Блудный спецагент: рецензия на «Tom Clancy's Splinter Cell: Blacklist»
По причинам своей специфичности спецагенты так и не сумели превратиться в массовое явление. Фильмы и видеоигры про самоуверенных спасителей мира едва ли когда-то сумеют вызвать столь бурный резонанс в обществе, как, например, произведения про любителей человеческой плоти и сочных мозгов. Это просто невозможно в современном обществе. Скольких киношных спецагентов можно вспомнить навскидку? Джеймс Бонд, Джейсон Борн или на худой конец Остин Пауэрс? Негусто. Но с игровыми спецагентами дела обстоят ещё хуже. Кейт Арчер многие забыли, а ещё больше игроков не слышали о ней вовсе, Снейк же никогда и не был чистокровным спецагентом. Именно поэтому очередное возвращение Сэма Фишера выглядит столь значимым.
Предыдущий визит «глазастого» спецагента состоялся три года назад и вызвал у фанатов серии недоумение. Это был не тот Сэм Фишер, которого все давно знали. Неторопливый и расчётливый хищник превратился в разъярённого зверя, молниеносно перегрызающего жертвам глотки. Но при разработке Tom Clancy’s Splinter Cell Blacklist сотрудники Ubisoft решили, что инновации хороши в меру, и решили вернуть игру к её корням, уделив больше времени привычному для поклонников серии стелсу. И результат этого кровосмешения оставляет неоднозначное послевкусие.
В Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction экшен присутствовал в строго дозированном количестве, и пройти игру, перестреляв всех противников, не представлялось возможным.Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist, прикрывшись возвращением к корням, на самом деле продолжил эволюцию серии. С её выходом в игре официально прописались два типа игры – стелс и экшен. Выбираете тот, который вам больше по душе и вперёд – спасать мир. Игра всячески поддержит ваши начинания. Теперь за прохождение основных миссий и выполнение побочных заданий, представленных нахождением флешек с секретной информацией, взломом компьютеров и захватом особо важных неприятелей, Сэму и его команде начисляются премиальные. За их счёт можно приобретать бравому агенту новое снаряжение, которое улучшает его характеристики в двух возможных направлениях. Первое делает его более живучим, а второе менее заметным. Дуализм в своей первозданной форме проник в мир Splinter Cell.
Казалось бы, игра пытается должным образом угодить разным аудиториям, что в этом может быть плохого? Но, к сожалению, всё немного сложнее. Геймдизайн – сложная штука, и структура уровней, прекрасно подходящая для стелса, едва ли впишется в экшен. Локации в Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist зачастую маленькие, походящие в лучшие времена на широкий коридор и не способные предоставить желанного простора для стелса. Доходит даже до того, что пользоваться имеющимися гаджетами не возникает ни единого веского повода, а о возможности переносить тела и вспоминать не приходится. В итоге стелс получился камерным и однотипным, не позволяющим в большинстве случаев получить от него должного удовольствия, а экшен в виду глупости врагов и не совсем подходящей для него структуры уровней выглядит как колодец посреди пустыни – вроде бы никому и не мешает, но зачем ему уделять столько внимания, никто понять не может. Ведь даже если вы вознамеритесь пройти игру незамеченным, она не раз поставит вас в ситуацию, когда нужно будет вступить в открытый конфликт с многочисленными группами противников.
Хотя за написание сценария к Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist отвечал не сам Том Клэнси, история в игре выдержана в духе его произведений. Соответственно является она самым настоящим мусором, способным порадовать разве что умственно отсталых. В ней нет ни резких поворотов, способных украсить любой шпионский триллер, ни имевшихся в двух предыдущих частях серии интересных ситуаций, давших толчок к развитию событий, ни интересных персонажей, в общем, абсолютно ничего, что могло бы заставить следить за скудными строками текста, символизирующими вылетающие из уст пустых болванчиков мысли. А ведь между каждой миссией Сэм Фишер может побродить по секретному самолёту, находящемуся в его распоряжении, и побеседовать с подчинёнными. Но заниматься этим большого желания не возникает. Впрочем, Splinter Cell никогда не относилась к числу серий, обладающих интересной историей. И смерть дочери главного героя, и внедрение в террористическую организацию были лишь фоном, не меняющим общей картины. Но они явно не были лишними. Правильно пущенная в глаза пыль способно преобразить любое, даже самое невзрачное, действо.
Но разработчики из Ubisoft Toronto не остановились на внедрении в игру новой формы геймплея, вдобавок к ней они позволили менять цвет традиционно зеленых трифокальных очков, что выглядит как самое настоящее кощунство, изменили внешний облик самого Сэма Фишера и нашли нового актёра, отвечающего за его голос. Таким образом, Майкл Айронсайд, известный по роли Джона Разчека в культовом «Звёздном десанте», был заменён Эриком Джонсоном (Eric Johnson). И новоиспечённый Сэм Фишер не стоит и десятой части своего предшественника. Раньше у Сэма Фишера, благодаря Айронсайду, было лицо, теперь же он превратился в бездушную куклу, не вызывающую и малейшего интереса. Глупейшее решение со стороны Ubisoft, которое намеревается повторить Хидео Кодзима в Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain. Будем надеяться, что он увидит, куда ведёт выбранный им путь и вернёт в проект Дэвида Хейтера.
Do you wanna live forever?
— Джон Разчек
Несмотря на общую шероховатость у Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction имелась потрясающая особенность, до сих пор не имеющая аналогов в игровой индустрии. Речь идёт не о проецировании текста и изображений на окружение, что смотрелось очень свежо, но используется в Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist крайне редко и неинтересно, а о жестоких допросах противников. Они не только выплёскивали на игрока безобидную жестокость, но и были великолепно поставлены и срежиссированны. Любой блокбастер позавидовал бы этим коротким, но необычайно запоминающимся сценам. И в Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist ничего подобного нет. Почему? Скорее всего, из-за нападок разного рода моралистских организаций. Во всяком случае, иного логичного объяснения я не вижу, ибо рейтинг игры по-прежнему остановился на отметке 18+, и радугами никто стрелять не начал.
Получается, что возвращение единственного игрового спецагента провалилось? Не совсем. Несмотря на неоднозначные решения и потерю некоторых ярких черт серии, Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist оказалась очень неплохим развлечением, не хватающим звёзд с неба, но идеально подходящим для разогрева перед надвигающимся осенним сезоном игрового изобилия.