Блог Свена Винке: почему «народные обзорщики» лучше журнала EDGE?
давно не писал в этот блог. Но как недавно оказалось, я тоже сделан из плоти и
крови, и мне нужно было немного отдохнуть. На одном адреналине можно
продержаться несколько месяцев, и я жил и работал в эти месяцы круглые сутки.
Но сейчас мой организм решил, что пора потребовать назад весь пропущенный сон и
подарил мне отвратительную простуду! (Кашляет). Что не так уж и плохо, потому
что у меня появилась возможность написать в этот блог.
Если вы еще не поняли, о чем шла речь в предыдущем абзаце – мы провели кампанию на Kickstarter для Divinity: Original Sin. Целью было собрать 400 тысяч долларов, дав возможность нашим фанатам, во-первых, предзаказать игру, а во-вторых – позволив нам реализовать больше возможностей в игре и при этом успеть к осеннему релизу. Мы собрали более 1 миллиона долларов, кучу новых идей и очень большую ответственность. Работы было очень много, сна мало, но я ни на секунду не жалею, и если потребуется, сделаю это еще раз.
Я уже писал про уроки, которые мы извлекли из Kickstarter-а в моем англоязычном блоге (http://www.lar.net/2013/04/19/one-week-to-go/) – если вам интересно увидеть перевод, напишите в комментариях. А у меня есть еще несколько мыслей, которыми бы я хотел поделиться.
Одна из таких вещей – кому мы должны показывать наши игры. Раньше я думал, что любому разработчику необходимо показать свой проект как можно большему числу изданий – то есть более-менее всем, кто умеет складывать буквы в слова или «снимать Fraps’ом и монтировать Vegas’ом». Но за последние месяцы я общался более чем с 200 игровых изданий, и серьезно поменял свою точку зрения.
Это может прозвучать банально, но я сделал вывод, что нет никакого смысла показывать свою игру тем, кому неинтересен этот жанр. В лучшем случае этот автор не сделает в тексте фактических ошибок. Но чаще всего такие статьи могут только навредить – поэтому я задаюсь вопросом, зачем делать что-то, что не принесет тебе пользы?
Да, может быть, стоит перешагнуть через это, потому что незаинтересованный журналист работает на популярном-сайте-Х, но если честно, какой смысл в том, чтобы иметь негативную статью на популярном-сайте-Х? Или неаккуратную статью с фактическими ошибками?
Все просто. Если журналисту не нравится определенный жанр или стиль геймплея, он не сможет написать качественное превью на игру этого жанра или геймплея. Можно надеяться на что-нибудь нейтральное, но лучше не рисковать. Вы же не будете просить своего доктора посмотреть водопровод в вашем доме, даже если профессия водопроводчика слегка похожа на профессию доктора? ;)
Или вот еще пример – вы не захотите, чтобы я написал рецензию на FPS. Я не играю в них, не получаю от них особенного удовольствия, и все что могу сделать – писать про них глупости, и если вы будете это читать, то у вас появится мысль: что-то с этой игрой не так.
С другой стороны, дайте мне RPG и я напишу самую подробную и справедливую рецензию со множеством интересных деталей. Если вы тоже любите RPG, вам определенно понравится этот текст. Почему бы не делать то же самое с игровыми журналистами?
Думаю, потому что обозревать игры – это их работа, и это касается игр любых жанров. Но даже редакторы должны понимать, какие жанры нравятся их авторам. Конечно, некоторые редакторы могут сказать вам, что если она напишут про вашу игру – это уже будет большое счастье. Но это неправда. На самом деле ЕСТЬ такое явление, как черный PR, что бы там не говорили маркетологи.
Сравните вот эту “рецензию” журнала EDGE с обзором YouTube-знаменитости AngryJoe. Чувствуете разницу?
К моему огромному разочарованию, после прочтения первого текста я почти ничего не узнал об игре. Я даже не узнал имя рецензента, поэтому будем называть его «аноним». Я вообще не понимаю, как такой текст мог оказаться в журнале EDGE. Мой семилетний сын умеет лучше описывать игры – и он определенно не боится подписывать свои школьные сочинения. Я примерно понимаю, откуда берутся такие мини-рецензии в журналах – во всем виноват формат, когда нужно уместить много материалов на ограниченном количестве страниц. Но публиковать такое в онлайне? Я не могу понять, зачем EDGE это делают.
Я бы не был так возмущен, если бы они называли это «первыми впечатлениями», но подписывать это «рецензией» - это слишком.
С другой стороны, просмотр обзора Энгри Джо дал мне гораздо больше информации об игре – а также о том, понравится она мне или нет. После просмотра этого обзора я понял, что этот парень делает свою работу не хуже, а то и лучше, чем легендарный журнал, выпуски которого я покупаю уже который год.
Аудитория Энгри Джо куда больше, чем у многих традиционных игровых журналов, и кажется теперь я понимаю почему. В следующий раз, когда я увижу в твиттере его новый обзор, я кликну на него и посмотрю. Подобное вряд ли случится, если я увижу очередной мини-обзор из трех абзацев, написанный анонимом.
Итак, я сказал себе – если бы я был разработчиком Star Command и знал, что моя игра будет отрецензирована анонимом, да еще и в такой позорной форме, стал бы я присылать в EDGE ревью-код? Скорее всего, не стал бы. Ревью-коды должны посылаться только тем людям, которые напишут честную рецензию или сделают честный видео обзор – с разбором достоинств и недостатков, со сравнениями с другими играми, с мнением автора. Со всем тем, что сделал Энгри Джо, но не сделал EDGE. Да, я знаю, что это звучит идеалистично.
После этого маленький демон внутри меня спросил – а что если ты сделал плохую игру и хочешь продать ее только для того, чтобы заработать денег? Ты вообще будет в таком случае рассылать ревью-ключи? Это отличный вопрос и я очень надеюсь, что мне никогда не придется на него отвечать – для этого достаточно не делать плохих игр. Если честно, я не знаю, какой подход в такой ситуацией будет лучшим. Наверное, я буду пытаться сначала исправить в игре все неудачные моменты, а уж потом рассылать ее для игровых изданий.
Через пару месяцев мы будем рассылать ревью-коды Divinity: Dragon Commander. Это далеко не плохая игра, но я все равно склоняюсь не высылать ключи самым крупным сайтам, поскольку боюсь, что есть шанс, что они дадут рецензировать ее какому-нибудь стажеру (в конце концов, уже почти лето), который любит консольные YOBA-гоночки, поскольку специалист по PC-стратегиям будет в этот момент занят какой-нибудь другой игрой.
А вы что думаете? Я внимательно прочитаю ваши комментарии.
_Об авторе: Свен Винке - основатель и генеральный директор Larian Studios _