Blacksad: Under the Skin — очень неоднозначная игра по мотивам комикса про кота-детектива
Хорошая новость в том, что знакомиться с «Блэксэдом» с Blacksad: Under the Skin и впрямь можно — знать, что было в комиксах, вовсе необязательно. Если же вы хотите перед игрой почитать что-нибудь из графических романов, то рекомендую взяться за «Блэксэд: Где-то среди теней» и «Блэксэд: Полярная нация» — так или иначе, все истории о коте-детективе самостоятельные, их можно читать отдельно и в любом порядке. Да и список персонажей, вновь и вновь составляющих Джону компанию, небольшой: это ласка-репортер Уикли, которая всюду сует свой нос, и немецкая овчарка Комиссар Смирнов, постоянно напоминающий о том, что необходимо соблюдать закон.
Еще по теме:
Under the Skin — такая же самостоятельная история, посвященная очередному делу Блэксэда. За две недели до титульного боя, в один день с самоубийством тренера, исчезает боксер Бобби Йель. Разыскать спортсмена — и есть задача главного героя. По традиции дело, которое сначала кажется простым, в итоге оказывается клубком из интриг, предательств и обмана. Спустя какое-то время масштаб преступлений разрастается настолько, что пропажа боксера перерастает в настоящий национальный скандал. И в самом его центре — Джон Блэксэд, вооруженный «кошачьими чувствами» и набором отмычек.
Эти «чувства» помогают герою на протяжении всей игры. Отличный слух позволяет уловить учащенное сердцебиение подозреваемого, безупречное зрение — разглядеть мельчайшие улики на большом расстоянии, а нюх — отыскать то, что скрыто от глаз и ушей. Все это можно и нужно использовать — и в QTE, и во время диалогов: на экране появляется белый круг-прицел, сужающийся при приближении к улике. Так герой замечает даже самые незначительные детали и составляет из них полную картину преступления в режиме «дедукции».
В нем на экран выводятся «свободные» или еще не приобщенные к делу улики, которые надо связать между собой, чтобы продвинуться дальше в расследовании. Нечто похожее было в играх про Шерлока Холмса от студии Frogwares и Murdered: Soul Suspect — но там режим был посложнее. В Blacksad все гораздо проще, да и нужные выводы почти всегда лежат на поверхности. Скажем, если кто-то сделал надпись краской, а после этого вы нашли в шкафчике одного из подозреваемых полотенце с такой же краской, два плюс два сложить будет проще простого. Почувствовать себя умным детективом в такие моменты сложно, но «дедукция» здорово разбавляет диалоги, QTE и блуждания по красивым, но безжизненным локациям.
Еще по теме:
Именно что безжизненным. Уровни в Blacksad: Under The Skin нарисованы с таким же вниманием к деталям, что и в комиксе, но делать в них, за исключением сюжетных моментов, нечего. Интерактивных NPC на одной локации — зачастую не более двух. Особо запрятанных улик нет — только щедро разбросанные коллекционные стикеры со спортсменами для вклеивания в журнал «Зал славы». Да и желания заглядывать за каждый угол у меня за всю игру так и не появилось. Неспешный темп ходьбы Блэксэда, без кнопки быстрого шага или спринта (!), вместе с «танковым» управлением в духе Heavy Rain и неудобной камерой приводит к приступам гнева, которые лишь усложняют поиск улик.
Диалоги же кажутся проработанными до тех пор, пока вы отыгрываете заданного сценаристами персонажа, то есть Блэксэда из комикса. Да, выбранные вами варианты ответа влияют на «психологический профиль» героя, который игра составляет в меню, однако на геймплее это никак не отражается. То, что выбор ответа в диалоге ни на что в итоге не влияет, особенно заметно, когда вы грубите всем подряд — это, как правило, меняет только следующую реплику. Выглядит это примерно так.
Доходит до смешного: когда букмекер ОʼЛири предлагает вам объединить усилия в поисках Йеля, у вас есть вариант согласиться. Собеседник удивляется тому, что Блэксэда не пришлось долго уговаривать и тут же начинает оправдывать свой род занятий, будто услышал отказ. Бинарный выбор в некоторых случаях есть, но от него зависят только побочные сюжетные ветви. А в конце игры перед вами и вовсе появится несколько вариантов, которые и определят финальную катсцену. Но даже там большого разнообразия не будет.
Что до QTE, то с ними все хорошо только в самой первой катсцене — в ней нет проблем с таймингами, постановкой и вариативностью. Дальше — хуже: мигающие подсказки периодически появляются слишком поздно, их бывает сложно увидеть из-за резко скачущей камеры. Различных исходов у QTE-сегментов до самой концовки я не увидел. Провал QTE заканчивается откатом к последнему чекпоинту.
Еще одна большая проблема Under The Skin, особенно в сравнении с комиксом, — это внешний вид и мимика персонажей, в том числе и самого Блэксэда. Пушистый и по-озорному ухмыляющийся персонаж из графического романа в игре стал гладким гибридом кота и Создателя из «Прометея». Досталось и многим другим персонажам.
На мой взгляд, бессменный художник «Блэксэда» Хуанхо Гуарнидо создал подробную рабочую схему по тому, как должны выглядеть эмоции на звериных мордах, только вот аниматорам Pendulo, к сожалению, не удалось перенести их в Under the Skin. Возможно, причина в ограниченных ресурсах АА-студии из Испании, которую финансирует АА-издатель из Франции, но разглядеть в трехмерной модели Блэксэда того самого кота-детектива удается с трудом.
На первой картинке — скриншот из игры, на второй — кадр из комикса.
Если забыть про топорную анимацию лиц, то в целом Blacksad: Under The Skin выглядит неплохо. Очень круто выглядят развевающиеся по воздуху галстук и плащ Джона, хоть разглядеть их из-за неудобной камеры получается не всегда. В погоне за кинематографической постановкой и попытками показать локации с лучших сторон, разработчики забыли про удобство игроков. Так, необходимые для продвижения предметы могут оказаться за углом, который вы не видите, а в некоторых случаях вообще можно выйти за пределы видимости камеры.
И еще один недостаток, о котором в разговоре об «интерактивном фильме» нельзя на сказать. Дело в том, что баланс между интерактивом и повествованием Pendulo найти тоже не удалось. То от вас требуют три попытки, чтобы зажечь зажигалку, то героя делают наблюдателем в важные для сюжета моменты.
А наблюдать, к слову, дают за рудиментарным липсинком, наложенным на невнятный английский голос главного героя, которому сильно не хватает выразительности и харизмы. Причем все остальные персонажи озвучены очень убедительно: носороги и гориллы звучат громко и басисто, земноводные — заискивающе и по-змеиному, а лев — открыто и благородно. Почему самого Блэксэда заставили говорить голосом шепчущего туберкулезника, загадка.
Звук — вообще больная тема для Under The Skin. Гробовая тишина в некоторых моментах игры вызывает неловкий дискомфорт, а отсутствие звуковых эффектов — недоумение. Для того, чтобы понять, о чем речь, достаточно взглянуть на отрывок из игры ниже.
Пожалуй, единственное, что Pendulo удалось безоговорочно, это упомянутая в начале атмосфера мира. Если вы играли в Mafia или L.A. Noire, то прекрасно понимаете, о чем я: у Нью-Йорка середины XX века свой неповторимый шарм, запечатлеть который удается не всем. Это и стремительно набирающая обороты культура потребления, кричащая с каждого билборда, и затянутые сигаретным дымом закусочные, и пощелкивающие виниловые пластинки в музыкальных автоматах.
В окружении всех этих элементов легко проникнуться эпохой и забыть о том, что на экране кот пытается узнать у гориллы, что произошло в ночь с субботы на воскресенье.
Однозначного про Blacksad: Under the Skin не скажешь. С одной стороны, на каждую положительную черту в ней найдется по две отрицательных. И несмотря на это, я не могу назвать игру плохой. Если вы любите нуар или серию графических романов «Блэксэд», в Under the Skin определенно стоит сыграть. А вот все остальные, скорее всего, останутся разочарованными.