31 марта 2013Игры
Обновлено 09.05.2015

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга

Глупые шутки, сарказм, неумелый троллинг – со всем этим мы сталкиваемся в сети каждый день независимо от нашего желания. Несерьезность стала нормой, которая обычно пропадает, когда разговор заходит о серьезном бизнесе – например, видеоиграх. Или нет?
Глупые шутки, сарказм, неумелый троллинг – со всем этим мы сталкиваемся в сети каждый день независимо от нашего желания. Несерьезность стала нормой, которая обычно пропадает, когда разговор заходит о серьезном бизнесе – например, видеоиграх. Или нет?

Иногда разработчики игр тоже разрешают себе посмеяться: где-то за шутками ничего не стоит, а где-то они становятся прикрытием жесточайшей конкурентной борьбы. К 1 апреля «Канобу» вспомнил три классические истории игрового троллинга и выяснил, как время обошлось с их участниками.

Никто не любит Nintendo

В 8-битную эпоху Nintendo владела умами детей – ближайшие конкуренты были настолько позорными, что компания даже не обращала на них внимания. С выходом Mega Drive (Genesis) ситуация изменилась: Sega начала активно высмеивать Nintendo.

Так родился великий слоган «Genesis does what Nintendon’t» с рекламным роликом, рассказывающим о мощи Genesis:

Потом Sega придумывала охарактеризовать производительность Genesis термином «blast processing»:

Если отбросить в сторону шутки, то на деле выяснится, что Sega обращалась к иррациональному. Да, процессор Mega Drive был мощнее, чем у Super Nintendo, зато консоль Марио умела масштабировать и крутить спрайты и спокойно переваривала несложную трехмерную графику (поэтому у Nintendo был Doom, а у Sega нет). «Nintendon’t» случался только тогда, когда на экране требовалось отобразить множество спрайтов одновременно (например, в Contra Hard Corps) – в остальных случаях SNES клала Genesis на лопатки.

Sega атаковала Nintendo и в карманном поле, ведь Game Boy был черно-белым, а Game Gear цветным:

Все это не помешало Nintendo продать Game Boy более 100 миллионов раз, а «Сеге» позорно уйти из консольного бизнеса на рубеже веков.

Еще одна интересная история: студия Square, выпустившая шесть частей Final Fantasy на NES и SNES, в 1997 году перебежала под крыло Sony, чья PlayStation давала больше возможностей благодаря дисковым носителям. Результат – рекламный постер Final Fantasy VII намекал на казнь Nintendo: «Пожалуйста, дайте тем, кто делает игры для картриджей, сигарету и повязку для глаз». Неплохое отношение к бывшим покровителям.

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга - фото 1

А вот великая реклама Crash Bandicoot: «Эй, водопроводчик, усатый, твой самый жуткий комшар претворился в жизнь!».

В последнее время жесткое высмеивание конкурентов в рекламных роликах ушло на второй план, но в 2010 году Activision Blizzard все же спародировала «детскую» серию Mario Kart в рекламном ролике Blur – любопытно, что сам Blur при этом был тем же «мариокартом» во взрослой упаковке.

Дюк Нюкем против всех

Duke Nukem 3D был первым большим шутером, смеющимся над собой и другими играми. Он же и завел славную традицию обмена трупами, которой последовали другие разработчики.

Пожалуй, самый известный труп Duke Nukem 3D – космический пехотинец из Doom, при встрече с которым Дюк заявлял: «That’s one doomed space marine!». На том же уровне (Death Row) можно было найти тело культиста из Rise of the Triad.

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга - фото 2

Еще труп: подвешенный вверх ногами Люк Скайуокер на уровне Lunar Reactor – явная отсылка к популярной в то время Star Wars: Dark Forces.

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга - фото 3

Через год Monolith Productions подвесила вверх ногами уже Дюка в своем хите Blood.

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга - фото 4

Обсуждение Duke Nukem 3D постепенно перешло в смех над Duke Nukem Forever, которая находилась в вечной разработке. Лучший троллинг здесь вышел у Serious Sam. В начале первого уровня The Second Encounter можно найти телефонную будку, где Сэм звонит в Лас-Вегас и просит подойти к трубке некоего белобрысого. Сэму отвечают, что белобрысый подойдет тогда, когда он закончит (when he’s done) – явная шутка над 3D Realms, которые говорили, что Duke Nukem Forever поступит в продажу «when it’s done».

Спустя три года после релиза The Second Encounter игра так и не вышла, зато появился Serious Sam 2, где Сэм находит в лесу подвешенный скелет герцога (duke’s skeleton) в очках и белом парике и говорит: «Чувак, ты висишь здесь уже ВЕЧНОСТЬ».

Естественно, когда Duke Nukem Forever наконец-то вышел в 2011 году, разработчики не могли не пошутить над всеми шутерами, что вышли за прошедшие 14 лет, от еще первой Half-Life до Dead Space.

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга - фото 5

При нахождении трупа солдата в шлеме Айзека Кларка, Дюк почти дословно повторял свою шутку 1996 года: «That’s one dead space marine».

В другом эпизоде Дюку предлагают надеть броню Мастер Чифа, на что тот отвечает: «Power armor is for pussies».

Бомбануло: как разработчики игр и консолей троллят друг друга - фото 6

На уровне The Shrunk Machine герой сталкивается с головоломкой, в которой надо крутить вентиль, и заявляет: «I hate valve puzzles», – тут есть отсылка к Valve (valve – вентиль) и Portal. Вентиль при этом выпускает пар (steam). Позже Дюк еще раз смеется над Portal, открывая дверь бочкой-компаньоном (companion barrel).

В процессе игры Дюк знакомится с капитаном Диланом. Тот закован в броню, носит бандану и помогает своему другу в поисках жены – в общем, ведет себя точь-в-точь, как Маркус Феникс из Gears of War.

GTA и Driver обмениваются любезностями

Это сейчас GTA стоит на вершине мира, а Driver кажется забавным сумасшедшим, но на момент выхода GTA3 все было иначе: то, к чему Rockstar только-только подбиралась, студия Reflections сделала уже дважды. Неудивительно, что в начале 2000-х обе серии атаковали друг друга серией отличных шуток.

В Grand Theft Auto 3 есть миссия «Two-Faced Tanner», в которой Асука просит нас убить Таннера, «странно анимированного» копа под прикрытием, «бесполезного без своей машины». Героя Driver звали так же, и серия действительно отличалась чудовищными пешеходными миссиями. Для лучшего эффекта Rockstar прикрутили Таннеру женскую анимацию ходьбы.

Шуточная война продолжилась в Grand Theft Auto: Vice City: в миссии Autocide Томми Версетти убивал всех своих конкурентов разом – под раздачу попали пародии на героев The Getaway, True Crime и, конечно же, Driver.

В 2004 году Reflections ответили Rockstar в Driv3r: по трем городам игры были раскиданы секретные герои Тимми Вермишелли, носившие нарукавники – удачная шутка над неумением Томми плавать. К сожалению, в остальном DRIV3R оказалась чудовищной игрой.

Уже через полгода после выхода DRIV3R Rockstar выстрелили еще одной шуткой: в особняке Мэдд Догга в Grand Theft Auto: San Andreas Карл видит, как телохранитель рэпера играет на консоли и говорит: «Отстой! Как Refractions (пародия на Reflections) могли так налажать? Таннер, ты сосешь!».

После 2004 года война двух серий практически завершилась – GTA перебралась в высшую лигу, а Driver выдал новую хорошую игру только в 2011 году.

Текст: Егор Антоненков

Комментарии 42
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Leviathan
Leviathan
Комментарий был удален