Burial at Sea. Подводные страсти (Spoilers Alert)
Ещё по прохождении основной истории BI у меня сформировалась определённая симпатия к Захарии Комстоку. В моём сознании был выписан образ сильного и обаятельного лидера, который, начиная, как обычный гражданин, основал политическую партию, повёл за собой людей, добился признания в конгрессе и, в конце концов, основал собственный штат, воплотивший в себе романтический идеал Америки начала 20-го века. Человек, который ради достижения собственной цели готов на всё, чья одержимость способна сжечь Нью-Йорк 1983-го и сравнять его с землёй.
Конечно, как бы то ни было, Комсток не сравниться с Эндрю Райаном ни при каком раскладе. Всё-таки Райан – это бог и отец BioShock, символ серии, Альфа и Омега. Персонаж, который наравне с “Would you be kindly” превратил просто крутой RPG-шутер в одну из важнейших игр поколения. Но в Комстоке тоже был свой, особый запал, который в самой BI практически не раскрывается.
Вместо харизматичного лидера, большую часть мы времени видим перед собой образ высокомерного, надутого индюка с замашками святого и внешностью Санты Клауса. Это вдвойне обидно, поскольку есть моменты, где Захария проявляет себя, как личность. Но таких эпизодов всего два и они приходятся на начало и конец истории. Остальное же время, он представляет собой ходячий шаблон.
Легко понять, почему так получилось: всё-таки Infinite – это история Букера и Элизабет, всем остальным персонажам, за исключением Лютесов, в ней отведена исключительно второстепенная роль. Поэтому я особенно сильно ждал Burial at Sea. Возвращение в Восторг и нуарная Элизабет – это, конечно, прекрасно, но я также ждал, что господин Левин немного отвлечётся от любования Букером с Лизой и направит силы на углубление в других аспектах основного сюжета, заставив знакомых героев и проблемы заиграть новыми красками в изменившихся декорациях.
У меня не было сомнений в том, что Комсток появится в дополнении. Учитывая его непосредственную сопричастность с Букером, он просто не мог не появится. Вопрос был лишь в том, как он себя проявит. Я верил, что Левин найдёт способ раскрыть Комстока с новой стороны и утереть нос тем, кому этот герой показался плоским и лишённым двойственности. Получилось ли у него? На мой взгляд, и да, и нет. Но давайте обо всём по порядку.
BioShock Infinite: Burial at Sea – Episode One – это идейное продолжение «Моря дверей». В основной истории уже после того, как мы прошли сквозь Колумбию и убили Комстока, нам показывают пережитое нами приключение со стороны, демонстрируя стадии становления конфликта между Букером и Комстоком: крещение, продажу ребёнка, бесплодную попытку вернуть его обратно. Конфликт цикличный, закономерный и не решаемый.
В этот раз нам дали взглянуть на ту же ситуацию, но уже глазами Комстока. История с Салли – это, своего рода, выразительный очерк, в котором нам наглядно демонстрируются те эмоции, которые испытывает Захария в момент, когда отбирает Анну у Букера, развёрнутая метафора. Если глазами Букера, Комсток – не более чем злостный тиран, движимый жаждой власти и использующий Лизу в своих корыстных целях, то в Burial at Sea нам показывают, что у Пророка тоже есть отцовские чувства.
А ещё здесь показывается, что Комсток не так уж далёк от Букера, поскольку от его превращения из Пророка в такого же пьяницу и азартного игрока, как ДеВитт его отделяет лишь смерть Анны, которая случается в этой интерпретации сюжета BI (ещё одна параллельная вселенная?). Но здесь же, как я считаю, начинаются сложности и неувязки в сюжете Burial at Sea.
Проблема в том, что до самого финала признаков Комстока в том ДеВитте, что мы видим в Burial at Sea, нет. Есть редкие туманные намёки со стороны Лизы, но сам ДеВитт при этом кристально чист и не подаёт никаких знаков, что он может оказаться не тем Букером, за которого мы играли в BI: та же речь, то же мышление, такое же поведение, никаких указаний на личность Пророка в нём нет.
Я, конечно, понимаю, что Букер вряд ли стал бы цитировать Священное писание, но можно было бы ввести в его образ хоть какие-то намёки на религиозное мышление, которое является неотъемлемой частью личности того Комстока, которого мы видим в основной истории. В конце концов, он выбрал для себя веру в Бога после бойни при Вундед-Ни, в момент сильнейшего духовного катарсиса. Неужели это ничего не значит?
Более того, даже если он не может вспомнить, о том, что когда-то был Комстоком, на тот момент, когда происходит похищение Анны, в его жизни и без этого успело поменяться очень многое: он создал партию Основателей, основал Колумбию, стал Пророком. Разве это не должно наложить на его личность свой отпечаток? «Нет, нет, нет.» - говорит нам Кен Левин.
В целом, история получилась вполне целостная и выстроенная, но концовка лично мне кажется притянутой за уши, в ней виден целый ряд белых пятен и несуразностей. Если существует бесконечное множество близких друг к другу параллельных реальностей, то почему Комсток опускает руки после первой неудачной попытки похищения Анны, а не пробует повторить это с другой реальностью? Почему он так легко берёт и бросает дело всей своей жизни, оставляет Колумбию на произвол судьбы, забивает на крещение? И ради чего, позвольте поинтересоваться? «Я уже не Комсток *! Я Букер ДеВитт *!»? You serious? А у Лизы с Лютесами теперь своя пространственно-временная полиция нравов? Wat?
Как бы то ни было, я не хочу сейчас спешить с выводами. Прежде я хочу увидеть, что нас ждёт во втором эпизоде Burial at Sea. Я всё-таки полагаю, что сценаристы уже придумали некое изящное объяснение произошедшему и, может быть, даже ответят на некоторые вопросы. Правда, наверняка на один ответ в очередной раз придётся десяток новых вопросов.
Но, что важнее, во втором эпизоде, следуя логике первого, мы, скорее всего, узрим конфликт между Комстоком и ДеВиттом с точки зрения Элизабет. А вот это уже действительно интригует. А пока буду перепроходить первую часть и искать глубокие смыслы.
Интересный факт: на первом этаже в торговом центре Фонтейна механическое пианино проигрывает мелодию из оперы “Князь Игорь”.