C чего начинать смотреть корейское кино? Ультимативный гайд для любителей «Паразитов»
Чтобы этого не случилось, Александр Башкиров и Ибрагим Аль Сабахи (нежно любившие азиатский кинематограф еще тогда, когда Пон Чжун-хо снимал фильмы о гигантских головастиках-убийцах) при участии Александра Трофимова предлагают вашему вниманию гайд по корейскому кино.
При подходе к материалу мы решили не разбивать его по режиссерам или актерам, а вместо этого выделить самые характерные, на наш взгляд, разновидности кино Кореи. Не принимайте нашу классификацию слишком строго — сами корейцы никогда не стесняются заступать за любые границы (благодаря чему, вероятно, их кино и задавило практически все остальные виды жанрового кино помимо голливудского). Также готовьтесь к жесткому взрослому контенту и весьма специфической местной комедийности, которая просачивается даже в самые мрачные драмы, — равно как и к потрясающим экшен-сценам и безумно красивому и лиричному кадрированию.
В том случае, когда мы предлагаем 2 и более фильмов в одной «номинации», для более полного впечатления их лучше смотреть подряд, в режиме double или triple feature. Приятного просмотра — искренне завидуем тем, кому лишь предстоит знакомство с лучшим в мире (по нашему скромному мнению) кинематографом.
Лучший фильм о фильме
«Несмонтированный фильм», 2008
Режиссер: Чан Хун
В ролях: Со Джи-соп и Кан Джи-хван
Потрясающая картина с обманчиво-простым сюжетом, соединяющая в себе лучшие черты артхауса и корейского жанрового кино о бандитах (над которым, собственно, картина и издевается). Главный герой — популярный актер из бандитских боевиков, который постоянно калечит своих партнеров, устраивая с ними драки по-настоящему.
Во время очередного запоя он знакомится с реальным (во всех смыслах) бандюком — и так впечатляется его поведением, что зовет сниматься в свой очередной фильм. В ответ бандюган ставит 1 условие: все драки в фильме будут настоящие. «Но я должен победить в финале». «Сможешь — победи».
Остаток картины, собственно, и состоит из очень творчески и подчеркнуто не-по-киношному поставленного мордобоя на съемочной площадке — с перерывами на меланхоличные зарисовки из жизни корейской мафии и богемы. Да, перед нами своего рода локальная версия Get Shorty или «Пуль над Бродвеем» (или даже «Однажды в Голливуде») — но это лучшая, самая жесткая и необычная версия такого рода истории о волшебной силе киноисскуства.
К финалу фильм как-то назаметно забирается на самую верхнюю полку гениальности — последняя драка с заимствованиями из «Бродячего пса» Куросавы, идеальный последний кадр… А секрет прост: сценарий к фильму писал знаменитый Ким Ки-Дук на пике творческого расцвета.
Автор: Александр Башкиров
Лучший триллер
«Воспоминания об убийстве», 2003
Режиссер: Пон Чжун-хо
В ролях: Сон Кан-хо и Ким Сан-ген
Корейское кино начинаешь смотреть, когда тебя в очередной раз разочаровало русское и американское (корейцы-режиссеры в нашем топе лучших фильмов всех времен уступают только этим двум национальностям). Там есть Пак Чхан-ук с его Old Boy, Ким Ки-дук с «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» и Ким Чжи-ун с «Хороший, плохой, долбанутый» и «Я видел дьявола». Но это все — либо артхаус, либо жанровое кино, пусть и фантастически хорошо написанное и снятое.
Из всех корейцов только режиссер и сценарист Пон Джун-хо претендует на звание абсолютного гения, снимающего очень сложное и бесконечно-творческое кино для всех, кино мирового уровня. Я очень люблю его The Host — очень своеобразную смесь monster movie в духе «Челюстей» или «Годзиллы» и безысходно-черной корейской трагикомедии. «Мать» 2009 года — один из величайших современных триллеров, очень оригинальное и беспощадное кино, которое лично я бы поставил в первую десятку нашего топа-100 без всяких скидок на то, что оно «слишком новое» и что его «мало кто видел».
- «Воспоминания» на 29 месте в нашем топе-100 лучших фильмов всех времен
- Лучшие фильмы о серийных убийцах
Но «Воспоминания об убийстве» — лучший фильм Джун-хо и, следовательно, лучший корейский фильм. Пересказывать его сюжет бессмысленно: он вам напомнит сразу все фильмы Дэвида Финчера, переснятые каким-то азиатом. Тут и реальная история охоты на маньяка в конце 80-х (убийцу так никогда и не поймали). И пара полицейских с очень разными взглядами на жизнь, которые в процессе охоты успевают продемонстрировать самые блестящие профессиональные качества, но при этом надломиться в личном плане. Из истории о серии преступлений гениальный режиссер сделал фильм, опирающийся на весь мировой кинематограф на эту тему, но при этом непохожий ни на один из первоисточников.
Сцены убийств тут более страшные, чем в любом хорроре, совершенно сногсшибательно снятая погоня — более напряженная, чем в любом боевике, поиск подозреваемых и работа с ними — более захватывающие и непредсказуемые, чем в любом триллере. Но это не хоррор, не триллер и не детектив, это кино без жанра и аналогов.
Трудно объяснить, почему работа Пон Джун-хо ТАК действует на зрителя: частично это объясняется полной синергией сценария и режиссуры, драматургии и картинки, в каждом эпизоде подталкивающих друг друга на новый уровень кино. Частично — уникальным видеорядом, в котором одинаково умело используются свет и темнота, яркие дневные цвета и ночные полутона, то, что мы видим и то, о чем можем только догадываться. Частично — тем, как Джун-хо снимает движение, экшен, какую энергию создает переходом от полной неподвижности камеры к ее плотному движению перед бегущими в экран героями (и величайшая визуальная шутка в фильме построена на том, что персонажи видят то, что остается за кадром для зрителя).
Но это все частности — как и то, насколько тщательно в этом фильме выверены и сбалансированы начало, середина и конец (обычно в фильмах о непойманном маньяке что-то одно да провисает, как в «Зодиаке» Финчера). В целом «Воспоминания об убийстве» — один из редких фильмов, которые не поддаются описанию или пересказу, кино в чистейшем виде, любой кадр которого стоит сотни, трейлер — тысячи, а просмотренная на YouTube сцена погони (см. выше Memories of Murder — Chase Scene) — миллиона слов.
Автор: Александр Башкиров, в оригинале опубликовано в тексте «Топ-100 лучших фильмов по версии «Канобу»
Лучший фильм о монстре
The Host, 2006
Режиссер: Пон Чжун-хо
В ролях: Сон Кан-хо, Пен Хи-бон, Пак Хэ-иль и Пэ Ду-на
Я не использую чудовищное (в плохом смысле) русскоязычное название фильма, но для удобства поиска приведу его здесь: «Вторжение динозавра».
Задолго до того, как набирать полные руки золотых статуэток от американской Киноакадемии, режиссер-сценарист «Паразитов» снял и написал локальную версию американских monster movies — о гигантском головастике, вылезающем из сеульской канализации и похищающем людей. Поскольку Чжун-хо прошарен в американском кино не хуже Квентина Тарантино, он ловко вклинивается в смежные жанры. Монстр из фильма повадками больше напоминает маньяка из «Молчания ягнят», нежели акулу из «Челюстей».
Стоит отметить просто превосходную работу мастеров визуальных эффектов из новозеландской студии Weta (модель чудовища) и американской The Orphanage, задним числом врисовывавших монстра в корейский фильм. Чудовище нам показывают открыто, при ярком солнце и практически с первых кадров — и оно все равно искренне впечатляет даже в 2020 году, не говоря уж о ранних 2010-х.
Это один из лучших фильмов о монстрах (и поверьте, я смотрел МНОГО фильмов о монстрах самого разного качества), в сценарии которого, тем не менее, больше общего с «Паразитами», чем с американскими аналогами. Тут и идея разрозненной корейской семьи, объединяющейся перед лицом общего врага — и набрасывающейся на монстра, слово лейкоциты, чтобы спасти своего пропавшего ребенка. И архетип Очень Спокойной Корейской Девушки, который с таким блеском вернется в лице одной из героинь The Parasite, и даже спортивное прошлое 1 из героев. И, конечно же, Сон Кан-хо в роли еще одного заторможенного корейца, способного на большие поступки.
Автор: Александр Башкиров
Лучшая драма
«Мать», 2009
Режиссер: Пон Чжун-хо
В ролях: Ким Хе-джа, Вон Бин
Еще один безусловный шедевр режиссера-сценариста Пон Чжун-хо, на сей раз отказавшегося от фирменных приемов из «Воспоминания об убийстве» и The Host, чтобы снять очень камерную и приземленную сценарную драму.
Вместо киноактеров уровня Сон Кан-хо в главных ролях — суровая ветеранша корейского телевидения и новомодная сверхвезда того же корейского ТВ, который известен по своей фантастической придирчивости в выборе ролей. Вместо технического блеска, долгих планов, полетов камеры и эффектов — почти документальная (но все еще красивая) манера съемки, больше напоминающая фильмы Юрия Быкова или Андрея Звягинцева.
Но на первом месте тут сюжет — лучший, наверное, сценарий Чжун-хо, история, настолько же остросюжетная, насколько и лишенная какого-либо явного действия. У главной героини «закрывают» умственно отсталого сына — по обвинению в убийстве девушки. Остаток картины мать идет на любые, даже самые беззаконные и опасные действия, чтобы доказать его невиновность, в какой-то момент даже объединяя усилия с местным бандитом. Все, что она может противопоставить некомпетентности местной полиции, равнодушию или откровенной агрессии жителей маленького городка — это навыки акупунктуры.
Такой вот корейский «Дурак» (точнее, «Дура») — или, может быть, корейские «Билборды», — концовка которых в лучшем духе Пона разрушит до основания и героев, и зрительские представления о том, что возможно и невозможно в такого рода кино. «Мать» — 2 лучший фильм Пон Чжун-хо после «Воспоминаний об убийстве» (и перед «Паразитами»).
Автор: Александр Башкиров
Лучшая комедия
«Экстремальная работа», 2019
Режиссер: Ли Бен-хон
В ролях: Рю Сын-нен, Ли Хани, Чин Сон-гю, Ли Дон-хви и Кон Мен
«Экстремальная работа» — один из главных кинохитов Южной Кореи, собравший 120 $ млн. при бюджете в 5 $ млн. Американцы даже выкупили права на ремейк с Кевином Хартом.
Картина начинается с того, что местный отряд полиции с треском проваливает тайную операцию по поимке преступника. Причем довольно нелепым, но очень смешным способом. Получив по шее от начальства, ребята осознают, что если они не поймают какую-нибудь крупную рыбу, то их просто расформируют. И гениальная идея озаряет их — купить убыточный ресторан с курицей, в которой постоянно ходят закупаться преступники, обитающие рядом. Отличное прикрытие, да? Только вот готовить курицу оказывается гораздо прибыльнее, чем ловить преступников, а ловить надо.
Уморительное кино, где огромное количество прекрасно работающих шуток удачно смешано с неплохо для комедии поставленными экшен-сценами, а уж главные герои своей фантастической нелепостью сразу западают в душу. И все это еще и стильно снято. В картине есть все, чтобы понравиться зрителю, который не знаком с корейскими кинематографом, но хочет посмотреть что-то простое, но цепляющее.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи
Лучшая киносага
Трилогия о возмездии, 2002-2005
Режиссер: Пак Чхан-ук
В ролях: Сон Кан-хо («Сочувствие господину Месть»), Чхве Мин-сик («Олдбой») и Ли Ен-э («Сочувствие госпоже Месть»)
Если вы задаетесь вопросом, что это вообще — это «Олдбой», ребята, все нормально. Но помимо всем знакомого шедевра в трилогии есть еще два фильма, которые так же заслуживают вашего внимания. А еще у Пака Чхан-ука есть великолепные «Порочные игры», влюбившие меня в Мию Васиковску (по сценарию главной звезды «Побега» Вентворта Миллера), есть потрясающая «Жажда» — история о вампирах, рассказанная максимально реалистично, через быт и экзистенциальную драму, есть прекрасная недавняя «Служанка», попавшая на верхнюю строчку моего топа 2016 года, есть грандиозная «Объединенная зона безопасности», упоминающаяся в том числе в топе-20 Тарантино, есть яркий «Я — киборг и это нормально».
В общем, не «Олдбоем» единым, Чхан-ука нужно смотреть всего, он великолепен. Для него характерны запредельно талантливая синематография и свежие идеи, глубина и атмосферность, ужасающая жестокость и предельный эмоциональный накал.
«Олдбой» (только бога ради не смотрите американский ремейк, он абсолютно ужасен), несмотря на все вышеперечисленное, все еще самый яркий и цельный фильм Пака. Это экранизация одноименного комикса, а история представляет собой «Графа Монте-Кристо» с твистами и надстройками, то есть это история мести — жестокой не по-голливудски, но по-гоголевски, когда пугает не кровь и кишки, а глубина человеческой злобы и мерзости, извращенность фантазии настоящих «мстителей».
Картина потрясающе красива: по композиции, работе с ключевыми цветами, ей просто нет равных, тут напряженные реалистичные драки, великолепная музыка, закрученный, не отпускающий до конца сюжет и откровения о человеческой природе, которые мало кто выражал так ярко и емко.
Первый фильм трилогии максимально выделяется — тем, что он наиболее традиционен и похож больше на обычный арт-хаус вроде фильмов Ким Ки Дука, нежели на сюр и разноцветную экспрессию следующих двух лет.
Яркие гиперболы в подаче истории, уход в стилизацию и образность от реализма в трилогии растет постепенно. От сдержанного «Господина» через динамичного «Олдбоя» к еще более оторванной и вычурной «Госпоже». Отмечу, что именно «Госпожа» запала мне в душу сильнее всего, там есть ряд сцен, которые остаются в памяти навсегда, чего-то настолько настоящего, страшного в своей бытовой жестокости, не встретишь больше нигде. Если вы все-таки решитесь исследовать фильмографию этого выдающегося режиссера, начните с «Госпожи Месть», затем можно смотреть «Служанку», «Порочные игры» и «Жажду», заканчивать — в произвольном порядке.
Автор: Александр Трофимов, текст впервые опубликован в материале «Топ-100 лучших фильмов по версии «Канобу»
Лучший артхаус
«Пустой дом», 2004
Режиссер: Ким Ки-дук
В ролях: Ли Сын-ен, Чэ Хи, Квон Хек-хо
Гений корейского кино Ким Ки-дук обязан быть в этом топе. Самым очевидным выбором был бы его самый мощный фильм: «Весна, лето, осень, зима… и снова весна», можно было поставить и камерную, но глубокую «Натянутую тетиву» или еще какой-то из его щедрой фильмографии, но мне хотелось рассказать именно про «Пустой дом», наверное, самый волшебный и романтичный его фильм.
Я цепляюсь за него не в качестве удобной точки для знакомства с корейским кинематографом или с этим конкретным мастером, он запомнился мне как редкая картина, демонстрирующая совершенно другое мировосприятие.
Парень развешивает рекламные листовки на двери домов — только для того, чтобы вернуться позже и вломиться в те дома, где хозяева явно в отъезде — ведь листовки с двери никто не снял. Но наш герой — не вор и не сквоттер, вместо того, чтобы обчистить эти квартиры, он стирает белье жильцов, чинит сломанные вещи — пытается оставить это место в лучшем состоянии, чем застал его. Эдакая секретная Мэри Поппинс. Не всегда, впрочем, это вмешательство заканчивается хорошо.
Но настоящий сюр начинается, когда наш герой благодаря тренировкам учится быть невидимым. Никакой фантастики — он просто предугадывает, куда пойдет и куда посмотрит его жертва, всегда оставаясь у нее за спиной, вне поля зрения. Меня фильм зацепил на долгие годы именно этой концепцией — превратить героя в настоящего ниндзя, но использовать это не для зрелищных экшен-сцен, а для демонстрации его философии и уникального взгляда на жизнь. Потрясающие сцены финала не могут не остаться в вашей памяти на всю жизнь.
Автор: Александр Трофимов, текст впервые опубликован в материале «Топ-100 лучших фильмов по версии «Канобу»
Лучший шпионский боевик
«Стальной дождь», 2017
Режиссер: Ян У-сок
В ролях: Чон У-сон и Квак То-вон
Для Южной Кореи тема противостояния с Севером больное место, но они всегда стараются найти в этом что-то хорошее. Мечты о том, что однажды Кореи смогут наладить отношения, отображаются в их фильмах. Так и здесь. Представители противоборствующих сторон приходят к взаимопониманию, чтобы остановить будущие трагические события.
По сюжету в Северной Корее случается государственный переворот, сопровождающийся уничтожением невинных людей при помощи американского оружия «Стальной дождь» и обвинением во всем Кореи Южной. Она якобы украла оружие у американских коллег и совершила это дерзкое покушение на лидера. Попытка провалилась, так как вождя спас один добропорядочный бывший шпион. Только увез он его в Южную Корею, а за ним по следу уже направились.
Интересное и динамичное кино с многослойным сюжетом. Тут и представители других стран пытаются понять с кем им выгоднее сотрудничать, и текущий и будущий президенты, решающие, как реагировать на угрозу Северной Кореи, ведь их взгляды на решение проблемы различаются довольно сильно. Ну и куда уж без невероятной химии между северокорейским шпионом и южнокорейским чиновником, которые находят время подтрунивать друг над другом. Насыщенный событиями сюжет не сбавляет оборотов до самого финала. А с дуэтом героев просто жалко расставаться.
Отдельно стоит отметить постановку экшен-сцен: никакого балета и тряски камеры. Резко, жестко и с умом. Особенно хорош тактический момент с гранатой и грудой тел, нужной, чтобы проломить пол и завалить стреляющих снизу. Один из немногих достойных представителей высокобюджетного корейского кинематографа.
Автор:Ибрагим Аль Сабахи
Лучший экшен
«Cвири», 1999, и «Берлинское дело», 2013
Режиссеры: Кан Джэ-гю и Рю Сын-ван
В ролях: Хан Сок-кю, Чхве Мин-сик и Ким Юн-джин («Шири»); Ха Джон-у, Хан Сок-кю и Рю Сын-бом («Дело»)
«Свири» (он «Шири» в прокате за пределами Кореи) — фильм, с которого для большинства западных зрителей вообще началось знакомство с корейским кинематографом (не только боевиками). Формально это первый блокбастер нового корейского кино, сознательное подражание лучшим американским образцам и продукт экономического бума, наступившего в стране в конце 90-х.
Сюжет удручающе пресный даже по меркам того времени — южнокорейский агент охотится за внедрившейся в страну северокорейской снайпершей и людьми из преданного ей подраздаления, планирующего взорвать мирную конференцию в Сеуле. Разумеется, он в нее влюбляется.
Фильм представляет интерес лишь многочисленными сценами «контакта» элитных отрядов двух Корей – они поставлены в необычном для кинематографа 90-х (да и наших дней) стиле. Герои бегают не по одиночке, а большими группами, очень быстро стреляя и убивая друг друга согласно канонам тактики боя малых подразделений. Статисты гибнут толпами, а более значимых персонажей буквально расстреливают в куски.
Автор: Александр Башкиров
По сюжету «Берлинского дела» операция южнокорейский спецслужб пошла прахом, когда в нее вмешался северокорейский агент. Уцелевший шпион уходит от преследования, но теперь от него хочет избавиться собственное правительство. Почему, зачем и кто еще в этом участвует и пытается выяснить главный герой, ломая и стреляя всех, кто пытается ему помешать.
Не самый оригинальный в своей базовой концепции сюжет, но очень грамотно поданный. Картина удачно разбавляет расследование главного героя восхитительными экшен-сценами. Где невольно вспоминается Борн, но тут операторская работа и монтаж гораздо лучше.
В наличии ожидаемые и не очень повороты сюжета, небольшая погоня, драма и впечатляющая эмоциональная битва на разряженных пистолетах с харизматичным главным наемником, цитирующим Сталина. Обязательно к просмотру всем любителям жанра.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи
Лучший боевик о бандитах
«Горечь и сладость», 2005
Режиссер: Ким Джи-ун
В ролях: Ли Бен-хон
Ким Джи-ун — один из самых знаменитых корейских режиссеров, который даже самого Арнольда Шварценеггера умудрился поснимать в фильме «Возвращение героя». У себя же на родине он работает абсолютно в разных жанрах, от простой комедии до хорроров и гангстерских фильмов. И все у него получается отлично.
В центре сюжета этого фильма Ким Сон У — управляющий ресторана и мальчик на побегушках у одного крупного мафиозного босса. В один день он получает задание повозить по делам, а после проследить за молодой любовницей босса, пока тот будет в отъезде. Герой выполняет задание, но узнает, что девушка изменяет боссу. Проникнувшись к ней, он решает не сообщать правду начальнику. И далее проблемы начинают сыпаться на него одна за другой.
С одной стороны, фильм старается играть на драматическом поле, чаруя своим саундтреком и актерской игрой Ли Бен-хона, но с другой, в нем присутствуют продолжительные, эффектные экшен-сцены, которые смело отправляют его в категорию боевиков.
Причем, что рукопашная схватка с толпой бандитов, что массовая перестрелка сняты и поставлены изумительно. А самая главная комедийная сцена с покупкой оружия достойна многократного пересмотра.
И как приятное дополнение: одного из негодяев играет тогда еще не раскрутившийся невероятно талантливый Хван Джон-мин, о котором я еще упомяну.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи
Лучший зомби-хоррор
«Поезд в Пусан», 2016
Режиссер: Ен Сан-хо
В ролях: Кон Ю, Ма Дон-сок и Чон Ю-ми
Профессиональный аниматор Ен Сан-хо внезапно ворвался в live action-кинематограф — и опрокинул все представления о том, каким должен быть современный зомби-фильм (точнее, фильм о куда более актуальных в наше время быстрых зараженных).
Большая часть картины, поставленной Сан-хо по собственному сценарию в лучших традициях своих анимационных проектов, происходит, как можно догадаться, в поезде. Он мчится из охваченного зомби-эпидемией Сеула в более провинциальный (и потому, наверное, безопасный) Пусан (родной город режиссера). Главные герои — расставшийся с женой финансист, везущий в Пусан малолетнюю дочку, молодой бейсболист, его подружка-чирлидерша и, разумеется, глава крупной корпорации, предательство которым всех остальных героев будет внезапным, но неизбежным.
Но настоящее актерское открытие фильма — Ма Дон-сок, очень… крупное, коренастое, полнолицее воплощение корейского среднего класса, который потом будет блистать в таких картинах, как «Бандит, полицейский, дьявол». В «Поезде» он играет (как, впрочем, и везде) очень крутого корейца с бандитскими замашками, который очень трогательно заботится о беременной жене в набитых зараженными вагонах.
Помимо этого картина производит незабываемое впечатление сценами массовых атак зомби — это единственная картина, которая показывает, как действительно бы вели себя огромные массы ничуть не заботящихся о сохранности своего тела бешеных людей, после которого смотреть, скажем, World War Z будет попросту стыдно. Но и небольшие, интимные сцены выживания в пустых (или ПОЛУ-пустых) вагонах написаны, сняты и сыграны на высочайшем уровне — вспомните лучшие моменты лучших серий The Walking Dead и помножьте их на скорость и катарсис оригинальной 28 Days Later.
А уж каких масштабов достигает действие к последним кадрам! Такого размаха экшена зомби не видели со времен ремейка Dawn of the Dead — единственного удачного фильма Зака Снайдера.
Автор: Александр Башкиров
Лучшая чернуха
«Я видел дьявола», 2010, и V.I.P., 2017
Режиссеры: Ким Джи-ун и Пак Хун-джон
В ролях: Ли Бен-хон и Чхве Мин-сик («Дьявол»), Чан Дон-гон, Ким Мен-мин и Пак Хи-сун (V.I.P.)
«Я видел дьявола» — фильм, который для некоторых (как в свое время «Олдбой») стал точкой вхождения в мир корейского кинематографа, так как он максимально понятен в сюжетном плане и эффектен в визуальном. И ответственен за него уже упоминавшийся выше Ким Джи-ун, а снимается опять Ли Бен-хон.
В центре сюжета спецагент Ким Су-хен, чью беременную жену жестоко убивает местный серийный убийца. Картина не выбирает путь длинного расследования с выходом на негодяя ближе к финалу. Абсолютно отбитого на голову убийцу, восхитительно сыгранного звездой «Олдбоя» Чхве Мин-сиком, главный герой выслеживает самостоятельно, но, преисполненный ненависти, не хочет убивать того сразу.
Он решает поиграть в кошки мышки с убийцей, нанося ему увечья и отпуская, пока снова его не настигнет. Каждый раз заставляя того страдать все больше и больше. Он так увлекается этим, что не сильно беспокоится о тех людях, с которыми серийному убийце придется пересечься, пока он улепетывает от главного героя.
Очень нетипичный сюжет, где маньяк всю картину выставлен жертвой, пусть и отчаянно трепыхающейся. Но героя можно немного даже понять. Он обезумел от горя, считает, что простые пытки — легкая смерть для такого монстра. Он хочет заставить его бояться, а не терпеть боль. К сожалению, фильм перебарщивает с количеством отморозков, которые появляются со всех концов. Может возникнуть ощущение, что Корея — пристанище одних серийных убийц. А голливудски поставленный экшен сильно разгоняет жуткую атмосферу, превращая некоторые эпизоды в нечто из совсем другого жанра. Например, сцена в такси по стилистике очень напоминает сцену из «Плохих парней 2», где камера летала кругом, пока герои перестреливались с гаитянами.
Но в итоге все эти сцены дают абсолютно уникальный опыт. Можно закрывать глаза на жутких моментах, ерзать на стуле от ненависти к главному злодею (ну настолько он отвратительное существо), впечатляться экшеном, но забыть такое невозможно. Да и над темой мести тут можно подумать. Последствия ее напоминают фильм «Смертный приговор», только тут мягче.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи
V.I.P. — самый отмороженный корейский фильм, который я видел в жизни (а поверьте, в Корее снимают достаточно неформатного кино, которое в США принято называть «грайндхаусом» или «эксплотейшеном», а у нас — чернухой).
Написал и поставил его Пак Хун-джон, сценарист вышеупомянутого I Saw The Devil, который тоже состоял в основном из убийств, изнасилований и расчлененки — или убийств с изнасилованиями и расчлененкой. И при всем при этом сохранял все приметы качественного кино.
Главное в V.I.P. — открывающая и закрывающие фильм сцены. В первой нам показывают, как в Северной Корее похищают и убивают девушку — а также всех ее родственников, просто потому, что она успела сказать убийцам-насильникам, что ее брат занимается дзюдо. Главным убийцей оказывается сын корейского партийного «бонзы», которого после резкой смены политического курса тепло принимают в Южной Корее. Убийства, разумеется, продолжаются — теперь уже в демократическом государстве.
Их расследует простой корейский полицейский — ему постоянно мешает агент южнокорейских спецслужб, которому поручено прикрывать красавца-маньяка. Также по его следу идет нелегально перешедший границу полицейский из Северной Кореи, расследовавший оригинальное убийство. Рано или поздно их пути пересекутся — и тогда начнется воздаяние убийце, его приспешникам-телохранителям, а также всем прикрывающим его официальным лицам. Грандиозная экшен-сцена — жирная точка в финале очень жестко, грамотно и профессионально написанного и выстроенного фильма.
По режиссуре Хун-джон не хватает звезд с неба, но сценарий и диалоги выводят V.I.P. в число моих любимых корейских фильмов, а актеры тут заняты если не первой, то во всяком случае второй национальной величины (особенно хорош модель Ли Джон Сок в роли вялого, апатичного, пресытившегося серийного убийцы — типичного представителя «золотой молодежи»).
Автор: Александр Башкиров
Лучший мистический хоррор
«История двух сестер», 2003, и «Вопль», 2016
Режиссеры: Ким Джи-ун и На Хон-джин
В ролях: Лим Су-джон и Мун Гын-ен («История»), Квак То-вон и Хван Джон-мин («Вопль»)
Азиатский хоррор — это отдельная тема. Далеко не каждый может воспринять их страхи. Так как больший упор идет именно на призраков, духов, то те, для кого это ничто, не смогут проникнуться тем небольшим количеством толковых ужастиков, что они производят. А корейцы делают их совсем мало.
В центре сюжета две сестры, приезжающие в дом своего отца и мачехи. Только мачеха себя ведет довольно странно и пугает одну из сестер, а в самом доме происходят жуткие вещи.
«История двух сестер» от все того же Ким Джи-уна — его первый и последний опыт в этом жанре. Хоть мы его и отнесли к хоррору, но драмы здесь не меньше. Мрачная атмосфера, идеально вписывающаяся в интерьеры дома, нагнетание жути, тревожная музыка и даже бу-моменты работают. Смутить может только временами нестабильная камера и то, что сейчас развязка может не впечатлить. Чтобы не спойлерить, на этом и стоит закончить. На картину даже сняли ремейк под названием «Незванные», но он лишен всего хорошего, что есть в оригинале.
«Вопль» — лучший корейский фильм ужасов на данный момент. Сложный в восприятии, но умопомрачительно атмосферный и даже оригинальный. Хотя некоторые безумства и смотрятся странновато даже в таком фильме.
В центре сюжета трусливый и ленивый полицейский, расследующий серию убийств в маленькой деревне Коксон. Все выглядит очень похоже — убийцы сходят с ума, а на теле у них и их жертв возникает сыпь. Объяснить это медицина не смогла, а потому местные решают обвинить во всем приезжего и живущего дикарем японца. Мол, это он рассеял семена зла.
В итоге расследование заводит полицейского так глубоко, что без помощи элитного шамана, блистательно исполненного уже набравшим популярность Хван Джон-мином, ему не справиться. А справляться приходиться со многими ужасами.
Картина мастерски нагоняет жути, при этом не усыпляя своим медитативным ритмом, так как периодически происходят не поддающиеся объяснению пугающие события, заставляющие мозг работать очень усердно, чтобы осознать все увиденное. Это один из главных плюсов фильма. Над ним придется серьезно задуматься. И не факт, что сюжет станет яснее. Режиссер целенаправленно избавился от прямолинейной концовки, чтобы дать зрителю пищу для ума.
Отдельно стоит отметить сцену, где шаман пытается изгнать злой дух, проводя очень живописный ритуал в деревне. Колоссальное напряжение, создать которое под силу только настоящему мастеру, коим и выступает На Хон-джин, снявший до этого мощные «Преследователь» и «Желтое море».
Автор:Ибрагим Аль Сабахи
Лучший исторический эпос
«Убийство», 2015
Режиссер: Чхве Дон-хун
В ролях: Чон Джи-хен, Ха Джон-у и Чо Джин-ун
Лучший фильм моего второго (после Пон Чжун-хо) самого любимого корейского режиссера и сценариста — Чхве Дон-хуна, написавшего и поставившего превосходные авантюрные триллеры «Воры» и The Big Swindle, которые я вам тоже всячески советую посмотреть.
Напыщенных исторических эпосов в современной Корее снимают не меньше, чем в России — но «Убийство» (Assassination в мировом прокате) выделяется на фоне их всех отличным сценарием, оригинальными персонажами и настолько же продолжительными, насколько и прекрасно поставленными боевыми сценами. Сразу предупреждаю: любимый фильм режиссера-постановщика — «Леон», и в «Убийстве», как и во всех остальных его картинах, хватает прямых цитат из шедевра Люка Бессона. Но переплавлено все очень творчески, органично, на уровне «Бесславных ублюдков» Тарантино.
По сюжету во времена японской оккупации Кореи очень крутому агенту Сопротивления поручают ликвидировать пособничающего японцам промышленника. Он собирает оперативную группу — включая прекрасную девушку-снайпера и колоритного наемника по прозвищу «Гавайский пистолет», — для выполнения своей, практически невыполнимой (еще один любимый фильм Дон-хуна) миссии. Никто из подчиненных и не подозревает, что главный герой — двойной агент-провокатор, работающий на японцев. Зато об этом узнает начальство из Сопротивления — и вот уже группу пытаются ликвидировать сразу с двух сторон…
Бойня в маленьком городке — настоящее событие для мира экшен-кинематографа, хрупкая корейская девушка в очках, без промаха разящая врагов из пистолета-пулемета Томпсона — не менее иконический образ, чем Брюс Уиллис в драной майке или Чоу Юнь Фат с младенцем на руках.
Но это только разминка, репетиция перед настоящей сценой покушения — в которой ни та, ни другая сторона не гнушаются самыми грязными методами и приемами. Ну, а между всем этим — прекрасно сыгранное, написанное и снятое историческое кино об оказавшихся меж двух огней героях, по напряжению сравнимое со «Статским советником» Бориса Акунина (книгой, не кино).
Я предпочитаю «Убийство» очень похожему по сюжету, но куда более широко раскрученному The Age of Shadows (у нас — «Тайный агент») от любимого режиссера Ибрагима Ким Джи-уна. Центральные персонажи практически идентичны, как и место и время действия. Но у Чхве Дон-хуна куда более сложный, интересный и вместе с тем внятный сюжет с нестандартными действиями героев… пусть его центральный твист и держится на самом древнем мелодраматическом приеме из всех возможных.
Автор: Александр Башкиров
Лучший военный фильм
«38 параллель», 2004, и «Объединенная зона безопасности», 2000
Режиссеры: Кан Джэ-гю и Пак Чхан-ук
В ролях: Чан Дон-гон и Вон Бин («Параллель»), Ли Ен-э, Ли Бен-хон и Сон Кан-хо («Зона»)
Трудно представить себе 2 более разных фильма, олицетворяющих две стороны медали (если можно так выразиться) корейского военного кино.
«38 параллель» (известная в мировом прокате как The Brotherhood of War) — пафосный блокбастер в американском стиле, история от режиссера «Свири», имитирующая самые затасканные сюжетные ходы из «Спасения рядового Райана» и Band of Brothers. Это история о двух попавших на войну братьях, одному из которых нужно заработать высшую в Южной Корее военную награду, чтобы другого брата отправили с фронта домой.
Фильм с надрывом рассказывает про братство (в буквальном смысле слова) и доблесть на войне — кто-то кого-то несет на плечах под артобстрелом, кто-то еще остается прикрывать с пулеметом… Я о такого рода кино невысокого мнения, предпочитая сдержанный британский стиль A Bridge too Far, «Дюнкерка» и «Проверки на дорогах»). Но в разговоре о «1917» (формально британский военный фильм, насквозь снятый в пафосном американском стиле) Ибрагим признался, что «Параллель» — его любимое военное кино.
«Объединенная зона безопасности» (Joint Security Area) — практически безбюджетный, тихий камерный фильм, рассказывающий о буднях срочников на современной границе между двумя Кореями, образовавшейся в результате показанной в «Параллели» войны. Идет расследование убийства двух северных корейцев — северокорейский старшина (никому тогда не известный Сон Кан-хо) дает показания, серьезно расходящиеся с показаниями южнокорейского сержанта. Это очень изящно выстроенный «Расемон» в Демилитаризованной зоне, постепенно складывающийся из противоречащих друг другу кусочков пазл, в итоге рассказывающий очень трогательную (я бы даже сказал — душераздирающую) историю о дружбе одного народа, расколовшегося на два.
Кстати, написал и снял «Зону» никому не известный Пак Чхан-ук, будущий режиссер-сценарист «Олдбоя» и остальных фильмов Трилогии Возмездия. Именно с проката Joint Security Area на частных американских фестивалях — и того факта, что Квентин Тарантино не раз называл его любимым военным фильмом, — и началась всемирная слава режиссера.
Автор: Александр Башкиров
Лучший вестерн (точнее, истерн)
«Хороший, плохой, долбанутый» (правильная, корейская версия), 2008
Режиссер: Ким Джи-ун
В ролях: Сон Кан-хо, Ли Бен-хон, Чон У-сон
Пожалуй, единственный фильм любимого режиссера-сценариста Ибрагима, за который я могу всерьез «вписаться» в этой подборке. Прочим картинам Джи-уна присуща либо чрезмерная артхаусность («Горечь и сладость»), либо, напротив, безответственная игривость («Я видел дьявола»), из-за которых в определенные моменты их становится скучно или неприятно смотреть. The Good, The Bad and The Weird, он же «Хороший, плохой, долбанутый» (что пародирует название понятно какого фильма Серджо Леоне) при своих 136 минутах экранного времени — практически идеальный киноэкспириенс, в котором не провисает ни один кадр, ни одна реплика, ни одно движение персонажей (не говоря уж о погоне и стрельбе).
Причем речь именно о 136-минутной, корейской версии. За пределами страны вышла — и получила широкое распространение на DVD — чудовищно порезанная 129-минутная версия, которая завершается на трехсторонней дуэли и «гибели» одного из персонажей. В корейской после этой сцены только начинается все самое интересное — а экшена (включая сцены в заключительных титрах) там хватило бы еще на целый американский фильм. При этом сам режиссер уверяет, что предпочитает сокращенную версию (что крайне печально и еще ниже опускает мое мнение о творчестве Джи-уна в целом).
Сюжет пересказывать бессмысленно — вы его видели не только у Леоне, но и в «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. Три ярких личности (бандит, наемный убийца и охотник за головами) охотятся за одной и той же картой на просторах оккупированной японцами Маньчжурии конца 30-х городов. Они то грабят поезда, то забегают в маленькие городки-барахолки и под мелко моросящим дождиком устраивают там массовые перестрелки с использованием «Маузеров» и водолазных шлемов.
Кульминация — идущая под музыку из первой части Kill Bill Квентина Тарантино и несколько раз напрямую цитирующая первого «Индиану Джонса» — настолько же прекрасна, насколько и абсурдна в масштабах действий одного из героев, который решает сам по себе вынести целую японскую армию.
Еще один обязательный к просмотру фильм, уникальный как для Кореи, так и для мирового кинематографа — с отличным, несмотря на продолжительность, сценарием, перестрелками, погонями и дуэлями все нарастающей степени изобретательности. А также безупречными актерскими работами трех величайших на то время корейских звезд-мужчин: Сон Кан-хо в роли долбанутого бандита, Ли Бен-хон в роли безжалостного киллера и Чон У-сон в роли благородного (?), простите за выражение, мандалорца.
Автор: Александр Башкиров