Блажь или будущее? Зачем компьютеру больше одного экрана, и как играть на трех мониторах сразу
Я всегда считал многоэкранные игровые системы позерством и кичем — да, на выставках или разворотах профильных журналов они смотрятся круто и эффектно, но устанавливать что-то подобное дома? Увольте! И дело даже не столько в деньгах, это же сколько мороки с установкой, да еще и места такой монстр занимает просто неприличное количество. И все ради чего? Какой реальный прок может быть от нагромождения трех и более мониторов?
Городить «центр управления полетами» для игр я даже не пытался — был уверен, что это дорого и довольно бесполезно.
Еще совсем недавно даже не самые «графонистые» игры на такой системе требовали топовых видеокарт, а желательно сразу пару, в SLI (или Crossfire, если речь про Radeon), и это при условии, что они поддерживали такой расклад. Разумеется, вкладывать сотни тысяч кровных в не особо нужное железо и дополнительные игровые мониторы ради экспериментов как-то совсем не хотелось.
Но вот MSI предоставила для тестирования новенький системник Infinite A и три собственных изогнутых монитора Optix, и тут уж устоять было невозможно.
MSI Optix G27 C:
- Диагональ: 27 дюймов
- Разрешение: 1920×1080, Full HD
- Тип матрицы: WLED IPS без мерцания
- Частота обновления: 144 Гц
- Время отклика: 8 мс
- Порты: DisplayPort, HDMI, DVI
- Дополнительно: Изогнутый экран, концентратор USB 3.0, AMD FreeSync
- Цена: ~ 35 000
Игровые мониторы MSI отвечают всем потребностям современных геймеров. Высокая частота обновления картинки позволяет чувствовать больше плавности при игре на высоких фреймрейтах — на обычных 60 Гц дисплеях преимущества игры, скажем, в 120 fps не так заметны.
Кроме того, MSI использует LED-подсветку без мерцания — человеческое зрение не воспринимает высокочастотное мерцание обычного экрана, но усталость все равно накапливается быстрее — за мониторами Optix можно проводить больше времени без вреда для глаз. Кроме того, в ночное время зрение игроков бережет фильтр синего света.
Сам монитор изготовлен по технологии IPS с глубоким черным цветом и имеет цветовой охват SRGB 110% и 85% NTSC — он вполне подойдет не только для игр, но и для продолжительной и эффективной работы с документами, текстами, графикой и фотографиями.
Нам таких досталось целых три — изгиб панели не очень заметен при пользовании одним монитором, но при объединении в систему он позволяет составить более плавную панораму.
Стоит сразу оговориться, что против систем из нескольких мониторов я ничего не имею.
Несколько лет назад я начал использовать связку из двух экранов для работы, и с тех пор не представляю, как можно жить всего с одним.
Это совершенно другое качество жизни: обычно все внимание сосредоточено только на главном экране с браузером или графическим редактором, но сбоку всегда должна быть вспомогательная панель со справочной информацией, рабочим чатом или, чаще всего, лентой твиттера. Обычно я даже разворачиваю его вертикально, в «книжную» ориентацию, чтобы туда помещалось больше текста — это и правда очень удобно и заметно улучшает мою многозадачность. Суть не в том, чтобы смотреть одновременно в два экрана, а в том, что перевести взгляд все же быстрее и естественнее, чем прыгать между окнами и вкладками.
В Windows 10 проблем с настройкой нет: по умолчанию экраны будут дублировать друг друга, но в параметрах можно выбрать режим «расширения», чтобы изображение на них было разным, но рабочий стол — общим. После этого система позволяет легко настраивать положение экранов относительно друг друга, чтобы курсор перемещался между ними более естественно.
Вот только с играми, как оказалось, такой номер не проходит — они все равно открываются только на «главном» экране, а остальные, сколько бы их ни было, будут простаивать без дела. Это может быть удобно, для стримеров — чат всегда под рукой, не надо ничего сворачивать. Но мы ведь собрались здесь не за этим!
Чтобы получить тот самый экспириенс с «максимальным погружением», придется задействовать технологии Nvidia Surround или AMD Eyefinity, их придется раскапывать в настройках вашей видеокарты. Суть в следующем: видеокарта синхронизирует несколько мониторов и собирает из них один рабочий стол с огромным общим разрешением.
В нашем случает три игровых дисплея MSI Optix G27С образовали единую панораму с разрешением 5760×1080 и частотой обновления 144 Гц. При этом рамки и расстояние между мониторами компенсируется программно — если линия начинается на одном экране, то на соседнем она продолжается так, как будто в промежутке она продолжалась, а не просто исчезла и возобновилась с того места, где уперлась в край изображения.
Да, это сжирает часть информации, но зато общая картина смотрится значительно естественнее, и черные полосы рамок постепенно учишься вообще не замечать.
Многие популярные игры поддерживают такое сверхширокое разрешение без танцев с бубном — оно само перестраивается в настройках. И эффект это производит впечатляющий, особенно в авиасимуляторах и гонках. Eve: Valkyrie вообще иначе чем «просто космос» не опишешь, в темной комнате создается впечатление, не хуже, чем в VR-очках. Разве что разрешение выше и нигде не давит и не жмет.
Вся основная информация все еще сосредотачивается по центру, но боковые экраны занимают поле зрения без остатка, так что ощущение погружения и правда достигается — угол зрения камеры получается около 180 градусов, и в этих пределах вскоре привыкаешь осматриваться поворотами собственной головы, не поворачивая мышку.
Я не киберспортсмен и не могу судить о том, как это сказывается на результатах в той же Counter-Strike: Global Offensive — игроки с развитым боковым зрением, очевидно, смогут получать больше информации и быстрее замечать врагов, но мне это не особо помогло.
Я не очень хорош в сетевых шутерах, и, к тому же, довольно впечатлительный — я почувствовал себя незадачливым напуганным туристом в охваченном войной Багдаде. Зато мне помогло кое-что другое. MSI встраивает в свои мониторы много дополнительных настроек, и в том числе — программный прицел в центре экрана. Одно нажатие кнопки на самом мониторе активирует перекрестье в центре картинки, которое отображается поверх всех окон и программ. Интересно, это считается читерством?
Чтобы разместить систему из трех изогнутых дисплеев, очень кстати пришелся большой угловой стол. Такой в офисе «Канобу» оказался всего один, и сгонять прошлого владельца с насиженного места пришлось с боем. А потом бой шел уже за то, чтобы поиграть в «командном центре».
Сначала я попытался разместится на своем обычном столе шириной 130 см, но не вышло — ширина каждого из 27-дюймовых мониторов больше 60 сантиметров, так что вместе им нужно почти два метра. Подставки еще получилось уместить, но сами панели опасно торчали над полом, да и «окружающий» изгиб выставить не вышло.
Зато угловой стол с выемкой показал себя прекрасно — изогнутые мониторы выстроились симметричной полукруглой панорамой, а внизу хватило места и для ног, и для системного блока, и для многочисленных проводов.
Да, любой адепт беспроводного будущего пришел бы от такой сборки в ужас — от каждого монитора тянется по два провода (видеокабель и питание), а ведь еще мышь, клавиатура и наушники. А ведь можно еще и пару динамиков поставить!
Хотя бы с настройкой проблем не возникло! Все три монитора я просто подключил к видеокарте комплектными кабелями Display Port — Windows сразу же их распознала, после чего оставалось пару минут поколдовать с настройками Nvidia Surround. Вот и все!
Времена, когда для игры на трех экранах в Doom приходилось держать три компьютера на DOS давно прошли, но системник нужен все равно довольно мощный. В нашем случае вполне хватило блока MSI Infinite A — это современная система за вполне разумные деньги, суперкомпьютером ее не назовешь.
MSI Infinite A:
- Процессор: Intel Core i7-7700
- Видеокарта: GeForce GTX 1070 8 Гб
- ОЗУ: 16 Гб DDR4 2400 МГц
- Накопитель: 256 Гб SSD + 1000 Гб HDD
- Дополнительно: Bluetooth 4.2, Wi-Fi, RGB подсветка Mystic Light, боковая панель из стекла
- Цена: ~ 109 000
Эта серия игровых десктопов от MSI не претендует на компактность Nightblade, Vortex или Aegis и использует более привычные корпуса midi-Tower. Внутри корпус разделен на две термические зоны — в одной без лишнего нагромождения расположены процессор и оперативная память, а во второй, более тесной, находятся SSD, HDD, блок питания и закрепленная вертикально видеокарта. Внутрь воздух нагнетается двумя кулерами на передней панели, а отводится кулером сзади и через широкую щель между стеклянной панелью и корпусом — эффективно, но пыль скапливается быстро.
Мощности околотоповой игровой машины хватает на то, чтобы вытягивать стабильные 60 fps и больше в большинстве современных игр на высоких и даже Ultra настройках графики. Впрочем, GTX 1070 в таком режиме заметно напрягается, все же количество отображаемых объектов на экране значительно возрастает сложность рендеринга приближается к 4K.
Итог
Современные технологии наконец добрались до того уровня, при котором игра на нескольких дисплеях стала доступна широкому кругу пользователей. Да, это все еще недешево, только комплект приличных мониторов обойдется примерно в 90 тысяч рублей. Но есть один забавный момент — современной предтоповой видеокарте вроде GTX 1070 сейчас практически все равно, сколько у вас будет мониторов — для полноценного 4К на «Ультрах» в том же Deus Ex ее все равно скорее всего не хватит, а в Full HD она не сможет раскрыться полностью. А вот система из нескольких мониторов нагружает ее в самый раз.
Впрочем, это все равно решение не для всех — многоэкранная система занимает очень много места, под нее нужно заводить отдельный большой стол. К тому же, несмотря на то, что большинство игр поддерживают сверхширокоэкранный режим, реальную пользу из него извлекают далеко не все — в основном это касается шутеров от первого лица и различных симуляторов, тогда как в RPG или «симуляторах ходьбы» эффект получается не такой драматический.
Что до рабочих задач, то двух экранов для многозадачности обычно вполне достаточно. Впрочем, третий монитор лишним тоже не будет — на нем можно держать постоянно открытую почту, мессенджер или соцсети, оставляя два других для более важных дел.