запретить их установку в большинстве мест. Именно поэтому в кино и литературе того времени пинболл (да и остальные игровые автоматы) стали непременным атрибутом «злачных» мест и людей, «борющихся с системой».

Подавляющее большинство аркадных машин принимали монеты по 25 центов. Чтобы насладиться наиболее популярной и продвинутой игрой, требовалось скормить автомату монету в 1 доллар. Школьники экономили на завтраках, копили карманные деньги и покорно относили все свои сбережения в ближайший игровой салон. Фраза “Опусти монету и нажми на старт” мигала на всех без исключения экранах игровых машин всего мира, а звон мелочи стал символом подобных заведений и до сих пор стоит в ушах людей, кто в 70-е часто захаживал в парки виртуальных развлечений.

Жителям СССР тоже был не чужд такой досуг. Отечественные автоматы принимали монеты по 15 копеек, что отчасти послужило образованию культового статуса вокруг них. Спустя годы, правда, культура оплаты в залах игровых автоматов в нашей стране изменилась. В 90-е игрокам необходимо было закупить специальные жетоны, которые потом опускались в монетоприемник. Однако, в наши дни возрождается традиция расплачиваться с автоматом без посредников: огромное количество примитивных игровых машин в торговых центрах с легкостью принимают 10-рублевые монеты и смятые купюры.

Розничная продажа

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 2

С появлением игровых консолей на массовом рынке мир видеоигр присоединился к привычной системе капитализма, распространенной по всей планете. Прилавки магазинов заполнились коробками с Magnavox Odyssey, Atari 2600 и Microvision, а семьи всего мира выстраивались в очереди в торговых комплексах. Покупка своему чаду новой игровой приставки считалось самым желанным подарком на Рождество или дни рождения. Подростки постригали газоны соседям после школы и работали на автомобильных мойках по выходным, лишь бы скопить необходимую сумму для покупки этого чуда техники.

Игровая индустрия полностью перешла на схему единовременной покупки товара с неограниченным периодом эксплуатации. Это было невероятно удобно по сравнению с аркадными автоматами, в которых приходилось отдельно оплачивать каждый игровой сеанс. Единожды заплатив фиксированную сумму, родители больше могли не волноваться о том, что их ребенок собирает мелочь по всему дому, чтобы потом отнести всю отцовскую коллекцию юбилейных монет в ближайший салон. Конечно, никто не отменял регулярную покупку новых картриджей, но теперь хотя бы дети проводили время дома в гостиной, а не пропадали допоздна в сомнительных заведениях.

Магазины видеоигр обрели уникальную атмосферу волшебства. Каждый поход компании друзей в подобный салон по всплеску эмоций был сродни Рождественским праздникам: молодежь жадно пожирала глазами новые игры на стеллажах, бурно обсуждая новинки и прямо в торговых помещениях зачитывалась книгами с кодами и прохождениями. К концу 80-х никто не задавался вопросом «Покупать или не покупать консоль». Все рассуждали, что стоит купить — Sega или NES.

Shareware

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 3

Что делать маленьким разработчикам, у которых не было возможности поставлять свои игры во все магазины Америки? В 80-х молодой независимый разработчик по имени Скотт Миллер придумал, что он будет распространять по несколько уровней своих игр на онлайн-досках объявлений (BBS). Если игроку понравилось его творение, он сможет отправить чек разработчику по обычной почте и получить полную игру.

По такой модели распространяли первые версии Doom, Wolfenstein. Сам Скотт Миллер впоследствии основал собственную компанию под названием Apogee Software. Главное ее детище — конечно же Duke Nukem, целиком и полностью обязанный своим успехом модели shareware.

Однако отголоски той модели мы видим до сих пор. Shareware — предшественник демо-версий и фритуплея, а также крайне популярной в современных App Store-ах механике распространения игр. По сути, shareware — это и есть инди в чистом виде, продажа игр без участия крупных издателей, основанная на прямом контакте разработчика с игроками.

SMS

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 4

Если ваша бабушка собирает подшивки старых журналов и газет у вас в чулане, то вы всегда можете с легкостью окунуться в прошлое, пролистав пыльные стопки прессы прошлых лет. Пожелтевшие от старости страницы представят взору читателя экзотические рекламные объявления, которые тот уже не видел многие годы. Речь идет о списках Java-игр для мобильных телефонов.

Отправленная SMS стоимостью примерно $3 (курс на телефонах когда-то был в долларах, боже!) осуществляла заказ выбранной игры. В ответ покупателю приходила ссылка на скачку установочного пакета. Те игроки, кто застал эту эпоху, помнят, что вместе с сумасшедшими тарифами на WAP-интернет в результате игра обходилась куда дороже, чем заявленные изначально 3 доллара. Списки совместимости моделей телефонов и игр, десятизначные номера заказа… Романтика!

Впрочем, сейчас оплата через SMS никуда не делась: многие издатели казуальных игр требуют отправки платного сообщения с мобильного телефона для разблокировки полной версии того или иного продукта («Веселая Ферма», привет!)

Банковская карта

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 5

С развитием интернета широкое распространение получили виртуальные магазины. Зарегистрировавшись на сайте продавца и оставив в своем аккаунте номер своей банковской карты, люди получили возможность совершать покупки не выходя из дома. Больше никаких проблем с дефицитом товара, больше никаких бесконечных очередей в супермаркетах! Посылку доставляли прямо до двери покупателя, что экономило немало сил и времени, которые обычно люди оставляют в гигантских торговых центрах, которые иногда могут находиться на достаточно удаленном расстоянии от их дома.

Очевидным решением было начать продавать и игры он-лайн. Конечно, и сейчас есть желающие заказать в интернете игру на физическом носителе, а 20 лет назад таких было еще больше. Но владельцы относительно мощного сетевого соединения могли позволить себе совершать покупки непосредственно установочных файлов игры, скачивая их на свой компьютер. Впервые такая возможность была представлена аж в 1980-ом году: игры скачивались прямиком на консоль Atari 2600 через телефонный кабель. К концу десятилетия Nintendo запустили фактически первый цифровой магазин видеоигр, который, правда, долго не протянул, ибо пользователей интернета было еще не так много. А к началу нового тысячелетия мало кого уже можно было удивить фактом полноценной покупки цифровой версии игры через интернет.

В наши дни абсолютно каждый владелец консоли знает о существовании Xbox Live Marketplace и PlayStation Store. К сожалению, иногда покупки игр он-лайн могут показаться не слишком удачным решением из-за периодически возникающих недоразумений (например, история с предзаказом GTA 5). Тем не менее, сейчас количество людей, покупающих цифровые версии игр в интернете растет с каждой проданной консолью

Альтернатива банковским картам

Как ни странно, оплата игр с помощью карточек подходит далеко не всем — на такой случай и придумали виртуальные средства оплаты. QIWI Wallet, PayPal, Яндекс.Деньги, WebMoney и многие другие. Кого-то пугает перспектива каждый раз передавать кому-то свои платежные данные. У кого-то (например, у наших самых младших друзей) просто нет карты, а родители уж точно не хотят совать свой зарплатный «пластик» в экран Steam или World Of Tanks. Да и вводить свои данные каждый раз довольно утомительно. Суть электронных платежных средств одна и та же: отсутствие обязательной привязки к карте (QIWI, например, можно пополнять через терминалы на улице), удобный интерфейс, понятная статистика платежей, а также возможность очень быстро подключить свое платежное средство в ту или иную игру.

Б**/**У продажи

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 6

Цена только что вышедших игр зачастую может отпугивать игроков. Многие люди не могут позволить покупать себе в коллекцию каждую новую вышедшую игру. В этом, в принципе, и нет необходимости, так как сложно представить, сколько нужно времени, чтобы поиграть в абсолютно каждую игру. Но иногда желание попробовать новинку настолько велико, а до ближайшей зарплаты еще так много дней… На помощь игрокам спешат магазины поддержанных видеоигр.

GameStop и EB Games прославились в том числе тем, что выступали в роли своеобразного ломбарда и позволяли игрокам обменивать свои старые игры на новые с небольшой доплатой. «Тоже мне, очень инновационно» — скажут отечественные игроки. Кто в свое время не бегал обменивать картриджы в подпольные ларьки с играми? Только в нашем случае представители индустрии не сильно переживали насчет ущерба, который потенциально наносят подобного рода махинации продажам. Насчет политики GameStop же нередко можно услышать опасения, что действия компании вредят числу проданных копий игры. Издатели и так не сильно радовались тому, что один диск с их игрой ходит по рукам десятков людей, так теперь это еще и поощряется магазинами на индустриальном уровне.

Подписка

Чек, наличные или кредитная карта? - фото 7

Если вы не прожженный собственник и не горите желанием оставить купленную игру в наследство внукам, то, вероятно, после прохождения вы захотите обменять копию игры на другую в том же GameStop. Но если вы в любом случае не собираетесь оставлять диск с игрой в домашней коллекции, то есть вариант куда удобнее — взять понравившуюся игру на прокат. В арену сдается жилье, автомобили и даже самолеты. Чем видеоигры хуже?

Последний десяток лет процветают сервисы, предоставляющие временный доступ к библиотеке игр за ежемесячную плату. Крупнейший представитель отрасли, компания GameFly, по почте рассылает своим клиентам DVD с играми. Но по-настоящему любопытные услуги оказывает облачный сервис OnLive, дающий доступ к своему каталогу игр через интернет. В этом случае все упирается не в производительную мощность машины, а в интернет-соединение: сама игра запускается на удаленном сервере компании, отправляя игроку лишь картинку и звук. Эта практика позволяет играть в новейшие игры хоть на планшете, если скорость соединения позволяет.

Особенно интересно звучит критика деятельности OnLive со стороны Sony. В 2009 году японский гигант выражал опасения насчет ущерба, который может понести игровая индустрия из-за политики такого рода облачных сервисов. А спустя 3 года в 2012 году Sony взяла и купила главного конкурента OnLive — сервис Gaikai, сделав его частью своей экосистемы PlayStation.

Такой же метод оплаты взят на вооружение и в MMO-играх. В платных многопользовательских он-лайн играх типа WOW игроку сразу же предлагают выбрать не только никнейм и расу, но и удобный ему способ оплаты. Оплачивать время, на которое тебе откроется возможность исследовать мир игры, можно с помощью банковской карты. Также, желающие могут купить специальную игровую тайм-карту, на которой указан код, дающий доступ к игре на 30 или 60 дней.

Микроплатежи

Самый беспощадный и жестокий метод заработка в игровой индустрии. Внутриигровые покупки через микротранзакции приходят к игрокам в самых страшных ночных кошмарах, не давая пройти любимую игру без обязательной покупки ультрамощного оружия, оставляя в придачу кастомный вид персонажа и красивый забор для фермы.

Покупка различных кристаллов, ускоряющих постройку сооружений, или красивых шляпок для аватара — единственный вариант заработка студий, если их игра распространяется по модели Free-2-Play. Пользователи могут играть бесплатно сколько угодно, иногда просматривая рекламные объявления (которые, надо заметить, бывают довольно назойливыми). Метод оплаты тот же — старая добрая банковская карточка.

Рубли, доллары, евро, юани — сотни тысяч игроков по всему миру каждый день покупают новые видеоигры. Капиталистический мир всегда найдет способ упростить отношения продавец-покупатель еще сильнее, сделав процесс покупки еще более удобным и интуитивным. Вероятно, еще через 15 лет мы будем вспоминать о сегодняшних способах покупки видеоигр, как о доисторических и крайне неудобных методах.

Комментарии 17
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
OXYBOT
OXYBOT
Спасибо за познавательную историю способов оплаты игр...
Niflung
Niflung
Довольно-таки интересная статья! Вот именно таких статей не хватает канобу, вместо таких, пишите всякую хрень... Автор, пиши побольше таких статей.
UKURENIY
UKURENIY
Как вспомню свой старенький ZX SPECTRUM , собранный мне отцом программистом, то аж слезу вышибает =) Загрузка игр с кассетника...романтика!