«Больше всего меня вдохновил Альфред Хичкок». Интервью с Пон Чжун Хо о фильме «Паразиты»
«Канобу»: Начало вашего фильма напомнило нам «Талантливого мистера Рипли» — человек из низшей социальной среды внедряется в высшую по стечению обстоятельств. Вы знакомы с книгами Патриции Хайсмит и фильмами по их мотивам?
Пон Чжун Хо: Я не знаком с миром Патриции Хайсмит, поскольку не читал ее произведений. Меня вдохновляли картины 60-х годов, такие, как «Служанка» или «Женщина-насекомое» мэтра корейской режиссуры Ким Ги Ена, «Пусть зверь умрет» Клода Шаброля и «Слуга» Джозефа Лоузи.
Пак Cо-дам в роли Ки Джон, сестры главного героя «Паразитов», — это совершенно потрясающие и образ, и актриса. Как состоялся этот кастинг?
Несмотря на то, что Пак Со-дам всегда демонстрировала очень сильную актерскую игру, я бы выделил ее работу в оккультном фильме «Черные священники» (корейский хоррор в духе «Экзорциста» 2015 года, — ред.). Удивительно, но у нее не было шанса играть правдивых персонажей нашего времени.
Однако я чувствовал, что в моем фильме Пак Со-дам, как никто, подойдет на роль современной реалистичной героини. Особенно я уверился в этом, посмотрев ее игру в пьесе «Дедушка Анри и я» (корейская версия пьесы и фильма французского драматурга Ивана Кальберака «Студентка и месье Анри», — ред.), что оказало влияние на кастинг.
К тому же у актеров, утвержденных на роли членов семьи, было некоторое визуальное сходство. Здорово, если актеры, играющие брата и сестру, похожи, кто бы ни взглянул, может сказать: «О! А они правда семья!». Так что тот факт, что внешне Пак Со-дам и ее экранный старший брат Чхве У-Щик производят очень схожее впечатление, тоже сыграл свою роль.
Расскажите, как вы работали над сценарием «Паразитов». Планировали ли заранее точки, в которых картина переходит из жанра в жанр?
При написании сценария я никогда не думаю о разработке каких-либо правил и стратегий. Таких правил, что мы, например, должны во что бы то ни стало снимать именно в кафе. Я не пишу сценарий с сознательным намерением, что одна сцена должна нести атмосферу одного жанра, а затем сменяться другим жанром.
Я просто продолжаю писать, как сами по себе ощущаются герои и обстоятельства, какое напряжение и энергию несут, и уже приближаясь к завершению фильма, прихожу к мысли «а эта сцена может выглядеть, как в таком-то жанре!»
«Давайте вот здесь с 1 по 15 сцену будет комедия, а начиная с 16-й перейдем к хоррору, поменяем настроение», — так намеренно я не работаю.
Какими еще фильмами вы вдохновлялись при работе над «Паразитом»? Нам, например, вспомнились «Служанка» и «Олдбой» Пак Чхан Ука.
Больше всего меня вдохновил Альфред Хичкок.
С прошлогодними «Пылающим» и «Магазинными воришками» получается целая трилогия социальных драм, маскирующихся под триллеры или комедии. Почему это такое актуальное направление в кино?
Безусловно, явление поляризации — социальный феномен. Думаю, что в Корее, что в России, по всему миру обстановка выглядит схожей. Разрыв между богатыми и бедными понемногу увеличивается — и эта поляризация создает базис для таких картин, как «Паразиты».
Кроме того, меня вдохновило реальное дело сестер Папен. Дело сестер Папен получило во Франции очень широкую огласку и оказало влияние на многих французских литераторов и философов, в кинематографе тоже снято несколько картин.
Две сестры, работавшие прислугой, без определенной причины убили семью владельца дома — это дело вызвало большой резонанс в образованных кругах французского общества. Я тоже изучал связанные с ним материалы. Дело определенно необычное, несмотря на свою известность.
Какой из своих фильмов вы считаете наиболее успешным?
Я думаю, что при любых обстоятельствах работой, приносящей наибольшее чувство удовлетворения, становится каждая следующая картина. Так что — мой девятый фильм. Пожалуйста, ожидайте.
Вы уже попробовали себя и в триллерах про маньяков, и в фильмах о монстрах, и в постапокалиптике. Есть ли еще жанр, который вы бы хотели вывернуть наизнанку в своем стиле?
Я хочу попробовать снять фильм ужасов в совершенно новом формате, каких не видели до сих пор. Конечно, у меня есть сомнения, можно ли назвать его фильмом ужасов, но в широком смысле я хочу испытать себя именно в этом жанре.
Филь крутой, интервью — поверхностное.
Ждём нового хоррора!