05 сентября 2024Настольные игры
Обновлено 09.09.2024

Большой жанр в маленькой коробке. Обзор настольной игры «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых»

Источник: Hobby Games
Источник: Hobby Games

Когда человек юн душой и наивен в своём опыте и только входит в мир настольных игр, он жадно слушает рассказы бывалых и опытных. И тогда, чуть шёпотом и с придыханием, звучат рассказы о легендарных Великих играх. Очень часто на пьедестале этих легенд – эпическая и культовая Dungeons and Dragons, альфа и омега всех ролевых настолок, как это представляется в этих рассказах разной степени достоверности. И она, конечно, невероятная!

Но года идут, современные RPG-игры выстраиваются, скорее, по пятой редакции, а иногда так хочется снова окунуться в культовые игры «старой школы»! А есть ли ещё такие игры, где осталась там атмосфера и настроение легендарных редакций DnD и олдскульных компьютерных стратегий, родом ещё из ХХ века? И, если можно, с чуть более низким порогом входа, чем у мастодонтов жанра? Ловите! Сегодня в нашем очередном обзоре – «Зов Повелителя Мёртвых» из линейки игр «Подземелье» от Томаса Денмарка.

Владелец Подземелья

Начать, пожалуй, нужно с автора. Олдскульный гик, начавший профессиональную деятельность в 90-х. Прежде всего, художник-иллюстратор для настолок и художник-концептуалист для видеоигр. Оживил карточную «Игру Престолов», рисовал карты для World of Warcraft, иллюстрировал книги для, собственно, Dungeons and Dragons, оформлял карточки к Magic: the Gathering. В общем, человек в теме. И в уже далёком 2003 году выпустил первую небольшую игру «Подземелье: Гробница Повелителя Мёртвых», которая стала первой в цикле, получила 7 продолжений, а в настоящее время всё активнее русифицируется, благодаря усилиям компании Hobby World. «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» скроен по классическим лекалам RPG, при этом не является ни скучным, ни перегруженным произведением. Как одно сочетается с другим? Давайте заглянем уже в коробку!

Что в коробке?

Она, кстати, компактная и совершенно недорогая по современным меркам. «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» берёт не размахом, а стилем. Да, кому-то может не хватить размаха современных игр с их готовыми роскошными полями, миниатюрами под покраску. Но вам шашечки или ехать?

Внутри 16 только наименований различных элементов игры, и самое прекрасное, что они каждый раз будут соединяться в новых комбинациях. И поле вы сами каждый раз будете формировать новое, и враги будут появляться совершенно в рандомном виде. Ну, и давайте сразу оговоримся: если вас хоть как-то трогают фэнтези-миры и их иллюстративное воплощение, то вы точно зависните. Уникальные арты, которыми украшена каждая игровая карта, восхитительны. Помним, автор игры – опытный и выдающийся фэнтези-художник, который вдумчиво и с любовью оформляет своё творение.

Мы не смогли начать игру в первый раз: все просто пару часов перебирали карты, любовались графикой и рисунком и обменивались впечатлениями. Для карточек, безусловно, понадобятся протекторы, но печать сама по себе хорошая, и с первого раза карточки не уничтожить. Картонные элементы как в классических тиражах, так и в современных вариациях прочны и практически неубиваемы.

Вообще, перед описанием сути игры надо сделать важную оговорку. «Зов Повелителя мёртвых» — абсолютно самостоятельная игра, с неё вполне можно начинать знакомство с мини-вселенной «Подземелья» («Подземельца», если душно и дословно переводить «Dungeoneer»). При этом, она замечательно сочетается с другими играми серии, становясь ещё более разнообразной. Но давайте к правилам.

Ход игры

Большой жанр в маленькой коробке. Обзор настольной игры «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» - фото 1

Итак, Палпатин Повелитель мёртвых снова жив! Собственно, с разорения его гробницы и начиналась серия игр. Очевидно, Томас решил, что нельзя забывать свои корни. Причём, Тёмный Бог черодейства и некромантии не просто возродил своего слугу, но и даровал ему новый артефакт – скипетр теневой чумы. А вы – Герой с уникальными чертами и характеристиками, который ныряет в обитель Зла, чтобы первым совершить три подвига/задания, достичь максимально возможного уровня «прокачки» и одержать победу над незадачливыми конкурентами. Кстати, можно выиграть и по рецепту Очень Дикого Запада: достаточно остаться последним живым Героем, и вы тоже победитель!

Фаза Восстановления

Все, как обычно, ходят по очереди, и в начале хода происходит Фаза Восстановления: временные эффекты перезаряжаются, павшие встают, ловушки активируются – всё вполне стандартно. Дальше – интереснее.

Фаза Злодеяний

В Фазу Злодеяний реализуется самая удачная для игры механика – каждый игрок в свой ход периодически играет за Мастера игры. Все, кто хоть когда-то соприкасался с RPG-настолками, знает, что быть Мастером (то есть вести сюжет и играть за игру против игроков) – очень важная, но кропотливая и не всегда достойно вознаграждаемая роль. А вот в играх серии «Подземелье» вопрос решён лаконично и изящно. Пока вы шастаете по подземелью и распугиваете монстров и нежить, каждая локация приносит вам очки Славы и очки Риска. Очки доблести, забежим вперёд, позволяют активировать преимущества и сокровища (способности и шмотки). А вот очки риска…

Итак, в свой ход, в Фазу Злодеяний вы играете Монстров и Проклятия из своей руки или Логова против других игроков. Стоимость розыгрыша карт Риска вычитается из набранных очков риска того игрока, против которого играется карта. И это восхитительно по нескольким причинам. Во-первых, минимальной правкой сохраняется дух классической «бродилки» со внешним вмешательством Мастера, но без этого Мастера. Во-вторых, прекрасный триггер конфликтов в игре. В-третьих, игра меньше провисает, поскольку вы теперь не просто потягиваете чай из рюмок в ожидании своего хода, а всё время в напряжении следите, откуда на вас может прилететь атака. Наконец, так просто больше монстров и драк!

Фаза Локаций

Когда очки Риска других игроков или ваши ручные Твари кончились, переходим к Фазе Локаций. Вторая важна особенность «Зова Повелителя мёртвых» в том, что игра при своём небольшом объёме весьма реиграбельна. Не в последнюю очередь это достигается за счёт того, что каждую партию вы выкладываете новую конфигурацию подземелья. В начале игры вы просто стоите на входе и видите 4 мрачных коридора на все 4 стороны. И каждый ход тянете новую карту локации и присоединяете её к лежащим на столе, вводя в игру новые коридоры и комнаты. Это увлекает и здорово вносит разнообразие в игру. Опять же, снова стоит следить за ходом соперника: вдруг он вытащит очень нужную вам локацию? Куда этот нехороший человек её положит?

Фаза Подвигов

И только потом, наконец, начинается Фаза Подвигов – активные действия героя. Герои, между прочим, ассиметричны и, хоть и подчиняются общим правилам, имеют различные характеристики атак, направления прокачки персонажа, свои лимиты на преимущества и сокровища, а также уникальные способности. Вот что мы этими героями можем делать:

  • Движение – логичное действие для «бродилки», перемещаетесь в соседнюю локацию, получаете её очки Риска и Славы.
  • Исследование – если не терпится расширить географию и/или скорее найти нужную вам для задания комнату, можете потратить действие, чтобы вскрыть и выложить новую карту Локации.
  • Розыгрыш карты Славы – у Каджита есть товар, если у тебя есть монеты, друг…То есть, очки Славы. Короче, отдельным действием выкладываете из руки карты сокровищ и преимуществ, оплачивая стоимость своими очками Славы. При этом помним про лимит этих карт у каждого персонажа, а также то, что из руки карты в этой игре практически не играются.
  • Попытка выполнить задание – у игрока на руке два своих личных задания, а также общее задание, которое есть в игре. Общее меняется как только кто-то его выполнит, своё собственное можно обновить на входе в Подземелье. Задания могут быть самыми разными. Где-то надо просто убить монстра в конкретной комнате, где-то – сбросить с себя немного шмоток или здоровья, где-то — поиграть в удачу с кубиками, а где-то – взять на себя миссию по сопровождению неигрового персонажа.

Последнее – особенно любопытно, потому что в свой ход можно попробовать напасть на другого игрока-проводника и отбить у него задание. Да, здесь можно откровенно драться друг с другом! Собственно, это один из сценариев победы – замочить конкурентов как через Фазу Злодеяний, так и своими непосредственными атаками. И не надо тогда вообще на эти задания смотреть! А если всё же смотреть, то помните, что за выполнение задания даются приятные бонус по здоровью и повышению уровня (больше действий и сил в распоряжении).

Финальная фаза

Большой жанр в маленькой коробке. Обзор настольной игры «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» - фото 2

И после этого разнообразия наступает финальный аккорд хода – Фаза сброса/добора карт. Вы обязаны что-то сбросить (из руки или из игры – неважно), можете сохранить одно недоиспользованное действие (можно давать сдачи в чужой ход обнаглевшим монстрам или соперникам). Наконец, добираете руку до 5 карт – ход окончен? Да, но до следующего хода ещё надо дожить. Вам предстоит отбиваться от атак других игроков, следить за их передвижениями, чтобы лучше представлять себе их намерения и задания. В конце концов, некоторые карты и сохраненные со своего хода действия позволяют вмешиваться в игру во время чужого хода. Так что между ходами хлебнуть чаю получится, а вот потерять связь с игрой – точно нет.

Таким вот нехитрым образом из ход в ход и идёт игра до своего конца, незаметно втягивая и погружая в себя своим развитием и ярким миром. К тому же, в игре довольно много мелочей, которые физически не могут влезть в этот обзор. К примеру сам бой, учитывая характеристики героев, снаряжение, подвиды монстров, разовые карты, чуть сложнее, чем просто бросок кубиков. Так что будет интересно!

Немного о плюсах и минусах

Большой жанр в маленькой коробке. Обзор настольной игры «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» - фото 3

Есть ли у «Зова Повелителя мёртвых» проблемы? Да, это всё же оммаж классическим ролевым играм, а, значит, есть стандартные для всего жанра затыки. В конце концов, «Манчкин» как феномен не на ровном месте возник.

Во-первых, простите те, у кого аллергия на кубики: бои здесь кубические (хоть и есть характеристики героя и монстров, что несколько сглаживает рандом), от этого не уйти, это вшито в базу.

Во-вторых, есть ассиметрия как в сути Заданий (их-то можно обновить, просто это лишние телодвижения), так и в их расположении: у меня была партия, где два моих не очень сложных задания, как оказалось, находились среди трёх нижних карт Локаций. Сами понимаете, я немножко не выиграл.

Наконец, у любого «Подземелья» есть проблема со сдерживанием лидера. Этих механик, в общем, нет, поэтому быть отстающим или слегка умирающим здесь не всегда интересно.

Справедливости ради, эти проблемы подвержены лечению. Спасибо разработчику — в самой коробке есть несколько вариантов дополнительных правил, которые разнообразят игру и сглаживают недостатки. Да и хоумрулы, по сути, приветствуются самой игрой, так что она способна проявить некую гибкость и подстроиться под пожелания игроков.

Так что советую всем ворчунам дать шанс «Зову Повелителя мёртвых», минусы жанра старательно и с пониманием маскируются. Более того, игра преподносит дополнительный сюрприз. Игры серии «Подземелья» прекрасно сочетаются друг с другом. Это продуманная мини-вселенная, где соединение наборов только украшает игру. То есть, в «Зов Повелителя мёртвых» можно играть отдельно, и это будет небольшое аккуратное приключение на часок, а можно замешать карты из других коробок, и тогда оригинальный набор становится эпичным расширением, где игроки растут не до 4, а до 7 уровня, появляется больше монстров и механик, и приключение сразу становится масштабным и более продолжительным. А если что, так и соло-режим в наличии, можно пораскладывать сам с собой…

Наша оценка

Большой жанр в маленькой коробке. Обзор настольной игры «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» - фото 4

Итого, вселенная «Подземелья» предлагает увлекательный аттракцион. Вы окунаетесь в атмосферу безусловной классики RPG-настолок без запаха нафталина. Здесь действительно не найти минусов глобальности и неторопливости жанра, всё очень компактно и уютно. При этом разнообразие мира и реиграбельность, а также возможность масштабирования игры при очень скромных затратах вызывает безусловное уважение и восхищение мастерами старой школы. А новое «Подземелье: Зов Повелителя мёртвых» — ещё один портал в мир ностальгии и культовых RPG. Тем более российская локализация издательства Hobby World сделана с уважением и вниманием к деталям как перевода, так и воплощения.

В общем, как будто заглянул в шкаф, а любимые штаны снова в моде!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь