Продолжая метафору, масло становится кровью. Инженеры знают о прямой зависимости между отдачей двигателя и сбалансированностью характеристик моторного масла. Стоит взглянуть на болиды «Формулы 1» — практически на каждом логотип смазочных материалов — и это не только реклама. Совместная работа гоночных команд и создателей моторных масел началась отнюдь не вчера, и даже не на прошлой неделе. Та же марка масел Elf от TotalFinaElf представлена на трассах «королевских гонок» еще с конца 60-х 20 века. Поговаривают, что были периоды, когда продукцией Elf пользовались до 70% команд «Формулы 1». В основном они поставляли спортивный бензин, но и гоночным масла имели свою солидную долю.
Немного матчасти
Масло — часть того великолепно сыгранного и настроенного ансамбля гоночного мотора. Изыми любой инструмент — и ансамбль начнет немилосердно фальшивить или попросту развалится. «Первая скрипка» этого сплоченного коллектива — двигатель, который работает в экстремальных условиях. Он вынужден отдавать максимум того, на что способен, в течение очень долгого времени, стабильно, надежно и без провалов. Жизнь гоночного мотора — это постоянные перегревы, перегрузки и много других «пере». А ведь помимо F1 есть и куда более продолжительные гонки — те же «24 часа Ле-Мана».
Стабильно работать помогает масло. Оно минимизирует трение, по мере сил уберегает компоненты двигателя от износа и порой используется даже в системе охлаждения. Одно из неотъемлемых свойств спортивного масла — высокая вязкость. Чем горячее масло, тем лучше оно течет.
Перегретый спортивный мотор с неправильно подобранным маслом рискует остаться вообще без смазки: она попросту вытечет. А масляное голодание неминуемо приводит к смерти двигателя.
Поэтому полностью синтетическая или эстеровая основа гоночного масла выстраивается таким образом, чтобы оно оставалось достаточно густым и не теряло смазочных свойств даже при экстремально высоких температурах.
Пакет присадок
Важную роль играет адекватно подобранный пакет присадок. «Волшебный порошок» в составе масла должен уберегать двигатель от износа, а само масло — от вспенивания, при этом не забывая о продуктах сгорания. Хорошее масло умеет удерживать внутри себя частицы сажи и прочие совершенно ненужные в моторе мелочи, не позволяя им налипать на детали двигателя. Масло должно сопротивляться окислению. Спортивные смазочные материалы — это высокотехнологичный продукт, разработанный под конкретную задачу: не дать мотору погибнуть в течение гонки.
Создатели гоночных масел всех своих тайных рецептов не раскрывают даже тогда, когда им задают конкретные вопросы. Но чаще всего производители утверждают, что в качестве основы для спортивного продукта используются те же составы, что и для масел массовых линеек, а все отличия заключаются в скрупулезном подборе присадок. Верить этому или нет, каждый решает для себя сам. Но не приходится сомневаться в том, что опыт, который нефтяные корпорации получают на гоночных трассах, позволяет им улучшать и моторные масла для рядовых автомобилистов. Именно таким образом у многих крупных брендов появляются специальные предложения для моторов гражданских спорткаров — от VW Golf GTI до BMW M5 или Nissan GT-R. Многолетнее партнерство Elf и Renault на гоночных трассах и в обычной жизни привело к выходу на рынок линейки масел Evolution, которая со временем разрослась до целого семейства. Сейчас под этой маркой Elf предлагает универсальные решения для любых автомобилей, в том числе и спортивных.
И чаще всего по основным параметрам такие «гражданские» масла соответствуют тем самым спортивным маслам, которые бегут по жилам «формульных» моторов: условия работы в целом-то совпадают. Правда, основное отличие дорожного масла состоит в том, что оно приспособлено для длительной ежедневной эксплуатации. Ни один автовладелец не будет менять масло в двигателе после каждой поездки по маршруту «дом-работа-дом». К примеру, таким маслам чуть понижают вязкость с учетом более щадящих температурных режимов, оптимизируют для холодной погоды — общеизвестно, что Россия с ее морозами особенно требовательна к способности масла не загустевать при суровом минусе. Про моторное масло ELF Evolution 900 SXR русские водители отмечают, что машина без проблем заводится и в −42С. И это важно. Производители изменяют пакеты присадок с прицелом на длительные пробеги, приспосабливают к долгой работе мотора на холостых оборотах — все мы любим постоять в пробках.
И все же, если на канистре масла авторитетного производителя имеются слова Sport, Energy, Evolution или Rally, то, вероятнее всего, это масло имеет спортивные корни и при этом подходит для обычных ежедневных поездок. Такое масло при необходимости можно залить даже в гоночный мотор — его происхождение станет своего рода залогом добротной работы в экстремальных условиях. Синтетическая основа, высокая термическая стабильность, оптимизированные вязкостные характеристики и пакет присадок — противоизносных, диспергирующих, антифрикционных и целого ряда других — обеспечат «выживаемость» двигателя, настроенного на работу на пределе.Таким образом, частица суперкара может оказаться внутри любого автомобиля — хотя, конечно, не будет лишним, если характер этого автомобиля также наделен хоть малой толикой спортивных черточек.
Чё за хрень? коноба завязывай!